Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Пальчик, Т. Н. Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект / Т. Н. Пальчик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 555-560. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39800/ (дата обращения: 11.12.2024).



Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медитацией у мужчин и женщин.

Ключевые слова: медитация, гендерные различия

Article reflects the results of a study devoted to the gender dimension of the impact of meditation on the psychological state of a person. We describe the biographical and psychological characteristics of study participants. Find the differences in the perception of meditation classes for men and women.

Keywords: meditation, gender differences

Применение медитации в комплексе современных психологических методов и приемов позволяет расширить возможности психологической помощи при решении проблем разного характера. Если раньше причины занятий медитацией лежали преимущественно в религиозной сфере, сегодня даже в духовных центрах медитации обучают более чем одному из способов снятия нервного напряжения, а также средству понимания и овладения возникающих психологических и психосоматических проблем. С точки зрения психофизиологии медитация наименее структурированное состояние сознания, о чем свидетельствуют данные электроэнцефалограммы (ЭЭГ) [4]. Как отмечает в своих работах Л. П. Гримак для гипнотического сна характерны два типа изменений ЭЭГ. Если это спокойный гипнотический сон, то он, обычно, сопровождается более или менее полным угасанием альфа-ритма, снижением частоты и амплитуды бета-ритма, появлением дельта подобных волн низкой частоты и т. д. (т. е. в этот период ЭЭГ мало чем отличается от ЭЭГ естественного сна). В гипнотическом же состоянии, сопровождающемся какой-либо активной деятельностью, запись биотоков мозга бывает очень похожей на таковую во время бодрствования. На ЭЭГ человека, находящегося в состоянии медитации, преобладает альфа-ритм (ритм покоя), а затем его частота несколько снижается и появляется тета-ритм [4]. У человека в состоянии медитации, находящегося в состоянии напряженного сосредоточения, электрические колебания мозга аналогичные переходу ко сну. Без особого физического и психического напряжения, (и заметим, без медикаментозного вмешательства или психического влияния другого человека), не прилагая усилий, человек оказывается в условном центре самого себя. Метафизически это можно описать, ощущением возвышения, с которого четко и точно видится реальность. Мы можем ясно осознать, что для нас актуально и важно. Начинается долгий, но плодотворный путь осознания своей жизненной ситуации. Это процесс познания себя, себя истинного и подлинного.

На сегодняшний момент в арсенале психотерапевтов множество техник медитации [5]. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, для создания максимального физического комфорта. Для объекта концентрации выбираются эмоции, образы, внутренние ощущения. В телесно — ориентированной психотерапии диалог, в котором бессознательное стремится высказать свое «наболевшее» в невербальной форме (в виде зрительных образов или телесных ощущений) называется сознательно-бессознательной коммуникацией. Способ поддержания такого диалога в телесной психокоррекции весьма доступен — нужно просто прислушаться к собственному телу [3]. Осознано-интуитивная интерпретация возникающих телесных ощущений — один из способов достижения человеком точности в принятии решений, нивелирование различных эмоциональных и психосоматических расстройств [1,2]. С точки зрения К. Кастанеды (1997) условием сознательно-бессознательной коммуникации является освобождение сознания от словесно оформленных мыслей, которое он называет «мысленная тишина» или «внутреннее безмолвие». Эти понятия схожи по значению с представлениями В. Франкла — дерефлексии: прекращении внутреннего диалога, деактивация логического мышления [6]. Умение входить в медитативное состояние «внутренней тишины» в сочетании с навыком телесного самонаблюдения и самоотчета, дает нам способ прерывания навязчивых негативных мыслей, устранения состояний тревожности или депрессии [7,8]. Полное (как внешнее, так и внутреннее) молчание, внутренняя тишина — способ возвращения человека к «истинной природе», подлинности и аутентичности.

В нашем исследовании приняли участие женщины и мужчины практикующие занятия медитацией. Женщин 27 человек. Мужчин 25. Критерием отбора в группу были: стаж занятий медитацией не менее одного года, отсутствие других видов занятий по оздоровлению. Всего в исследовании приняли участие 52 человека. Предметом нашего исследования является структура личности женщин и мужчин, практикующих занятия медитацией.

Задачи исследования:

1) изучить модель личности мужчин и женщин, практикующих медитацию;

2) изучить взаимосвязь биографических показателей, личностных особенностей и характеристик стиля саморегуляции у мужчин и женщин;

3) проанализировать взаимосвязь показателей стиля саморегуляции, шкал жизнестойкости и биографических показателей, которые могут иметь негативные последствия для здоровья.

Методы исследования.

