История зарождения и развития классической и неклассической науки и психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 5152 раза

Библиографическое описание:

Зацепин, Э. Э. История зарождения и развития классической и неклассической науки и психологии / Э. Э. Зацепин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 160-168. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40999/ (дата обращения: 23.04.2024).



История науки представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Неклассический путь науки значит нестандартный не похожий на общие, принятое. Чтобы понять это нужно задуматься, а что такое классический, стандартный, принятый, выработанный. Как он появился изначально? У исследователь нет нечего или есть бесконечное множество способов познания. После умозрительных проб или практических действий выбирается тот способ, который дает результат. В дальнейшем использоваться те созданные модели, которые дают продолжают давать плод, остальные отбрасываются. Возможно использования конструкции выдающих приблизительный результат. Появление неклассических способов может быть при условии того, что на новый период времени существующие модели не дает необходимых ответов и решений или дают не полные. Так же может потребоваться другое видение для осознания правильности имеющихся способов или нахождения ошибок.

Модель научного исторического исследования это некая искусственно созданная идеальная или материальная структура отображения действительности необходимая для полного ее понимания.

Принципы это основные начала пути познавательной деятельности.

Научный упорядоченное знание значит структурированное полученное проверенным теоретически эмпирическим опытом или проверяемое им (с элементами абстрагирования от иррационального и непознаваемого). Поиск исторически существующего в прошлом конструкции знания, направленн на воссоздание прошлого для систематизации и извлечения опыта.

Исследование это деятельность направленная на подтверждения или опровержение возникшей в процессе познания идеи.

Даная работа раскрываются основные этапы развития классической и неклассической науки и психологии. Этапов развития науки значимых и менее значимых на много намного больше. Здесь были отмечены тенденции и тождества развития общей науки в частности психологии. В работе сделана попытка применения методики интуитивных классификаций для лудящего понимания материала.

  1. Некоторые принципы научного исторического исследования

Объективность. Анализируя историю с воззрений этого принципа означает, что необходимо прежде всего исследование объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что нужно опираться на факты в их настоящем содержании; что необходимо, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.

Историзм. Всякое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, в результате каких причин это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как далее развивалось в связи с изменением общих обстоятельств и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития.

Принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей.

Принцип всесторонности изучения. подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и то, что необходимо иметь в виду и учитывать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.

  1. Основные принципы научного познания

Наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности и т. д. Иррациональные принципы не рассматриваются, но возможность их существования не отрицается.

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности как совокупности ситуаций, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его.

Понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т. д.

Принцип соответствия. Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание соискателей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках стали появляться работы, особенно выполненные людьми, пришедшими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей научного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т. п., мало связанные или никак не связанные с прежними теориями.

Принцип дополнительности. Воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. Тем самым с помощью дополнительности устанавливалась эквивалентность между классами понятий, описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания.

  1. Как выглядит история зарождения классической науки

В 16–17 вв., возникло принципиально свежее по сравнению с античностью и средневековьем осмысление мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая происхождение науки как таковой, как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

На эпоху Возрождения (1448–1540) происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится автономным, универсальным и самодостаточным — индивид. Происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром.

Николай Кузанский включает методологический принцип совпадения противоположностей — единого и бесконечного, максимума и минимума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета, тех предпосылок, которые лежат в фундаменте многих знаний. Он делает заключение о предположительном характере любого человеческого знания. Он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах. Николай Кузанский придает большое внимание измерительным процедурам, поэтому внимание представляет его попытка дать обоснование геометрии с помощью взвешивания. Механические средства измерения уравниваются в правах с математическим доказательством, что уничтожает ранее непреодолимую грань между механикой, понимаемой как искусство, и математикой как наукой.

Джордано Бруно (1548–1600), который был в большей степени натурфилософом, чем математиком, физиком или астрономом, отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной. Он считал, что Вселенная не движется в пространстве, так как ничего нет вне ее, куда она могла бы переместиться, потому что она является всем. Она не рождается и не уничтожается, не уменьшается и не увеличивается.

Галилео Галилея (1564–1642) — итальянского физика и астронома — по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Опираясь на принцип совпадения противоположностей, сформулированный Николаем Кузанским, он применил его к решению проблемы бесконечного и неделимого. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование «мельчайших пустот» в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них. С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствовало представление о движении, сформированное еще Аристотелем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела.

