Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении раздела "ЧС природного характера и защита от них" с использованием электронной образовательной платформы Google | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вилейто, Т. В. Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении раздела "ЧС природного характера и защита от них" с использованием электронной образовательной платформы Google / Т. В. Вилейто, А. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40603/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена разработке технологической карты урока ОБЖ на основе применения в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены различные виды наполнения учебных блоков персонального сайта учителя (ПСУ) как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в процессе обучения. Представлена технологическая карта урока с применением ПСУ на различных этапах обучения ОБЖ.

Ключевые слова: информационные технологии, электронная образовательная платформа, персональный сайт учителя, технологическая карта.

Реализация в процессе обучения современных информационных технологий (ИТ) позволяет сегодня обеспечить более эффективное формирование всех компонентов содержания образования по различным дисциплинам, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности. Изучение учащимися раздела "ЧС природного характера и защита от них"направлено на овладение знаниями и умениями по обеспечению безопасного поведения в условиях проявления различного рода опасностей природного характера. [1]

Нам представляется, что при изучении на уроках ОБЖ тем и разделов, связанных с опасными природными явлениями, очень важным является развитие у человека пространственного и образного мышления, которое позволяет визуально работать с графической информацией и знаковым материалом, преобразовывать информацию, размещенную на плоскости и в пространстве. Очевидным является то, что такого рода информацию удобно изучать и передавать при использовании различных средств информационных технологий (ЭОР, дистанционных технологий, электронных образовательных платформ и др.).

Применение на уроках ОБЖ электронной образовательной платформы Google позволяет по-новому организовать образовательный процесс на базе средств ИТ, реализовывать интерактивное взаимодействие между учеником, учителем и системой, использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат задания и упражнения по разделам и темам учебника, а также отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка. Содержание электронной образовательной платформы и ее материал во многом определяются индивидуальностью преподавателя. [2]

Персональный сайт учителя служит одним из вариантов применения электронной образовательной платформы на уроках ОБЖ. Стоит отметить, что данная система может также упростить процесс разработки и адаптации собственных учебных материалов, тестовых заданий и др., что актуально в условиях загруженности учителя.

В структуре персонального сайта учителя можно выделить следующие блоки:

  1. Учебный материал:

При разработке персонального сайта учитель имеет возможность наполнить его учебным материалом, используя готовые оцифрованные или электронные ресурсы, в том числе Интернет, а также создавать авторский материал и применение различных методик (например, так называемая «Методическая копилка»).

Наполнение сайта: мини-лекции, ссылки на веб-страницы, глоссарий, слайды и видео, представляющие собой демонстративный материал, который может использоваться как при изучении новой темы, так и служить дополнением к уже полученным знаниям по предмету.

  1. Внутренний контроль или самоконтроль:

Для учащихся с точки зрения их личностного развития наиболее важным типом контроля является самоконтроль. Это связано с тем, что в ходе самоконтроля ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки и анализирует их. Эти действия ученика позволяют ему в дальнейшем предупреждать возможные ошибки и оптимальным образом формировать остаточные знания.

Наполнение сайта: тренажеры и тесты, задания на внимание; контрольные работы.

  1. Самообразование:

Для включения школьника в процесс самообразования педагог должен выбирать те темы и задания, которые будут соответствовать возрастным интересам учащихся. Персональный сайт учителя поможет ученикам выполнять задания не по требованию учителя, а по собственному побуждению.

Наполнение сайта: ссылки на веб-страницы с библиографическими справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями.

  1. Внешний контроль:

Задания, направленные на выявление уровня полученных знаний у учащихся.

Наполнение сайта: устный и письменный опрос; зачет; кроссворды; викторины; рабочая тетрадь.

При изложении учебного материала при наполнении сайта по блокам следует опираться на следующие дидактически принципы:

  1. принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии;
  2. принцип учета межпредметных связей между дисциплинами;
  3. принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок;
  4. принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала;
  5. принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала.