  1. Биографический опросник. Под цели и задачи нашего исследования были включены авторские вопросы касающиеся актуальной жизненной ситуации респондентов. Под наше исследование в опросник были добавлены вопросы, касающиеся особенностей саморазвития, особенности лидерской позиции, профессионального самоопределения, преимуществ занятиями медитацией, выносливости, мотивации занятий медитацией, телесной чувствительностью и присутствием психосенсорных ощущений в теле.
  2. Методика «Стиль саморегуляции поведения» для оценки развития индивидуальной саморегуляции.
  3. Метод «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви). Метод включает в себя незаконченных предложений, которые могут быть разделены на группы, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к работе, своей психической и физической выносливости, сдержанности, точности в принятии решений, креативности, отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
  4. Методика BIG 5.
  5. Тест жизнестойкости методика С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева.

Результаты исследования. Мы сравнивали психологические характеристики мужчин и женщин для того, чтобы понять, зависят ли от пола те качества структуры личности человека, на которые влияют занятия медитацией.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «В последние несколько лет ваше физическое состояние и состояние вашего здоровья…»

Также провели сравнительный анализ отношения мужчин и женщин к занятиям медитацией. Значимость психологических различий определялась при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона и критерия Фишера. Мы видим, что женщины оценивают собственное здоровье лучше, нежели мужчины, так как ответы женщин практически поровну распределились между вариантами «улучшилось» и «стабильно», а большинство мужчин ответили, что их здоровье в последние несколько лет — стабильно. Уровень значимости различий здесь р < 0.05. Следующий фактор, по которому было выявлено различие — это степень доверия своей интуиции, с той же степенью значимости.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Если объективные факты свидетельствуют об одном, а ваша интуиция говорит другое, что важнее?»

Согласно ответам, и мужчины, и женщины, занимающиеся медитацией, больше склонные доверять своей интуиции, нежели объективным фактам. Однако, если среди испытуемых женщин таких 100 %, то среди мужчин — 81,5 %. Но, в любом случае, как нам кажется, это очень высокий процент, который вне нашей выборки наверняка будет значительно меньше. А это свидетельствует о том, что занятия медитацией помогают человеку быть более внимательным к собственным телесным ощущениям, доверять им.

Теперь мы перейдем к вопросам, которые отражают отношение испытуемых мужчин и женщин к занятиям медитацией, к результатам этих занятий. Для исследования указанных параметров мы применяли тест с незаконченным предложениями. Первым было открытое предложение «Думаю, что занятия медитацией делают меня…»

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Думаю, что занятия медитацией делают меня…»

Видно, что у женщин медитация делает, в первую очередь, более уравновешенными, второй по популярности ответ — более позитивными, радостными и третий — более сильным. Среди мужчин же распределение ответов иное. На первом месте у них, как и женщин, ответ, что занятия медитацией делают их уравновешеннее, на втором — эмоциональными, на третьем радостными и интуитивными. Как нам кажется, распределение ответов у мужчин очень интересно. Известно, что в нашей культуре не одобряется излишняя эмоциональность и интуитивность у мужчин, в силу чего они всю жизнь подавляют эти качества. Получается, что медитация помогает им раскрыть эту подавляемую эмоциональность, интуитивность, выразить, проявить себя. И, безусловно, то, что у них появляется такая возможность, делает эти занятия очень важными для них. Далее был вопрос о самоощущении после занятий медитацией. Вот какие ответы были получены:

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «После занятий медитацией я чувствую себя…»

Самые популярные ответы у мужчин, что после занятий медитацией они становятся бодрыми, эмоциональными, спокойными. У женщин это ответы: спокойными, бодрыми. Как мы видим, у мужчин опять на втором месте по популярности проходит показатель эмоциональности. Это говорит о том, насколько важно для них проявление этого качества, и, безусловно, занятия медитацией, которые помогают его раскрыть. Следующим был открытый вопрос «Считаю, что люди, занимающиеся медитацией…».

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Считаю, что люди, занимающиеся медитацией…»

Мужчины считают, что люди, занимающиеся медитацией являются более позитивными, радостными, дружелюбными. Женщины же говорят об успешности таких людей, о том, что медитация помогает достигать поставленных целей. Как нам кажется, через такие ответы мы опять видим коррекцию социального гендерного стереотипа о том, что мужчины являются более деятельными, стремящимися к результату, а женщины более эмоциональными и чувствительными. Получается, что медитация помогает испытуемым проявлять те качества, которые в силу указанного гендерного стереотипа в нашем обществе являются не самыми желательными (для мужчин — чувствительность, для женщин — успешность, пусть это и не озвучивается на словах), а потому сознательно, в ущерб собственной личности подавляемыми испытуемыми.

Следующим был вопрос о том, что влечет испытуемых к медитации.