Френсиса Бэкона (1561–1626) — английского философа-материалиста и одного из основоположников науки который уловил, что единое ранее знание, — по современной терминологии «преднаука» — в силу экономических, политических и иных причин начинает объективно расчленяться, раздваиваться на два крупных «ствола» — собственно философию и науку, т. е. на два самостоятельных и специфических образования. Поэтому термины «философия» и «наука» у него далеко не синонимы. Нисколько не умаляя роли философии, Ф. Бэкон предпринимает «Великое восстановление наук» и фиксирует возникновение науки как «триединого целого» система специализированного знания и его постоянного воспроизводства и обновления, социальный институт и форма духовного производства

Рене Декарт (1596–1650), французский философ и математик, призван был расчистить почву для постройки новой рациональной культуры и науки. Для этого нужен новый рационалистический Метод, прочным и незыблемым основанием которого должен быть человеческий разум. В протяженной субстанции, или природе, как считает Декарт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величину (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение частей, движение. Последнее понимается только как перемещение, ни количественные, ни качественные изменения к нему не относятся. Наукой же, изучающей величину, фигуры, является геометрия, которая становится универсальным инструментом познания. И перед Декартом стоит задача — преобразовать геометрию так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение. Тогда она станет универсальной наукой, тождественной Методу

Исаак Ньютон (1643- 1727), английский физик, он назвал «экспериментальной философией». В соответствии с ней исследование природы должно опираться на опыт, который затем обобщается при помощи «метода принципов», смысл которого заключается в следующем: проведя наблюдения, эксперименты, с помощью индукции вычленить в чистом виде связи явлений внешнего мира, выявить фундаментальные закономерности, принципы, которые управляют изучаемыми процессами, осуществить их математическую обработку и на основе этого построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов. Ньютон создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, сформулировал три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.

Механическая картина мира сыграла во многом положительную роль, дав естественнонаучное понимание многих явлений природы. Таких представлений придерживались практически все выдающиеся мыслители 17 в. — Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт. Для их творчества характерно построение целостной картины мироздания. Учеными не просто ставились отдельные опыты, они создавали натурфилософские системы, в которых соотносили полученные опытным путем знания с существующей картиной мира, внося в последнюю необходимые изменения. Без обращения к фундаментальным научным основаниям считалось невозможным дать полное объяснение частным физическим явлениям. Именно с этих позиций начинало формироваться теоретическое естествознание, и в первую очередь — физика. В основе механистической картины мира лежит метафизический подход к изучаемым явлениям природы как не связанным между собой, неизменным и не развивающимся.

Под влиянием классической механики в Новое время сложилась механистическая картина мира, в которой Вселенная представлялась как совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связаны силами тяготения, действующими по законам классической механики. Природа рассматривалась как простая машина, все части которой жестко связаны по закону причинности, а все процессы сводились к механическим. Механистическая картина мира определила содержание естественно-научного понимания многих явлений природы, сыграв во многом положительную роль.

  1. Революционный путь история зарождения неклассической науки

В конце 18 — начале 20 в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались.

Идеи развития внедрялись в науку начиная с создания гипотезы эволюционного происхождения солнечной системы, разработанной И. Кантом (1724–1804 гг.) и развитой французским математиком и астрономом П. Лапласом (1749–1847 гг.). Английский естествоиспы-татель Ч. Лайель (1747–1875 гг.) развил идею геологической эволюции.

В 70-х гг. 19 в. ботаник М. Я. Шлейден (1804–1881 гг.) и биолог Т. Шванн (1810–1882 гг.) создали клеточную теорию строения растительных и животных организмов. В науку, таким образом, начали входить идеи развития вместе с идеями единства и целостности на различных уровнях организации живой материи.

Диалектические идеи проникают в геологию и биологию. На смену теории катастрофизма, предложенной французским естествоиспытателем Ж. Кювье (1768–1832), пришла идея геологического эволюционизма английского естествоиспытателя Ч. Лайеля (1797–1875). В теории катастрофизма утверждалось, что отдельные периоды в истории Земли заканчиваются мировыми катастрофами, в результате которых старые виды растений и животных погибают и на смену им рождаются новые, ранее не существовавшие. Лайель же доказал, что для объяснения изменений, происшедших в течение геологической истории, нет необходимости прибегать к представлениям о катастрофах, а достаточно допустить длительный срок существования Земли.

