В течение нескольких лет на отделении славянской филологии читались спецкурсы, посвященные изучению творчества отдельных поэтов, представляющих разные направления и течения в литературе — символизм, акмеизм, имажинизм, новокрестьянскую поэзию и др. В частности изучалось творчество Александра Блока, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Николая Клюева и др. В конце курса нами проводились заключительные занятия, которые обобщают изученное и приводят в систему полученные студентами знания.
Несмотря на то, что такие занятия отличаются нестандартной формой проведения, т. е. прежде всего оригинальностью и новизной, в деятельности студентов наблюдается определенная схожесть, идентичность. Поэтому в структуре этих занятий наблюдается много общего. Рассмотрим примерный план таких занятий.
- Вступительное слово ведущего;
- сообщения студентов на следующие темы:
а. биография поэта;
б. периодизация его творчества;
в. начало творческого пути;
г. выступление по одному какому- либо произведению поэта (история создания, прообразы, композиция);
- литературное чтение;
- постановка сцен из произведений;
- исполнение песен и романсов на стихи поэта;
- викторина по творчеству поэта;
- заключительное слово преподавателя.
Указанная последовательность занятий может быть изменена, некоторые пункты могут быть опущены, однако содержание остается таким же.
Одно из таких занятий было посвящено С.Есенину — поэту драматической судьбы, чей жизненный и творческий путь был очень краток: первую книгу своих стихотворений он опубликовал в 1915 году, а в 1925 году его уже не стало. Что характерно, он принадлежит к числу самых читаемых, но к сожалению, малоизученных поэтов.
Занятие началось с вступительного слова ведущего и затем рассказ продолжался по таблице:
Периодизация творчества Сергея Есенина (по П. Ф. Юшину)
- Ранний период (1910–1916);
а. Спас-клепиковский период (1910-1912);
б. московский период (1913-1914);
в. петербургский период (1915–1916);
- Второй период (1917–1923);
а. Есенин и «скифство» (1917-1919)
б. Есенин и «имижинизм» (1919–1922)
в. роль зарубежной поездки в творческой эволюции поэта (1922-1923).
- Третий период (1924–1925).
После окончания Спас-клепиковской церковно — учительской школы, летом 1912 года Есенин прибывает в Москву, где ему было очень тяжело. Вместо литературных занятий приходилось каждодневно думать о куске хлеба. В письмах к родным и друзьям он пишет, что рухнули все надежды на столицу, что «жизнь — это пустая и глупая шутка» и т. д.
Душевная неустроенность отразилась и в стихотворениях этого времени:
Грустно... Душевные муки
Сердце терзают и рвут
Времени скучные звуки
Мне и вздохнуть не дают
Плюс ко всему стихи поэта ни одна редакция не печатала. И только в последний год пребывания в Москве, в 1914 г. он смог опубликовать несколько стихотворений в детских журналах «Мирок» и «Проталинка». Поэтому он решает попытать счастья в столице и в марте 1915 г. Уезжает в Петроград, где знакомится с Блоком. Он направляет Есенина к С.Городецкому, при помощи которого поэт получает возможность печататься в наиболее известных тогда столичных журналах: «Русская мысль», «Голос жизни», «Огонек», «Новый журнал», «Нива» и др. Имя поэта становится общеизвестным.
Песни и романсы на стихи Есенина широко известны. Более 100 вокальных произведений на стихи поэта созданы профессиональными композиторами. Особенно любимы романсы. Что означает романс? В чем его своеобразие?
Родиной романса является Испания. Именно там в XII-XVI вв. в творчестве странствующих певцов-сказителей (хугларов) утвердился необычный песенный жанр, исполняющийся под гитару одним (реже двумя) солистом. Первые произведения такого рода отличались балладно — героическим содержанием.
Они представляли собой как бы фрагменты эпических поэм, в которых на родном языке рассказывалось о выдающихся событиях национальной истории (отсюда и пошло название «романс» т. е. народный, национальный»). Позднее сближаясь с народно — бытовой и придворной поэзией, романс обогатился чертами интимной, любовной лирики. Это сделало его исключительно популярным не только на родине, но и во всей Европе. В XVIII веке романс из Франции попал в Россию, где несколько изменилась его тематика и поэтическая структура. Став чисто лирической пьесой, он соединил в себе признаки таких жанровых разновидностей, как литературная песня, баллада, элегия, баркарола и др.
Под гитару исполняются романсы «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» и др.
Занятия завершаются викториной. Вот некоторые вопросы викторины:
- Кто был прототипом образа Анны в поэме «Анна Снегина»?
- Кому посвящено стихотворение «Я красивых таких не видел…»?
- Был ли Есенин на военной службе? Расскажите кем и как служил?
- Посетил ли Есенин Персию? Расскажите историю создания цикла стихов «Персидские мотивы».
Опыт показывает, что подготовка и проведение таких занятий особенно активизирует студентов, вызывает в них интерес, а всё это помогает в свою очередь развивать их творческую деятельность, приучает к самостоятельности в получении новых знаний.