Зрительное восприятие в логопедической практике: пропедевтика и развитие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Билетина, Т. А. Зрительное восприятие в логопедической практике: пропедевтика и развитие / Т. А. Билетина, Н. А. Щеглова, Л. А. Шушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40244/ (дата обращения: 17.12.2024).



Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Тем не менее, при оценке готовности к школе и исследовании возникающих трудностей обучения редко уделяется достаточно внимания к состоянию функции. К школьному возрасту ЗВ считается достаточно зрелым, на его основе строятся учебные программы.

Программные требования иметодические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 1 класса общеобразовательной школы [3]

Учащиеся должны уметь: быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку (находить вверх, низ, середину листа, нужную строку), классифицировать печатные буквы по разным основаниям; узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов; самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, раскладывать от светлого к темному, описывать цвета предметов находящихся на расстоянии нескольких метров; узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов; дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому; проводить прямые линии всех видов без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии; оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве; конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения; свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня школьника.

Программные требования иметодические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 2 класса общеобразовательной школы [3]

Учащиеся должны уметь: быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку и в узкую линейку; копировать объекты с большим количеством деталей; анализировать сложную геометрическую форму, выделяя все конфигурации составных частей, называть формы четырёхугольника, знать призму, пирамиду, параллелепипед, конус; выделять оттенки цветов в окружающем, создавать цветовые гаммы по насыщенности; использовать явления природы для ориентировки во времени; воспроизводить и моделировать позы; знать понятие недели; определять возрастные отношения между членами семьи; определять пространственные отношения; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы при выполнении в работе и контроле.

Программные требования иметодические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 3 класса общеобразовательной школы. [3]

Учащиеся должны уметь: быстро и правильно ориентироваться на листе в широкую линейку; выполнять конструирование из палочек, геометрических фигур по словесному указанию, по представлению с опорой на образы зрительной памяти и зарисовывать их; находить все фигуры (разной формы, цвета, размера, положения в пространстве) заданной формы; узнавать предметы в разных модальностях; выполнять работу, используя алгоритм действия; использовать образцы в процессе самостоятельной работы, уметь самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы; пересказывать сказку, используя цветные символы; описывать содержание картины, устанавливать логические связи между персонажами с опорой на собственный опыт; уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями.

Программные требования иметодические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 4 класса общеобразовательной школы [3]

Учащиеся должны уметь: быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги; использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать изображение в выбранном направлении; изменять направленность; выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат; узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении; определять величины предметов и соотношения величины, опираясь на единицы измерения; понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы; понимать объективность природы времени; при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы.

Считается, что зрительные функции развиваются в раннем возрасте, и к моменту поступления ребёнка в школу структурные компоненты такие как объём, константность, целенаправленность, навыки зрительного обследования, аналитико- синтетическая деятельность зрительного анализатора, зрительно-моторные координации должны быть сформированы и соответствовать трём психическим уровням отражения.

При работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и нарушением познавательной деятельности наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих ЗВ. От уровня развития ЗВ зависит успешность формирования внимания, мышления, устной и письменной речи.

Выявить недоразвитие ЗВ, найти причину и скорректировать — задача, требующая анализа. Известно, что неполноценность одной функции (или её звена) снижает возможность формирования практических навыков и умений и вызывает значительные затруднения во всех видах деятельности.

Для выявления уровня развития ЗВ у детей и степени соответствия возрастным нормам используется «Методика оценки уровня развития зрительного внимания восприятия детей 5–7, 5 лет» М. М. Безруких, которая представляет комплексную систему для оценки зрительно-моторной координации, фигуро-фонового различения, постоянства очертаний, положения в пространстве, пространственных отношений и комплексный субтест. [1]

Развитие ЗВ на логопедических занятиях входит в раздел неречевые процессы, и порой выбор того или иного задания может быть не оправдан и не эффективен. Для того, чтобы иметь представление и с пользой для ученика вводить задание, на наш взгляд, следует обратиться к толкованию тех структурных компонентов, которые оцениваются в методике [2]

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления воспринимаемой информации с выполнением мелких моторных действий с задачей выполняемого задания. Несформированность зрительно-моторных координаций может быть предиктором не только оптической дисграфии, но и чтения, особенно на начальном этапе, когда движение пальцем прослеживаются глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Техника и плавность чтения формируются на этой основе. Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить своё письмо. По этой же причине замедляется формирование навыков самообслуживания и организация произвольного двигательного акта на уроках физкультуры.

Фигуро-фоновое различение или зрительная избирательность — это выделение из сенсорного поля каких-либо объектов (и их частей) и признаков. Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определённом поле. Недостатки зрительной избирательности задерживают запоминание конфигурации предмета, знака (буквы-цифры), что приводит к угадыванию их названий, возврату движения глаз и снижению качества чтения, письма, узнаванию предмета. Несформированность фигуро-фонового различения может усложнить работу с контурными картами на уроках географии, с алгебраическими графиками, с чтением нот с листа.

