Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 1201 раз

Библиографическое описание:

Шаисламова, М. Р. Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества / М. Р. Шаисламова, Д. Р. Рахматкариев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39865/ (дата обращения: 26.04.2024).



Глобализация и повсеместная компьютеризация вызывают большой спрос на IT-специалистов, а следовательно, и развитие, повышение их квалификации. С каждым днем возрастает их роль и значимость, в соответствии с этим необходимо контролирование их мобильности и совершенствование профессиональных навыков.

Информационные технологии — это прогресс, который создает наше будущее. Информационный ресурс, как и информация в целом, является движущей силой прогресса. На сегодняшний день в нашей стране уделяется большое внимание информатизации общества. «…Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем» [1].

Кроме того, «…в целях формирования национальной системы информатизации, массового внедрения и использования во всех сферах экономики и жизни общества современных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, наиболее полного удовлетворения растущих информационных потребностей граждан, создания благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширения доступа к мировым информационным ресурсам» [2] государство осуществляет политику развития квалификационных кадров данной области.

Рынок труда является важнейшей сферой социально-трудовых отношений. В развитой рыночной экономике он представляет собой совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве

Рынок труда — совокупность общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. отношений между реальными и потенциальными продавцами и покупателями труда. Важнейшим элементом рынка труда является спрос на труд, который определяется числом и структурой рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для привлечения рабочей силы. Жесткий ограниченный спрос на труд придает свободе работников особую индивидуальную ответственность за их профессионально-квалификационный уровень и мобильность в быстро меняющихся экономических условиях. Личная инициатива, способности, настойчивость становятся решающими факторами получения интересного и выгодного рабочего места. Предложение труда отражает численность и состав способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы людей (по полу, возрасту, образованию и другим характеристикам). Предложение труда определяется численностью трудоспособного населения, его здоровьем, активностью, уровнем образования, мобильностью, возможной величиной заработной платы, а также национальными традициями. На рынке труда формируются цены на труд как результат взаимодействия механизмов спроса и предложения, и на этой основе определяется уровень заработной платы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть различной:

 Труд дефицитной, когда спрос превышает предложение;

 Труда избыточной, когда превышает предложение, и на рынке труда имеется большая численность безработных;

 равновесной, когда спрос соответствует предложению.

В экономике труда рассматривается несколько моделей рынка труда: чисто конкурентный рынок труда, модель монопсонии, модели с учетом действий профсоюзов и др.

Чисто конкурентный рынок труда характеризуется тем, что имеется, во-первых, большое количество конкурирующих фирм-работодателей, во — вторых, большая численность работников, предлагающих свой труд, и, в-третьих, ни работодатели, ни работники не диктуют ставки оплаты труда.

Монопсонический рынок труда характеризуется монополией покупателя. В силу географических или иных факторов и при имеющейся специальности и квалификации работник не может сменить место работы, а заработную плату диктует предприятие, на котором сосредоточено основная численность работников. Такая ситуация наблюдается чаще всего в малых городах при наличии там крупного предприятия. Участие профсоюзов на рынке труда ведет к увеличению спроса труда и повышению заработной платы, т. к. профсоюзы объединяют работников и защищают их интересы. Рынок труда находится в непрерывном движении. Рынок труда, адекватно реагирующий на изменение цен, спроса и предложения труда, обычно называют гибким.

Различают количественную и функциональную гибкость рынка труда.

Количественная гибкость рынка труда — это способность при расхождении спроса и предложения осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда. Затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.

Функциональная гибкость предусматривает использование гибких режимов труда и занятости, изменение системы оплаты труда, повышение гибкости в вопросах найма и увольнения. Воздействие на рынок труда оказывают: государство, которое разрабатывает специальные меры, направленные на согласование предложения рабочей силы и спроса на нее, союзы работодателей и лиц наемного труда, а также характер экономического роста.

Различают первичный и вторичный рынки труда, различающиеся приоритетностью сферы деятельности, надежностью занятости и уровнем материальной обеспеченности.

Первичный рынок труда характеризуют стабильная занятость и надежность положения работника; высокий уровень заработной платы; возможность для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице; использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников; наличие сильных и эффективных профсоюзов. При этом субъектами первичного рынка труда могут быть работники разной квалификации без которых не может обойтись производство.

Вторичный рынок труда характеризуется чертами прямо противоположными: велика текучесть кадров и нестабильна занятость; низкий уровень заработной платы; практически не существует продвижения по служебной лестнице; технология производства трудоемка и примитивна; отсутствуют или бездействуют профсоюзы.

Национальные рынки труда формируются под воздействием ряда факторов, таких как уровень экономического и человеческого развития, традиции и др. Например, в США рынок труда отличается высокими ставками заработной платы, высокой мобильностью экономически активного населения и низкими гарантиями занятости. Традиционный японский рынок труда характеризуется наоборот высокими гарантиями занятости, при более низких ставках оплаты и невысокой мобильности населения. Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «информационным» или «обществом знания». В Узбекистане формирование информационного сообщества находится пока еще на первичной стадии. «…Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем» [3]. Тем не менее, за последние годы также наметился определенный рост сетевых отношений. Расширились круг Интернет-пользователей [4], провайдеров (Рис 1), а также и количество отечественных веб-ресурсов. Так существенно увеличилось число организаций с собственными сайтами.

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpg

Рис. 1. Динамика развития отрасли связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана

Учитывая актуальность информационных технологий в современном мире, а также их использование для интеграции нашей страны на мировую арену, необходимо решение вопросов эффективного регулирования их с правовых позиций, что обеспечит определенные гарантии их стабильного развития и защиты интересов их участников.

В соответствии с этим, с каждым днем востребованность в грамотных IT-специалистах возрастает все больше.

Литература:

  1. Закон РУз «Об информатизации» от 11.12.2003 г. № 560-II.//Собрание законодательства Республики Узбекистан, № 6, 2004, ст. 67.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан от 30.05.2002 года № УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 4–5, ст. 98; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 28–29, ст. 262)

3. http://www.podrobno.uz «Ислам Каримов: Количество Интернет-пользователей в Узбекистане превысило 10,2 млн. человек»

  1. По состоянию на начало 2015г. в стране осуществляли доступ в Интернет более 1 000 Интернет-провайдеров.
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, рынка труда, Рынок труда, заработной платы, гибкость рынка труда, рынке труда, конкурентный рынок труда, предложением труда, оплаты труда, информационных технологий, рынки труда, Предложение труда, уровень заработной платы, Монопсонический рынок труда, элементом рынка труда, труда конъюнктура рынка, моделей рынка труда, Первичный рынок труда, увеличению спроса труда, Вторичный рынок труда.


Похожие статьи

Задать вопрос