Предложенная структура определяется тем, что в основном персональный сайт учителя используется для организации самостоятельной работы учащихся и должен четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и каким образом они взаимосвязаны между собой. Самостоятельная работа с использованием ИТ, дистанционных технологий обеспечивает индивидуализацию образования, повышает мотивацию к обучению, способствует приобретению самостоятельности в приятии решений. Процесс обучения становится более технологичным.

Одним из способов технологичного проектирования урока на основе использования персонального сайта учителя является удобная форма структурирования урока в виде технологической карты. Эта форма позволяет структурировать урок в виде таблицы по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели и задачи, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

В традиционном плане учитель, как правило, расписывает в основном содержательную сторону урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность педагогу максимально детализировать урок еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных технологий, методов и средств обучения, а также проанализировать свою деятельность и деятельность учащихся на каждом этапе урока.

Деятельность учителя должна быть многофункциональной и проявляться на всех этапах урока. Деятельность учащихся тоже должна быть разновидовой и проявляться в различных приемах учебной работы, по возможности, охватывая на одном уроке от уровня репродукции до поискового и проблемного, творческого уровня деятельности учащихся.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока, прослеживая карту по вертикали. Например, реализацию учителем целей и задач урока; использование технологий, методов и методических приемов работы, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля, рефлексии обучающихся.

В качестве примера рассмотрим разработку технологической карты урока по изучению природных катастроф и ЧС природного характера при изучении ОБЖ в 7 классе на основе использования персонального сайта учителя (ПСУ), где нами определены этапы урока, методы и приемы работы, формы организации учебной деятельности, различные виды взаимодействия обучающихся с ПСУ, а также деятельность учителя и учащихся.

Здесь предложена технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе по теме «Цунами и причины его возникновения» (Таблица 1).

Таблица 1

Технологическая карта урока на тему «Цунами и причины его возникновения». ОБЖ 7 класс

Ф.И.О. учителя: ______________________________

Класс: ______7 класс_________

Дата: ______________

Предмет: ОБЖ

№ урока по расписанию: _____

Тема урока: «Цунами и причины его возникновения»

Цель: актуализировать знания о морских опасных гидрологических явлениях, усвоение знаний, умений и навыков безопасного поведения при возникновении цунами, развитие личностных качеств (через решение учебных задач различного уровня сложности - от репродуктивного до творческого уровня средствами веб-сайта).

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: комбинированный с использованием метода беседы и практической работы

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, выход в сеть Интерне

Характеристика этапов урока:

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы с блоками ПСУ*

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Постановка темы и цели урока

8

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Вопросы для активизации знаний:

1.Какие морские гидрологические опасные явления вы знаете?

2.Что такое «цунами»?

3.Какие природные катастрофы, связанные с цунами вы знаете?

Используется блок ПСУ «Методическая копилка» где содержатся вопросы и задания на проверку имеющихся знаний у учащихся об опасных природных явлениях на предыдущих уроках

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "цунами", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Формулируют тему и задачи урока, пишут в тетради определение «цунами», отвечают на вопросы

Освоение нового материала

17

Выявление обучающимися признаков и видов цунами, составление правил действия в случае ЧС, развитие умения анализировать.

Презентация с фото- и видеоматериалами по изучаемой теме

Используется блок ПСУ «Материалы для учащихся» со схемами, картосхемами и фото- и видеоматериалами, показывающие проявление действия цунами на территории РФ, Японии и т.д.

Ф

Роль информатора и демонстратора материала по изучению природных опасностей, в частности цунами

Осознает цель и задачи урока, ознакомление с содержанием ПСУ и подбора информации по изучению вопросов о цунами в соответствии с целями урока

Первичное закрепление нового материала

14

Освоение способа проверки

Задания для организации самостоятельной деятельности учащихся

Используется блок ПСУ «Внутренний контроль и самоконтроль», с тестовыми заданиями, заданиями на внимание, контрольными работами, направленных на выявление уровня полученных знаний и умений о действиях в случае ЧС природного характера (Цунами)

И

Роль информатора, консультанта, возможно тьютора.

