В статье анализируются психологические особенности личности преступника экстремистской направленности. Отдельно рассматриваются такие психологические черты как тревожность, нарциссизм, ригидность, их генезис и проявления в аспекте экстремистской деятельности.
Ключевые слова: экстремизм, личность преступника, психологические черты, тревожность, ригидность, нарциссизм
This article presents analysis of psychological features of the person of the criminal of extremist directivity. Separately such psychological lines as anxiety, narcissism, rigidity, their indication in the aspect of extremism and genesis are considered.
Keywords: extremism, the person of the criminal, psychological lines, anxiety, narcissism, rigidity
Несмотря на то, что совокупность обстоятельств, благоприятствующих экстремизму, затрагивает все население, фактически лишь ее небольшая часть поддается радикализации, становясь преступниками-экстремистами. Личность преступника экстремистской направленности от личности преступника, совершившего иные преступления, отличает в первую очередь мотив общественно-опасного деяния — идеологическая, конфессионная, национальная, расовая, этническая ненависть или вражда, а также ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы. Вот почему, соглашаясь с мнением В. В. Лунеева, определяющего мотивационной сфере центральное положение в структуре личности субъекта, в целях эффективного противодействия криминальному экстремизму, принципиально важно познание психологических особенностей, сопутствующих искаженному формированию этой сферы [8, с. 107].
Самое странное поведение преступника является отражением его образа мышления, сознательных и бессознательных установок. Каждое свойство личности, устойчивое индивидуально-психологическое образование, неразрывно связано с элементами ее деятельности. Ряд авторов, таких как Ю. М. Антонян, В. А. Диль, Ю. А. Ермаков, В. М. Харзинова, Е. Н. Юрасова относят к психологическим особенностям, обуславливающим возможное криминальное поведение экстремистской направленности, такие психологические черты как акцентуированная тревожность, нарциссизм и ригидность [10], [6], [14, с. 93].
Е. Н. Юрасова тревожности, низкой устойчивости к неопределенности, отводит крайне важное значение среди психологических особенностей лиц, склонных к одному из проявлений экстремизма — ксенофобии. Эта характеристика задает для указанных лиц, во-первых, стремление к следованию правилам, установленным неким «авторитетом» — человеческим воплощением догм, а во-вторых, постоянное сопоставление себя и своего поведения с жесткой внутренней системой оценок, то есть ригидность, «застреваемость» в эмоциях. Ввиду того, что для толерантности высок порог возникновения тревоги, то и восприятие мира — неизвестного, многонационального, мультикультурного, а потому интересного, лицами с незначительным уровнем тревожности будет отличаться от восприятия лицами — приверженцами радикальной идеологии, для которых такой мир в первую очередь несет угрозу [13, с. 140]. Благодаря членству в какой-либо группе у них появляется чувство принадлежности, сопричастности к чему-то значимому, что позволяет нивелировать бремя изоляции или одиночества, снизить беспокойство перед будущим, повысить уровень адаптации в социальной реальности.
Ю. М. Антонян отмечает, что высокая тревожность, ожидание беды формируют у преступников особую мораль, отсутствие чувства вины и стыда перед людьми, которые как минимум психологически далеки и не вызывают положительных эмоций, а как максимум дегуманизированы и, соответственно, не могут претендовать на человеческое отношение, что крайне характерно для преступников экстремистской направленности [2]. Этой же точки зрения придерживается и С. Э. Воронин, выделив при исследовании преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, такие отличительные черты ваххабитов как неуверенность, обеспокоенность и тревожность, чем, кстати, пользуются лидеры исламских экстремистских организаций при вербовке новых членов [5, с. 17]. Аналогичные характеристики свойственны и другому роду экстремистов — несовершеннолетним последователям религиозных культов, совершивших насильственные преступления в ритуальной форме, например, сатанистам.