В области биологии эволюционные идеи высказывал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк (1744–1829) в «Философии зоологии» и Ч. Р. Дарвин (1809–1882), создавший знаменитую работу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Согласно теории Дарвина, виды животных, растений с их целесообразной организацией возникли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их борьбе за существование в данных условиях. Г. Менделем (1822–1884) в работе «Опыты над растительными гибридами», объединившей биологический и математический анализ, было дано достаточно адекватное объяснение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике. Им было выделено важнейшее свойство генов — дискретность, сформулирован принцип независимости комбинирования генов при скрещивании. Но до 1900 г. работа Менделя оставалась неизвестной научной общественности.

Вплотную подходит к открытию закона сохранения и превращения энергии немецкий врач Ю. Р. Майер (1814–1878), который показал, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными. Английский исследователь Д. П. Джоуль (1818- 1889) экспериментально продемонстрировал, что при затрате механической силы получается эквивалентное количество теплоты. Датский инженер Л. А. Кольдинг (1815–1888) опытным путем установил отношение между работой и теплотой, физик Г. Гельмгольц (1821–1894) доказал на основе этого закона невозможность вечного двигателя.

Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834–1907). Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Этому способствовали и исследования в области физики: открытие Ш. Кулоном (1736–1806) закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем (1791–1867) понятия электромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Максвеллом (1831–1879) математической теории электромагнитного поля. Это привело к созданию электромагнитной картины мира.

В этот же период начинают развиваться и социально-гуманитарные науки. Так, К. Марксом (1818–1883) создается экономическая теория, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858–1918) формулирует философию денег, изложенную в одноименной работе. «Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух.

Но все эти достижения, наряду с другими открытиями, были лишь предпосылками формирования неклассической науки и новой квантово-релятивистской картины мира. Решающую роль в становлении неклассического естествознания сыграла, в первую очередь, разработка релятивистской и квантовой теорий в физике, а также создание генетики в биологии, возникновение квантовой химии и т. д. Объектом исследований становятся явления и процессы микромира.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель (1852–1908 гг.) открывает явление самопроизвольного изучения урановой соли. Затем П. Кюри и М. Склодовская-Кюри устанавливают явление радиоактивности. Дж. Томсон в 1897 г. открывает электрон. В 1900 г. М. Планк высказывает догадку о квантовом характере энергии электромагнитного излучения. Э. Резерфорд устанавливает наличие ядра в атоме и строит его первую модель, а Н. Бор развивает представления о строении атома и создает его квантовую модель.

В 1924 г. французский физик Л. де Бройль выдвинул идею о корпускулярно-волновой природе излучений. В 1926 г. австрийский физик-теоретик Э. Шредингер вывел основное уравнение волновой механики, а в 1927 г. немецкий физик В. Гейзенберг сформулировал принцип неопределенности, согласно которому значения координат и импульсов микрочастиц не могут быть названы одновременно и с высокой степенью точности, что указывало на невозможность получения абсолютно точного знания об объекте в противовес позиции классической науки. В исследования микрообъектов вводился принцип релятивизма, указывающий на относительность истинного знания как характерную черту неклассического естествознания.

Однако решающий переворот в физической картине мира был вызван трудами физика-теоретика А. Эйнштейна, создавшего специальную (1905 г.) и общую (1916 г.) теории относительности. Согласно этим теориям пространство и время не являются абсолютно неизменными, самостоятельными реальностями, их свойства обусловлены спецификой материальных объектов и характеристиками их изменений. Неклассическая наука опиралась на широкую связь с математикой, которая способствовала выдвижению новых идей, созданию новых теорий.

Английский физик Э. Резерфорд (1871–1937) экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движутся вокруг неподвижного ядра и в соответствии с законами классической электродинамики непрерывно излучают электромагнитную энергию. Но ему не удается объяснить, почему электроны, двигаясь вокруг, ядра по кольцевым орбитам и непрерывно испытывая ускорение, следовательно, излучая все время кинетическую энергию, не приближаются к ядру и не падают на его поверхность.

Датский физик Нильс Бор (1885–1962), исходя из модели Резерфорда и модифицируя ее, введя постулаты (постулаты Бора), утверждающие, что в атомах имеются стационарные орбиты, при движении по которым электроны не излучают энергии, ее излучение происходит только в тех случаях, когда электроны переходят с одной стационарной орбиты на другую, при этом происходит изменение энергии атома, создал квантовую модель атома. Она получила название модели Резерфорда-Бора. Это была последняя наглядная модель атома.