Воспроизведение, анализ, структурирование знаний о цунами, выделение существенных признаков опасного явления, обобщение, выполнение практических работ репродуктивного и творческого характера (исследовательских).

Подведение итогов урока. Домашнее задание

5

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

План урока на доске, представленный (составленный) в начале урока

Рефлексия (работа в парах или в малых группах), контроль

П

Разъясняет содержание домашнего задания

Оценивают (рефлексия в парах) результаты своей самостоятельной деятельности и урока в целом.

*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

ПСУ*- персональный сайт учителя

Далее, после проведения урока с использованием технологической карты учитель также оценивает работу обучающихся на уроке (указывает активность учащихся, меру занятости): например, обучающиеся работали активно, все были включены в работу. Подчеркивает наличие или отсутствие дифференциации и индивидуализации обучения, характер самостоятельной работы учащихся: например, репродуктивный или продуктивный (творческий).

В конце дает оценку достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Таким образом, разработка технологической карты урока и использование ее учителем в процессе обучения представляет собой определенный универсальный алгоритм деятельности, как самого педагога, так и обучающихся, позволяет оценить эффективность работы учителя и учащихся, применять принципиально новые подходы к организации учебного процесса, в том числе на основе взаимодействия с электронным ресурсом (в соответствии с целями и задачами, типом урока и т.д.).

Литература:

  1. Вилейто Т.В., Некрасова А.В. Персональный сайт учителя как инструментарий применения электронной образовательной платформы Google на уроках ОБЖ. // Международный научный журнал Педагогика высшей школы. № 3.1.(6.1) / ноябрь 2016, С.48-52
  2. Образовательный ресурс «Образовательные платформы» / Интернет-портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://lektsii.com/
Основные термины (генерируются автоматически): персональный сайт учителя, учебный материал, электронная образовательная платформа, наполнение сайта, технологическая карта, технологическая карта урока, этап урока, деятельность учителя, задача урока, природный характер.


Похожие статьи

Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками

Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...

Разработка плана урока для развития навыка говорения на английском языке у взрослых учеников с использованием лингвистической онлайн-платформы ProgressMe

В статье автор анализирует функционал лингвистической онлайн-платформы ProgressMe с точки зрения пригодности ее для организации учебного процесса по обучению говорению на английском языке. Во второй части статьи представлен план урока по улучшению на...

Использование ресурса Learning Apps на уроках английского языка на начальном уровне обучения с учетом стиля восприятия информации у школьника

Данная статья посвящена Learning Apps, интернет-ресурсу, способствующему активизировать лексический материал на уроках английского языка и дома. Вниманию представлены разработанные игровые упражнения в указанном сервисе с учетом стиля восприятия инфо...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды

Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски

Выявлены возможности использования разных видов электронных исторических карт в процессе формирования картографических умений у школьников на уроках истории. Проанализированы преимущества и недостатки анимированных карт, тренинговых заданий и специал...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Похожие статьи

Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками

Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...

Разработка плана урока для развития навыка говорения на английском языке у взрослых учеников с использованием лингвистической онлайн-платформы ProgressMe

В статье автор анализирует функционал лингвистической онлайн-платформы ProgressMe с точки зрения пригодности ее для организации учебного процесса по обучению говорению на английском языке. Во второй части статьи представлен план урока по улучшению на...

Использование ресурса Learning Apps на уроках английского языка на начальном уровне обучения с учетом стиля восприятия информации у школьника

Данная статья посвящена Learning Apps, интернет-ресурсу, способствующему активизировать лексический материал на уроках английского языка и дома. Вниманию представлены разработанные игровые упражнения в указанном сервисе с учетом стиля восприятия инфо...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды

Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски

Выявлены возможности использования разных видов электронных исторических карт в процессе формирования картографических умений у школьников на уроках истории. Проанализированы преимущества и недостатки анимированных карт, тренинговых заданий и специал...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Задать вопрос