Постоянство очертаний или зрительная константность — это целостное восприятие предмета при изменении условий ЗВ. Константность ЗВ рассматривается как результат опыта и научения. В связи с овладением практической предметной деятельностью степень константности зрительного восприятия снижается. Недостатки этой функции могут проявиться в написании лишних элементов букв или к ошибочному выбору последующих элементов (о-а, у-ч, н-ю, л-я, и-у), или в т. н. «стилизованном письме», когда почерк становится неразборчивым и нечитаемым, или в неточностях изображения и замене сходных по форме геометрических фигур (круг-овал, квадрат-прямоугольник, ромб-трапеция)

Положение в пространстве и пространственные отношения — зрительное соотнесение предметов по их характерным признакам и их различия положения в пространстве по отношению друг к другу и их основным частям (узнавание повернутых и перевёрнутых фигур, букв); анализ фигур и копирование, состоящих из линий различной длины и углов. Несформированность пространственных отношений и положения предмета может повлечь затруднения в логико-грамматических операциях и операциях счёта, в работе с графиками и системой координат, географическими картами и атласами.

Комплексный субтест включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу. Недостатки ЗВ могут выражаться в асимметричности, увеличении или уменьшении дополняемой части, искажении формы, отсутствии целостного представления предмета. Представление является вторичным образом предмета, оно обладает меньшей чёткостью и яркостью, чем сенсорно-перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой. На уровне зрительного представления предмет (знак) обособляется от фона, и появляется возможность мысленного расчленения объектов и объединения их (и их деталей) в одно целое, комбинаций и рекомбинаций, масштабных преобразований, умственного вращения.

Школьное обучение предъявляет высокие требования к развитию полноты и точности стоящих за СЛОВОМ представлений, являющихся основой формирования вербально-логического мышления. Решение зрительных задач может быть затруднено из-за недостаточного развития холистической «сканирующей» стратегии восприятия; аналитической «классификацонной» стратегии; ориентировочной основы зрительного действия. [4]

На становление и дифференциацию зрительных образов влияет и развитие речи, её номинативной функции [4]. На наш взгляд, в канву логопедической работы уместно вплетается «Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет» Т. В. Ахутиной, состоящей из нескольких комплексов. Первый методический комплекс — идентификация зрительных изображений (усложнение по двум линиям — гностической и речевой). Второй методический комплекс — нахождение вербализируемых различий (от простейших видов различий к изменению и детализации цвета, формы, количества). Третий методический комплекс — перцептивное моделирование, которое позволяет развивать зрительно — гностические, пространственные и регуляторные функции. Четвёртый комплекс — зрительный гнозис («зашумления» — наложение картинок, их перечёркивания, зрительные помехи, сложный фон). В заданиях выделяются значимые признаки предметов, они называются, что позволяет развивать аналитическую «классификационную» стратегию восприятия и расширять словарь.

По результатам диагностического исследования проводится коррекционная работа. Но как не растеряться в многообразии приёмов и заданий, предлагаемых в учебных пособиях? Как сфокусироваться на нескольких объектах, которые действительно значимы? В коррекционной — развивающей практике нами используются учебно-методические пособия для развития ЗВ, которые отвечают определённым принципам: последовательности, непрерывности, систематичности; дифференцированного подхода; оптимальных трудностей; прогрессирования; ведущей роли теоретических знаний; связи обучения с практической деятельностью.

Специализированные классы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), нарушением познавательной деятельности имеют свои особенности: состав обучающихся достаточно подвижен на протяжении начальной школы. Меняется образовательный маршрут, учащиеся зачисляются не только в 1, но и 2, 3 и 4 классы с проблемами обучения. Уровень развития психических функций, в том числе ЗВ, вновь прибывших детей достаточно низкий. Поэтому в работе с учащимися мы используем два базовых комплекта: для 1-х классов — альбомы 5, 7 из методического комплекта М. М. Безруких «Ступеньки к школе». С учащимися 2–4 классов — «500 узоров. Готовимся к школе» О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, использование которого мы «унифицировали» согласно структурным компонентам ЗВ: добавили цвет, штриховки (сверху — вниз, слева — направо, наискосок, полукругом, закручивание клубка, элементов букв и — у), названия-ассоциации. Самостоятельно задаём фон — фигуру, копируем, комбинируем, вращаем на 180–90 градусов, дорисовываем часть до целого, выдерживая симметрию, выполняем плоскостные и объёмные чертежи. [Приложение]. Задания выполняются в тетради в крупную клетку карандашами или чернильной ручкой. Систематическое включение заданий на развитие ЗВ продуктивно сказывается не только на состоянии письма и чтения, но и других видах деятельности учащихся.

Эффективность систематической и последовательной работы над ЗВ находит отражение в выполнении заданий А. З. Зака «Путешествие в Сообразилию» учащимися3–4 классов с ТНР. Если на начало учебного года с заданиями «Поиск девятого» справлялось 30 %, то к середине — 80 % детей, что даёт основания к поиску и выбору новых форм и приёмов в работе.

Приложение

Литература:

  1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. Москва, 2010 — с.78.
  2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. Москва, 2001 — с. 139.
  3. Кузнецова В. Г., Панфутова Н. В. и др. Система организации деятельности учителя по охране зрения детей в условиях общеобразовательной школы. СПб, 2012 — с. 30, 37, 43, 48.
  4. Пылаева Н. М., Т. В. Ахутина. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет. СПб. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств, СПб, 2001 — с. 40–50.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительное восприятие учащихся, общеобразовательная школа, класс, методический комплекс, уровень развития, фигуро-фоновое различение, зрительная избирательность, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, комплексный субтест.


Похожие статьи

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Педагогическое общение в стратегии и тактике психолого-педагогического воздействия

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Похожие статьи

Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Педагогическая деятельность в условиях дидактической компьютерной среды: теоретическая модель

Педагогическое общение в стратегии и тактике психолого-педагогического воздействия

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Задать вопрос