В современном обществе отмечается увеличение количества лиц с проявлениями дезадаптации к условиям образовательных учреждений. Возрастные периоды детей в дошкольных и школьных учреждениях, являются не только кризисными для развития личности и нервной системы, но и сензитивными для развития полноценной коммуникативно — речевой деятельности, которая выступает одним из главных компонентов механизма адаптации, а её уровень критерием успешности.
Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М., [4] изучая лиц с челюстно-лицевыми патологиями отмечают особые трудности в организации собственного речевого и психологического поведения негативно влияющих на их адаптацию.
Врождённые аномалии развития челюстно-лицевого аппарата являются на сегодняшний день проблемой не только медицинского аспекта, но и социального. Расщелины губы и нёба представляют собой целый сочетанный комплекс анатомо-физиологических, коммуникативных и психологических нарушений. Сложные функциональные отклонения влекут за собой социальную дезадаптацию, расстройства личностного характера, требующие своевременного вмешательства квалифицированных специалистов, а также коррекционную программу психотерапевтической и коррекционно-педагогической помощи.
Адаптация лиц с челюстно-лицевыми пороками в большинстве случаев протекает достаточно сложно. Коммуникативная деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая недостаточность у детей с расщелинами губы и нёба напрямую влияет на их общее развитие. Вхождение в новую микро или макро группу, а также приспособление к меняющимся социальным условиям, нередко сопровождается личностными переживаниями, нарушением зоны комфорта, снижением активности, что ведёт к асоциальному поведению, нарушению психологических процессов и другим проявлениям социальной дезадаптации. [1]
В большинстве случаев послеоперационный период протекает с трудом, что выражается в наличии невротических реакций, тревожно-фобических расстройств, немотивированных вспышек агрессии, раздражительностью и аутистическими наклонностями в поведении. Такие лица представляет собой особую группу риска. Наличие негативизма и фиксированности к своему физиологическому или речевому дефекту приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, формированию изоляционного поведения личности.
Как отмечают Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М., Балакирева А. С., [4] в настоящее время особое внимание уделяется интегративному подходу к коррекции речевых и психологических отклонений, напрямую влияющих на адаптацию лиц в образовательных учреждениях. Большую роль играет психологическая помощь специалистов, активно использующих «когнитивно-поведенческие», «защитные стратегии», направленные на обучение детей анализу и оценке ситуаций. Комплексная психотерапевтическая помощь должна быть ориентирована также на исправление семейного микроклимата совместно со всеми членами семьи.
Для реализации данной помощи необходимо регулярное консультирование родителей, обучение навыкам ведения коммуникации с ребёнком, устранение негативных детско-родительских отношений. Оказание коррекционной помощи и специализированной поддержки должно проводиться комплексно и в системе. По мере развития ребёнка в процессе онтогенеза, формирования у него определённых жизненных представлений родителям и психотерапевту необходимо своевременно выявлять и совместно предотвращать негативные изменения в психике. Целесообразно изучить социальные институты, которые посещает ребёнок, психологический климат коллектива и сверстников учитывая, что в новой среде уровень тревожности равен высоким показателям. Приобретённые психические нарушения в аспекте прогноза адаптивных возможностей позволяют выявить риск формирования депрессивной личности, с аутистическими компонентами. [3]
Необходимо понимать, что реабилитационная работа в послеоперационный период должна протекать при помощи взаимосвязанного комплекса специалистов, в котором одно из главных мест занимает учитель-логопед. Специфическая особенность коррекционно-педагогической помощи учителя-логопеда заключается в многоаспектности работы не только по исправлению звукопроизношения, но и по формированию фонематического слуха и представлений, развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, работы над дыханием и устранению назализованности звуков. Важно учитывать отношение детей к своему речевому дефекту и вторичные психологические трудности, связанные с нежеланием общаться со взрослыми и сверстниками, пассивное отношение к логопедическим занятиям и выполнению рекомендаций. В своей работе учитель-логопед должен тесно сотрудничать с психологом, специальным педагогом, формируя положительное отношения к коррекционным занятиям, поддерживая и настраивая на положительный результат при соблюдении всех требований. Общее развитие речевой культуры и формирование когнитивных представлений у лиц с челюстно-лицевыми патологиями позволят расширить кругозор и благоприятно адаптироваться.
Литература:
- Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002.
- Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) М., 1976.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Сборник методических рекомендаций. Сост.: В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др. СПб., 2001.
- Соломатина Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции / Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий. — М.: Сфера, 2005.