В среде психологов нет единой устоявшейся точки зрения об источнике происхождения тревожности у человека. Одни рассматривают тревожность как свойство темперамента, другие — как личностное образование. Как считает ряд ученых, указанную характеристику человек может получить как на этапе зачатия, если ребенок является нежеланным, так и на этапе родов, при неблагоприятном протекании которых человек приобретает черты депрессивного состояния, начинает испытывать необъяснимые моменты тревоги и тоски, обычно сопровождающие акты девиантного поведения. Как считают другие — в результате эмоционального отвержения ребенка, лишения его родительской ласки и опеки, а также не приобретение отрицательного эмоционального опыта при столкновении с волей или желанием других людей. Не удовлетворив фрустурированные потребности в заботе, ребенок начинает проявлять тревогу и беспокойство, а мир в его восприятии наполняется враждебными чертами.
Другой психологической особенностью экстремистов, по мнению ученых, является нарциссизм. Под этим термином понимается концентрирование психической заинтересованности на своей личности за счет поддержания аффективного равновесия (нарциссической регуляции) в отношении чувств собственной уверенности, стабильности, хорошего самочувствия [1, с. 216]. В общем случае нарциссизм является нормальным состоянием психически здоровой личности, получившей с первых дней жизни от родителей, и в первую очередь матери, достаточное количество любви, но в своих крайних проявлениях полного не восприятия критики и одобрения принимает формы социопатии.
Анализируя особенности психики экстремистов и выделяя два их типа — интеллектуалов с высокой самооценкой и неудачников со слабым «Я», В. А. Диль отмечает такие их общие черты как стремление самоутвердиться, сопряженное с постоянной готовностью защитить свое «Я», поглощенность собой, отсутствие внимания к чувствам и желаниям других людей, а также высокую агрессивность. Социально-психологическая неустойчивость, характерная экстремистам, не позволяет принять многообразие мира, его этнические, культурные, социальные и мировоззренческие различия, что характерно инфантильным личностям, не способным к зрелым и взвешенным суждениям. И именно поэтому экстремизм находит отклик у молодежи, полностью отражая их потребности в самоутверждении и защите самоидентификации [4, с. 47].
Как отмечает С. Хотчкис, одним из «семи смертных грехов нарциссизма» является высокомерие, комплекс превосходства, за которыми, однако, скрывается неустойчивая самооценка, воздушный шарик, готовый сдуться в случае если окружение не признает человека исключительным в важной для него области, т. е. при росте ценности другого, ценность нарциссической личность автоматически снижается. Достижение чувства привычного чувства превосходства, позволяющего нивелировать страх собственной неполноценности и стыда, возможно путем либо работы над собой, либо обесценивания, подчинения, оскорбления и унижения другого человека, что может проявляться и в доминирующем, перфекционистском поведении. Нарциссической личности характерно проявление нескрываемой жажды власти, однако, она выбирает такое поле действия, где можно добиться успеха не прилагая сверхусилий и не слишком рискуя [11, с. 33–34]. Облегчает достижение успеха в деятельности, в том числе криминальной, то, что она избавлена от внутренней борьбы и рефлексии при выборе между своими интересами и препятствующей эмпатией к другим. Для нарциссической личности практически не существуют люди, которых нельзя бы было как-то использовать, а к оставшимся формируется отношение словно те существуют исключительно для удовлетворения их нужд и потребностей, т. е. нарцисс фактически использует другого человека лишь как функцию для поддержания самооценки, не воспринимая как личность, по сути дегуманизируя его.
Основным проявлением нарциссической личности является безразличие к миру социума, отсутствие категорических императивов, значимыми остаются лишь внутренние установки, происходит смещение ценности социального начала в сторону гедонистического толкования. В крайних случаях такой человек начинает компенсировать недостаток внимания к своей личности не только законными способами, например, обретением и использованием власти в отношении подчиненных, детей, избирателей, но и общественно опасными — распространением клеветы, разжиганием ненависти в отношении какой-либо социальной группы, насильственным экстремизмом.
Как отмечают психологи, возникновение нарциссизма у человека может быть обусловлено как индивидуальными органическими причинами, так и трансформациями общества.