В 1924 г. французский физик Луи де Бройль (1892–1987) выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц. В 1925 г. швейцарский физик-теоретик В. Паули (1900–1958) сформулировал принцип запрета: ни в атоме, ни в молекуле не может быть двух электронов, находящихся в одинаковом состоянии.

В 1929 г. английский физик П. Дирак (1902–1984) заложил основы квантовой электродинамики и квантовой теории гравитации, разработал релятивистскую теорию движения электрона, на основе которой предсказал (1931) существование позитрона — первой античастицы. Античастицами назвали частицы, подобные своему двойнику, но отличающиеся от него электрическим зарядом, магнитным моментом и др. В 1932 г. американский физик К. Андерсон (р. 1905) открыл позитрон в космических лучах.

В 1934 г. французские физики Ирен (1897–1956) и Фридерик Жолио-Кюри (1900–1958) открыли искусственную радиоактивность, а в 1932 г. английский физик Дж. Чедвик (1891- 1974) — нейтрон. Создание ускорителей заряженных частиц способствовало развитию ядерной физики, была выявлена неэлементарность элементарных частиц.

В области биологии русским физиологом растений и микробиологом Д. И. Ивановским (1864–1920) был открыт вирус и положено начало вирусологии. Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследственности американского биолога Т. Ханта (1866–1945). Хромосомы — структурные элементы ядра клетки, содержащие дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК), которая является носителем наследственной информации организма. При делении ДНК точно воспроизводится, обеспечивая передачу наследственных признаков от поколения к поколению. Американский биохимик Дж. Уотсон (р. 1928) и английский биофизик Ф. Крик (р. 1916) в 1953 г. создали модель структуры ДНК, что положило начало молекулярной генетике. Датским биологом В. Йогансоном (1857–1927) было введено понятие «ген» — единица наследственного материала, отвечающая за передачу некоторого наследуемого признака. Важнейшим событием развития генетики было открытие мутаций — внезапно возникающих изменений в наследственной системе организмов. Хотя явление мутаций было известно уже давно: в 1925 г. отечественный микробиолог Г. А. Натсон (1867- 1940) установил действие радиоизлучения на наследственную изменчивость у грибов, в 1927 г. американский генетик Г Д. Меллер (1890–1967) обнаружил мутагенное действие рентгеновских лучей на дрозофил. Систематическое изучение мутаций было предпринято голландским ученым Хуго де Фризом (1842–1935), установившим, что индуцированные мутации могут возникать в результате радиоактивного облучения организмов или под воздействием некоторых химических веществ. В результате развития генетики в этот период было выяснено, что изменчивость растительного или животного организма может быть достигнуто двумя способами: либо непосредственным воздействием внешней среды без изменения наследственного аппарата организма, либо стимулированием мутаций, приводящих к изменениям наследственного аппарата (генов, хромосом).

Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Напомним, что под Вселенной (Метагалактикой) понимается доступная наблюдению и исследованию часть мира. Здесь существуют большие скопления (100- 200 млрд) звезд — галактики, в одну из которых — Млечный Путь — входит Солнечная система. Наша Галактика состоит из 150 млрд звезд (светящихся плазменных шаров), среди которых Солнце, галактические туманности, космические лучи, магнитные поля, излучения. Солнечная система находится далеко от ядра Галактики, на ее периферии, на расстоянии около 30 световых лет. Возраст Солнечной системы около 5 млрд лет. На основании «эффекта Доплера» (австрийский физик и астроном) было установлено, что Вселенная расширяется с очень высокой скоростью.

В 1922 г. отечественный математик и геофизик А. А. Фридман (1888–1925) нашел решение уравнений общей теории относительности для замкнутой нестационарной расширяющейся Вселенной, ставшее математическим фундаментом большинства современных космогонических теорий. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по «возрасту».

В 1963 г. открыты квазары — астрономические тела, находящиеся вне пределов Галактики. В 1965 г. американские астрономы А. Пензиас (р. 1933) и Р. Вильсон (р. 1936) обнаружили фоновое радиоизлучение. Расширение Вселенной и реликтовое излучение являются вполне убедительными доводами в пользу стандартной модели происхождения Вселенной, или теории «большого взрыва». В 1967 г. были открыты пульсары — космические тела, являющиеся источниками радиоизлучения.

