Из опыта проведения заключительных занятий спецкурсов по литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Рузметова, З. Н. Из опыта проведения заключительных занятий спецкурсов по литературе / З. Н. Рузметова, Райхон Раззакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 648-649. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40877/ (дата обращения: 18.11.2024).



В течение нескольких лет на отделении славянской филологии читались спецкурсы, посвященные изучению творчества отдельных поэтов, представляющих разные направления и течения в литературе — символизм, акмеизм, имажинизм, новокрестьянскую поэзию и др. В частности изучалось творчество Александра Блока, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Николая Клюева и др. В конце курса нами проводились заключительные занятия, которые обобщают изученное и приводят в систему полученные студентами знания.

Несмотря на то, что такие занятия отличаются нестандартной формой проведения, т. е. прежде всего оригинальностью и новизной, в деятельности студентов наблюдается определенная схожесть, идентичность. Поэтому в структуре этих занятий наблюдается много общего. Рассмотрим примерный план таких занятий.

  1. Вступительное слово ведущего;
  2. сообщения студентов на следующие темы:

а. биография поэта;

б. периодизация его творчества;

в. начало творческого пути;

г. выступление по одному какому- либо произведению поэта (история создания, прообразы, композиция);

  1. литературное чтение;
  2. постановка сцен из произведений;
  3. исполнение песен и романсов на стихи поэта;
  4. викторина по творчеству поэта;
  5. заключительное слово преподавателя.

Указанная последовательность занятий может быть изменена, некоторые пункты могут быть опущены, однако содержание остается таким же.

Одно из таких занятий было посвящено С.Есенину — поэту драматической судьбы, чей жизненный и творческий путь был очень краток: первую книгу своих стихотворений он опубликовал в 1915 году, а в 1925 году его уже не стало. Что характерно, он принадлежит к числу самых читаемых, но к сожалению, малоизученных поэтов.

Занятие началось с вступительного слова ведущего и затем рассказ продолжался по таблице:

Периодизация творчества Сергея Есенина (по П. Ф. Юшину)

  1. Ранний период (1910–1916);

а. Спас-клепиковский период (1910-1912);

б. московский период (1913-1914);

в. петербургский период (1915–1916);

  1. Второй период (1917–1923);

а. Есенин и «скифство» (1917-1919)

б. Есенин и «имижинизм» (1919–1922)

в. роль зарубежной поездки в творческой эволюции поэта (1922-1923).

  1. Третий период (1924–1925).

После окончания Спас-клепиковской церковно — учительской школы, летом 1912 года Есенин прибывает в Москву, где ему было очень тяжело. Вместо литературных занятий приходилось каждодневно думать о куске хлеба. В письмах к родным и друзьям он пишет, что рухнули все надежды на столицу, что «жизнь — это пустая и глупая шутка» и т. д.

Душевная неустроенность отразилась и в стихотворениях этого времени:

Грустно... Душевные муки

Сердце терзают и рвут

Времени скучные звуки

Мне и вздохнуть не дают

Плюс ко всему стихи поэта ни одна редакция не печатала. И только в последний год пребывания в Москве, в 1914 г. он смог опубликовать несколько стихотворений в детских журналах «Мирок» и «Проталинка». Поэтому он решает попытать счастья в столице и в марте 1915 г. Уезжает в Петроград, где знакомится с Блоком. Он направляет Есенина к С.Городецкому, при помощи которого поэт получает возможность печататься в наиболее известных тогда столичных журналах: «Русская мысль», «Голос жизни», «Огонек», «Новый журнал», «Нива» и др. Имя поэта становится общеизвестным.

Песни и романсы на стихи Есенина широко известны. Более 100 вокальных произведений на стихи поэта созданы профессиональными композиторами. Особенно любимы романсы. Что означает романс? В чем его своеобразие?

Родиной романса является Испания. Именно там в XII-XVI вв. в творчестве странствующих певцов-сказителей (хугларов) утвердился необычный песенный жанр, исполняющийся под гитару одним (реже двумя) солистом. Первые произведения такого рода отличались балладно — героическим содержанием.

Они представляли собой как бы фрагменты эпических поэм, в которых на родном языке рассказывалось о выдающихся событиях национальной истории (отсюда и пошло название «романс» т. е. народный, национальный»). Позднее сближаясь с народно — бытовой и придворной поэзией, романс обогатился чертами интимной, любовной лирики. Это сделало его исключительно популярным не только на родине, но и во всей Европе. В XVIII веке романс из Франции попал в Россию, где несколько изменилась его тематика и поэтическая структура. Став чисто лирической пьесой, он соединил в себе признаки таких жанровых разновидностей, как литературная песня, баллада, элегия, баркарола и др.

Под гитару исполняются романсы «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» и др.

Занятия завершаются викториной. Вот некоторые вопросы викторины:

  1. Кто был прототипом образа Анны в поэме «Анна Снегина»?
  2. Кому посвящено стихотворение «Я красивых таких не видел…»?
  3. Был ли Есенин на военной службе? Расскажите кем и как служил?
  4. Посетил ли Есенин Персию? Расскажите историю создания цикла стихов «Персидские мотивы».

Опыт показывает, что подготовка и проведение таких занятий особенно активизирует студентов, вызывает в них интерес, а всё это помогает в свою очередь развивать их творческую деятельность, приучает к самостоятельности в получении новых знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, стих поэта, XII-XVI, вступительное слово ведущего, Москва, романс, творческий путь.


Похожие статьи

Из опыта организации исследовательской деятельности по биологии

Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Из опыта работы по совершенствованию методики чтения текстов на иностранном языке у студентов неязыковых специальностей

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку в иранских университетах: на материале условных предложений

Методика формирования у слушателей инновационного восприятия учебного курса по естественным дисциплинам

Практические вопросы научной стилистики на занятиях в техническом вузе

Учебное пособие по проведению практических осенних экскурсий курса общей биологии

К вопросу о проектной работе по иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы)

Похожие статьи

Из опыта организации исследовательской деятельности по биологии

Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Из опыта работы по совершенствованию методики чтения текстов на иностранном языке у студентов неязыковых специальностей

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку в иранских университетах: на материале условных предложений

Методика формирования у слушателей инновационного восприятия учебного курса по естественным дисциплинам

Практические вопросы научной стилистики на занятиях в техническом вузе

Учебное пособие по проведению практических осенних экскурсий курса общей биологии

К вопросу о проектной работе по иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы)

Задать вопрос