Внешними причинами «приобретенного» нарциссизма являются, во-первых, то, что, как представляется, хаотичные, неуправляемые и непредсказуемые изменения в современном мире и обществе вынуждают человека сфокусироваться на единственном объекте, который поддается контролю — на самом себе, а во-вторых, особенность современной, в первую очередь западной, культуры такова, что психологические изъяны других порой являются предметом одобрения и подражания, и это в значительной мере относится к нарциссизму. Публичные лица, политические лидеры открыто демонстрируют свои нарциссические наклонности, а общество воспринимает их как исключительные качества, достойные восхищения и копирования. Такое поведение становится нормой, что разительно отличает пуританское советское общество от современного российского.
Рассматривая же индивидуальные причины, необходимо отметить, что первые задатки «избыточного», нездорового нарциссизма ребенок получает в возрасте 12–30 месяцев от нарциссической матери, которая вместо поощрения реалистичного представления о себе, вознаграждает и поощряет чувство грандиозности у ребенка. Следующий этап для человека наступает в подростковом возрасте, когда ощущение всемогущества и непобедимости, отсутствие страха перед последствиями, необходимое для адаптации и вхождения в мир взрослых, позволяет молодым людям втянуться как в легальную экстремальную деятельность, например, спорт, так и в противозаконную экстремистскую, не опасаясь опасных последствий [11, с. 67–113].
Одной из характерных психологических черт преступников-экстремистов исследователи называют и ригидность. Понятие «ригидность» происходит от латинского «rigidus» или «rigiditas» — жёсткий, твёрдый, застывший, и в психологическом аспекте определяется как характеристика поведения или свойство личности. Для ригидной личности все новое и изменяющееся вызывает дискомфорт, что вызывает потребность в организации жизни согласно привычному и регламентированному порядку. Последствиями жесткой целеустремленности становятся ограниченный, сфокусированный интерес к внешнему миру, восприятие его через призму предубеждений. При оценке человека такая личность видит не совокупность черт и качеств, которые образуют личность, а некий абстрактный предмет, обладающей высокой или низкой оценкой. Поставленные перед собой цели и задачи, схожие по формулировкам на догмы и императивы, и занимающие все ее внимание, решаются также на основании неких авторитетных норм, при этом игнорируются реальные факты. Объективное отношение подменяется авторитетными правилами.
Как установил ученый-психиатр Г. В. Залевский, изучая различия между группами ригидности в норме и патологии, в эмоционально-аффективной подструктуре личности для второй группы характерны длительное переживание прошедших с ними событий, фиксированность на тревожащих их мыслях, сложность в освобождении от чувства тревоги и беспокойства, а также обиды и досады, затруднения в произвольном переключении от одного эмоционального состояния к другому. Различия выявились и психосоциальной подструктуре в части испытываемой сложности при реализации межличностных отношений, таких как изменение ролевого поведения, расширение круга знакомств, установление контактов. Проявлениями различий между двумя группами в когнитивной подструктуре явились явные затруднения при изменении способов восприятия, поиске новых способов решения задач, отказе не оправдавших себя гипотез [7, с. 65–149].
Другой исследователь ригидной личности Д. Шапиро отметил, что такому типу личности характерны некоторые черты мазохизма — бережного, акцентированного и внимательного отношения ко всей несправедливости в отношении себя, унижениям, обидам, уступкам и капитуляциям, требование сочувствия и повышенного внимания. Однако при этом личность не остается в смирении мученика, напротив, проявляется раздражение, злоба, горечь, чувство неисправимой несправедливости. Забытое унижение для нее означает отсутствие самоуважения и прав. Однако такая реакция является не самоуничтожающей, а защитной: воспроизводя действие превосходящих сил, ригидная личность фактически ослабляет его, т. е. защита своей индивидуальности и автономии достигается внешним, притворным, проявлением покорности [12, с. 76–124].