В 1903 г. русским ученым, большую часть своей жизни проработавшим учителем физики и математики, К. Э. Циолковским (1857–1935) в работе «Исследование мировых пространств реактивные приборами» были заложены начала теории космических полетов. В ней сформулированы основные принципы баллистики ракет, предложена схема жидкостного реактивного двигателя, а также принцип конструирования ракет — идеи, которые несколько позднее были востребованы и творчески освоены последователями Циолковского.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848–1915) и Г. Риккерт (1863–1936) считали, что «науки о духе» и естественные науки прежде всего различаются по методу. Первые (идиографические науки) описывают неповторимые, индивидуальные события, процессы, ситуации; вторые (номотетические), абстрагируясь от несущественного, индивидуального, выявляют общее, регулярное, закономерное в изучаемых явлениях.

Испытавший на себе сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864–1920) не разделяет резко естественные и социальные науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Существенная среди них та, что они требуют «ясных понятий», знания законов и принципов мышления, крайне необходимых в любых науках. Социология вообще для него наука «номотетическая», строящая свою систему понятий на тех же основаниях, что и естественные науки — для установления общих законов социальной жизни, но с учетом ее своеобразия

В классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции отвлечения и прямой генерализации наличной эмпирической материи, то в нетипичном введение объектов реализуется на пути математизации, которая выступает главным индикатором идей в науке, приводящих к сотворению новых ее отраслей и теорий. Математизация ведет к увеличению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности. Путь от классической науки к неклассической характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в «туловище» знания в качестве его нужного компонента. Перерождается осмысление предмета знания: им стала теперь не действительность «в чистом виде», как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее постижения субъектом. Обнаружение относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом.

  1. Становление иразвитие классической инеклассической психологии

Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Ее основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801–1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств — физиолога Эрнста Вебера (1795–1878). Эрнст Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении. Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого — зависимость между континуумом ощущений и континуумом взывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса — 1/30 и т. д.

Ф.Дондерс (1818–1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. Несколько раньше Г.Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора ответов на разные раздражители и т. п. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе. Позже И. М. Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, подчеркивал: «Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве».

Г. Гельмгольц (1821–1894). Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психического. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. Мы все дети Солнца, говорил он, ибо живой организм, с позиций физики, — это система, в которой нет ничего кроме преобразований энергии. Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отличающих поведение органических тел от неорганических.

Э. Пфлюгера (1829–1910). Он подверг экспериментальной критике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы благодаря связи с центробежными производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию.

В. Вундт (1832–1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт. Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его «Лекциях о душе человека и животных».

Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Основоположником отечественной научной психологии, считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Г.Эббингауз (1850–1909) обучался в университетах Галле и Берлина сначала по специальности история и филология, затем — философия. Галле, где он организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов «Немецкое общество экспериментальной психологии» и (совместно с А. Кенигом) «Журнал психологии и физиологии органов чувств» (1890), поддержанный как физиологами, так и психологами. Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом — интроспекция, контролируемая с помощью приборов. Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных.

А.Бине (1857–1911). исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий («Что такое стул?", «Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий: «стадия перечислений», «стадия описания» и «стадия интерпретации».

Стоили Холл 1844–1924) был учеником Вундта, пройдя стажировку в его лаборатории в Лейпциге. Вернувшись в Америку, он организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал издавать журнал, посвященный проблемам детской психологии. Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

(1872) Дарвин написал насыщенный фактами и идеями этюд «Инстинкт», его работы стали для психологии основополагающими в нескольких аспектах. Они реализовывали объективный метод применительно к биопсихическим феноменам, правда, в форме наблюдения, а не эксперимента. Но наблюдение естествоиспытателя может не уступать другим приемам исследования, о чем свидетельствовал триумф самого дарвиновского учения.

Г.Тарда (1843–1904). В книге «Законы подражания» (1893) он, исходя из логического анализа различных форм социального взаимодействия, доказывал, что их основу составляет ассимиляция индивидом установок, верований, чувств других людей. Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности как в состоянии сна, так и при бодрствовании. Это позволяет отличить социальное от физиологического, указывал Тард в другой книге — «Социальная логика» (1895). Все, что человек умеет делать, не учась на чужом примере (ходить, есть, кричать), относится к разряду физиологического, а обладать какой-либо походкой, петь арии, предпочитать определенные блюда — все это социально. В обществе подражательность имеет такое же значение, как наследственность в биологии и молекулярное движение в физике.