Происхождение психической ригидности связывают с сосудистыми поражениями, отдаленными последствиями травм и инфекционно-токсическими заболеваниями мозга, экзогенно-органическими поражениями центральной нервной системы. Как полагает Г. В. Залевский, сочетание органического поражения головного мозга при повышенной тревожности (психологический механизм) и повышенной инертности нервных процессов (нейрофизиологический механизм) ведут к усилению проявления психической ригидности, что в ряде случаев приводит и к патологическому развитию личности [7, с. 108].
Как установлено, ригидность в виде реакции, состояния, устойчивого свойства либо черты личности может проявиться и как ответ на экстремальные ситуации и сопутствующие им психоэмоциональные напряжения. Стоит отметить, что в докладе Генерального секретаря ООН, посвященного предупреждению воинствующего экстремизма, к экстремальным ситуациям, побуждающим лиц на совершение указанных преступлений, являются унижающее поведение, пытки или гибель родственников или близких лиц в результате действий сил безопасности или иностранной державы, утрата имущества, вынесение в отношении их или близких несправедливого судебного решения, и даже такой повод, как отказ в личном займе [9].
Рассмотренные выше психологические черты присутствуют в различной степени в структуре личности любого человека, но если для одних они существуют фоново, когда, например, вопрос самооценки встает эпизодически в случайных бытовых и производственных конфликтных ситуациях, то для других становятся катализатором регулярной и целенаправленной деятельности, например, по возбуждению ненависти в отношении иммигрантов, которые занимают рабочие места местных жителей, иногда более высокооплачиваемые чем у экстремиста. Отличить и выделить в чистом виде ригидность, нарциссизм или тревожность, в личности конкретного экстремиста не представляется возможным, они представляют собой гремучую смесь, непосредственно не толкающую на преступление, но без наличия которой человек в большинстве случаев не стал бы преступать закон.
Литература:
- Андрюшин И. И., Алексеев Д. Е. Нарциссизм и когнитивная сфера личности в системе отношений к себе и другому // Мир психологии. — 2011. — № 3. — С. 216–222.
- Антонян Ю. М. Криминогенное влияние на личность на стадии ранней социализации // Lex russica. — 2013. — № 7. — С. 735–741.
- Антонян Ю. М. Природа этнорелигиозного терроризма. — М., 2008. — С. 73.
- Диль В. А. Современный экстремизм: тенденции развития и социокультурные модификации // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 384. — С. 46–49.
- Воронин С. Э. Использование полиграфа и метода психологического профилирования в расследованиях преступлений, связанных с религиозным экстремизмом // Российский следователь. —2016. — № 3. — С. 16–19.
- Ермаков Ю. А. Социальная ненависть: штрихи к портрету современного экстремиста / Ю. А. Ермаков, М. К. Арчаков // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2015. — № 1 (135). — С. 206–216.
- Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. — Томск: Изд-во Томского университета, 1993. — 272 с.
- Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. — М.: Наука, 1991. — 383 с.
- План действий по предупреждению воинствующего экстремизма. Доклад Генерального секретаря ООН от 24.12.2015 // Информационный центр ООН. URL: http://www.unic.ru/sites/default/files/RU_Plan.pdf (дата обращения: 24.02.2017).
- Харзинова В. М. Социально-психологическая, криминологическая характеристика личности экстремиста, террориста, занимающегося пропагандой среди молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — № 4–1. — Т. 8. — С. 112–115.
- Хотчкис С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма / Пер. с англ. В. Мершавки. — М.: Независимая фирма «Класс», 2010. — 248 с.
- Шапиро Д. Автономия и ригидная личность / пер. с англ. В. Мершавки, А. Телицыной. М.: Независимая фирма «Класс», 2009. — 160 с.
- Экстремизм и его причины / под ред. Ю. М. Антоняна. — М.: Логос, 2010. — 288 с.
- Этнорелигиозный терроризм / Ю. М. Антонян, Г. И. Белокуров, А. К. Боковиков и др.; Под ред. Ю. М. Антоняна. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 318 с.