Эдвард Торндайк (1874–1949) он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных».Термины Торндайк употреблял традиционные — «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Фрейд (1856–1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название — глубинная психология — это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Под влиянием Гете и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 году. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э.Крюке. Эта работа во многом определила уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Крюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только открыла Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и подняла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав роль неосознанных мотивов в поступках чело века. По возвращении в Вену Фрейд совместно с психиатром Брейером исследует динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Не принял Брейер и новый, предложенный Фрейдом метод лечения истерии — психоанализ

Рождение нового психологического направления связанно с именами М. Вертгеймера (1880–1943), Вольфганга Келера (1887–1967) и Курта Коффка (1886–1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований. Схема опытов Вертгеймера была проста. Вот один из вариантов. Через две щели — вертикальную и отклоненную от нее на 20–30 градусов — про пускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд — одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом. Он ввел специальный термин, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость (вопреки обще принятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Вертгеймер видел смысл своих опытов в том, что они опровергали господствующую психологическую доктрину: в составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) — один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же возраста он начинает работать в музее биологии. В университете он занимается преимущественно биологией и философией и в 1918 году получает докторскую степень за работу о моллюсках. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память.

А.Адлер (1870–1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии. В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии.

Г. Олпорт (1897–1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», — писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Абрахам Маслоу (1908–1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

Карл Роджерс (1902–1987) окончил Висконсинский университет. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный материал, который он обобщил в своей первой книге «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной «терапии, центрированной на клиенте». В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу «Свобода учиться», в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности.

К неклассическим будут относиться все подходы, старающиеся в том или ином уровне отойти от классического образца или целиком ее заменить, противопоставить естественнонаучной методологии гуманитарную. Это деятельное включение в анализ социально-исторического, культурного контекста, рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит. Неклассическая психология анализирует личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект как произведение. Так же важно рассмотрение личности как творца этого произведения, деятельного субъекта, не столько формируемого извне, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого. Только гуманитарный подход в состоянии постигнуть субъектность человека— его способность быть не просто побуждаемым изнутри и извне, а ключом и основанием своих действий.

Заключение

Создание неклассической науки было соединено с переходом от классической науки, ориентированной основным образом на постижение механических и физических явлений, к дисциплинарно устроенной науке, представленной биологией, химией, геологией и др. Этот переход значил, что механистическое изображение мира переставало быть общезначимым. Объекты биологии, геологии качественно различаются от объектов классической механики. Эти науки внесли в изображение мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира. Объяснение специфики объектов биологии и геологии было неосуществимым с позиций механической причинности. Оно требовало полного осмысления сущности процесса формирования и единой организации таких объектов, что не учитывалось в механистическом подходе. Неклассическая наука не отлучает субъект познания от объекта исследований, не исключает влияние приборов, инструментов и методов на исследуемый объект и знания о нем. Напротив, сочетания факторов — свойств движущихся микрообъектов, необходимости сотворения специальных приборов для наблюдений и экспериментов с этими объектами, выбора методик и методов их выявления и изучения — признаются составными элементами условий, воздействующих на создание знаний, их содержание и истинность.

Классический инеклассический способы построения психологического багажа знания не во всех связях жестко альтернативны друг другу, а в чем-то друг друга дополняют. Не вдаваясь здесь в подробный анализ их соотношения в определенном временном срезе, при котором правомерно заявлять о постепенном изменении психологической науки как целого в устремлении, которое обозначено здесь в общем виде как неклассический вектор, — от классической модели к отходу от нее в пользу все большего признания уникальности человека и его сознания как объекта исследования. Этот общая направление складывается из строя более частных и конкретных векторов, обозначающих устремление, в которых классическая модель психологической науки претерпевала трансформации в различных конкретных психологических подходах.

Совершенствование языка, семантики, философии и науки в целом повысила потенциал необходимый для появлению новых отраслей знания, в том числе и психологии. Именно совершенствование, ибо переход от научной мысли, преднауке, к классической, неклассической, постнекласической науке дает возможность это предположить. Озоновая всю картину познания целиком можно увидеть как многие отросли знание обрастают новой информацией очищаются от лишнего и дополнят себя, и рождают новые направления, а главное помогают развиваться другим. Каждая отрасль знания проходит схожие этапы становления и совершенствования, хотя всегда присутствуют свои идеальные отличительные черты.

Литература:

  1. Белых П. Н. “Всемирная история ”. издательство ”ЛИНУС”2012 г;
  2. Мамзин А. С. История и философия науки: Учебное пособие. Изд».Питер» 2008г.;
  3. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е: «Феникс», 2003.
  4. М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины 20в. М.1996г.
Основные термины (генерируются автоматически): наука, неклассическая наука, идея, работа, экспериментальная психология, английский физик, механистическая картина мира, принцип соответствия, психологическое направление, Солнечная система.


Похожие статьи

Эволюционная теория и постнеклассическая наука

Неклассическая наука (первая половина XX в.)

Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов. /

Современное образование и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта.

Развитие естественных наук в Новое время | Статья в журнале...

В физике XIX века проявлением неклассических идей было появление теории энтропии, введенной Рудольфом Клаузиусом.

Основные термины (генерируются автоматически): неклассическая наука, наука, процесс, принцип инерции, половина XIX, евклидова геометрия...

Философские выводы из революции в естествознании конца XIX...

Но с развитием квантовой физики он вновь появляется в науке и философии, главным образом, благодаря работам В. Гейзенберга.

Все это способствовало формированию неклассической науки с его утверждением невозможности абсолютно объективного знания, замены принципа...

Квантовая парадигма в системе нового психологического знания

Во многом современное осмысление квантовой теории служит становлению неклассического и нового типа научной рациональности, меняющего прежние

Также подобные связи квантовой физики и психологии можно обнаружить и в других разделах психологической науки.

Теория П. Фейерабенда и современная социальная эпистемология

Тем самым отношения «научного» и «не-научного» строятся на принципах взаимоисключения, а наука оказывается одновременно

Фактически общепризнанной считается идея того, что миф налагает запрет на проблематизацию базовых допущений предлагаемой «картины мира».

Формирование научного мировоззрения в курсе физики

Физика как наука активно влияет на формирование мировоззрения, поскольку является важнейшим источником знаний об окружающем мире

Общая формулировка принципа соответствия такова: теории, справедливость которых экспериментально установлена для...

Научная картина мира в языке младшего школьника

В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы

Факты действительности становятся фактами науки, одной из исходных основ научного

В этом смысле понятие «научная картина мира» используется для обозначения горизонта...

История возникновения понятия «языковая картина мира», его...

Термин «картина мира» появился в начале XX века в работах Г. Герцена по физике (1914 г.) применительно к физической картине мира.

Вопрос о картине мира и по сей день в науке остается открытым, многое является неопределенным.

Похожие статьи

Эволюционная теория и постнеклассическая наука

Неклассическая наука (первая половина XX в.)

Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов. /

Современное образование и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта.

Развитие естественных наук в Новое время | Статья в журнале...

В физике XIX века проявлением неклассических идей было появление теории энтропии, введенной Рудольфом Клаузиусом.

Основные термины (генерируются автоматически): неклассическая наука, наука, процесс, принцип инерции, половина XIX, евклидова геометрия...

Философские выводы из революции в естествознании конца XIX...

Но с развитием квантовой физики он вновь появляется в науке и философии, главным образом, благодаря работам В. Гейзенберга.

Все это способствовало формированию неклассической науки с его утверждением невозможности абсолютно объективного знания, замены принципа...

Квантовая парадигма в системе нового психологического знания

Во многом современное осмысление квантовой теории служит становлению неклассического и нового типа научной рациональности, меняющего прежние

Также подобные связи квантовой физики и психологии можно обнаружить и в других разделах психологической науки.

Теория П. Фейерабенда и современная социальная эпистемология

Тем самым отношения «научного» и «не-научного» строятся на принципах взаимоисключения, а наука оказывается одновременно

Фактически общепризнанной считается идея того, что миф налагает запрет на проблематизацию базовых допущений предлагаемой «картины мира».

Формирование научного мировоззрения в курсе физики

Физика как наука активно влияет на формирование мировоззрения, поскольку является важнейшим источником знаний об окружающем мире

Общая формулировка принципа соответствия такова: теории, справедливость которых экспериментально установлена для...

Научная картина мира в языке младшего школьника

В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы

Факты действительности становятся фактами науки, одной из исходных основ научного

В этом смысле понятие «научная картина мира» используется для обозначения горизонта...

История возникновения понятия «языковая картина мира», его...

Термин «картина мира» появился в начале XX века в работах Г. Герцена по физике (1914 г.) применительно к физической картине мира.

Вопрос о картине мира и по сей день в науке остается открытым, многое является неопределенным.

Задать вопрос