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «К медитации меня влечет состояние…»

Мужчины чаще отвечают, что к медитации их влечет саморазвитие, а женщины говорят о том, что медитация помогает им чувствовать проживание бытия. Независимо от того, что вкладывали женщины в понятие проживания Бытия, понятно, что это некое эмоционально-энергетическое состояние, возможность достижения которого и влечет их заниматься медитацией. Мужчины же более конкретны и хотят объективного результата, а потому их к занятиям медитацией влечет возможность саморазвития.

И, наконец, это вопрос о том, что испытуемые чувствуют и делают, когда нет занятий.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Когда нет занятий, я…»

Очевидно, что реакция мужчин более продуктивна. Они либо занимаются другими делами, либо занимаются медитацией самостоятельно. Женщины же реагируют более эмоционально. 43,5 % из них впадает в уныние. Конечно, варианты ответов были не только «впадаю в уныние», также к этому классу были отнесены и ответы «расстраиваюсь», «грущу», «теряю энергию», но как нам кажется, все эти ответы отражают то, что без занятий медитацией женщинам становится очень некомфортно. И, если большинство мужчин высвободившееся время могут посвятить другим делам, то у женщин без занятий медитацией не хватает на это энергии. Итак, существуют различия в том, какие причины побуждают мужчин и женщин заниматься медитацией. Так, для мужчин наиболее важным побуждающим мотивом является саморазвитие, а для женщин — возможность научиться слушать себя и проживать жизнь в каждом ее текущем моменте. Кроме этого, оказалось, что занятия медитацией по-разному влияют на мужчин и женщин. Основное различие заключается в том, что мужчинам данные занятия помогают проявить собственную эмоциональность, интуитивность, а женщинам стать более спокойными и успешными. При этом и мужчины, и женщины, практикующие медитацию, являются более интуитивными, чем люди, ее не практикующие. Они больше склонны доверять собственным ощущениям, чувствам, эмоциям, нежели объективным фактам. Все вышеуказанные данные составляют несомненную ценность как для людей, которые планируют заниматься медитацией (или уже занимаются), так и для тренеров, которые проводят эти занятия.

Литература:

  1. Горчакова Н. М., Одинцова В. В. Доминирующие психические состояния у пациентов разных клинических групп // Вестник Санкт-петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, 2015. — T. 1(54), — С. 104–109
  2. Горчакова Н. М. Особенности эмоциональной сферы пациентов с пищевыми нарушениями // Наука и мир, 2015. — T. 2, — № 11(27). — С. 97–102
  3. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. Психологические аспекты медитации //Вестник московского университета. 2008. сер. 14 Психология № 1. — С. 34–39
  4. Психотерапия как невербальная практика: коллективная монография / А. С. Кочарян, И. А. Кочарян, М. Е. Жидко, Н. Н. Терещенко, А. М. Лисеная, Л. П. Рогулева, С. А. Кочарян; под ред. д. психол. н., проф. А. С. Кочаряна. — Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2014. — 260 с.
  5. Шмигель Н. Е. Медитация и психотерапия: вместе или порознь? / Журнал «РиТМ Психология для всех». — 2011.-№ 12.-c.10–12.
  6. Виктор Франкл. Теория и терапия неврозов // Человек в поисках смысла/ Виктор Франкл.-М.: Прогресс, 1990. — Часть III: Основы логотерапии
  7. Barinaga M. Buddhism and neuroscience. Studying the well-trained mind. -2003.
  8. The experience of meditation: Experts introduce the major traditions / Jonathan Shear. — St. Paul, MN: Paragon House, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): занятий медитацией, занятия медитацией, восприятии занятий медитацией, состоянии медитации, причины занятий медитацией, стаж занятий медитацией, characteristics of study, ЭЭГ естественного сна, ЭЭГ человека, психологическое состояние человека, аспекту влияния медитации, psychological state of, типа изменений ЭЭГ, gender dimension of, духовных центрах медитации, период ЭЭГ, состоянии напряженного сосредоточения, снятия нервного напряжения, гипнотического сна характерны, психологическое особенности участников.


Похожие статьи

Субъективно переживаемая возрастная дискриминация

В статье представлены результаты проведенного исследования, которое было направлено на определение и сравнение уровня переживаемой возрастной дискриминации среди представителей подросткового возраста и взрослых людей.

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры

Статья посвящена гендерным установкам женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры. Представлены результаты эмпирического исследования структуры гендерных установок. Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы построения карьеры.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с личностными особенностями женщин с разным восприятием собственной внешности в гендерном аспекте.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

Особенности структуры личности женщин, страдающих алкогольной зависимостью

В статье рассмотрены особенности различные психологические характеристики женщин, страдающих алкогольной зависимостью, особое внимание уделяется экзистенциальным переживаниям и суверенности психологического пространства в сравнении с женщинами без си...

Похожие статьи

Субъективно переживаемая возрастная дискриминация

В статье представлены результаты проведенного исследования, которое было направлено на определение и сравнение уровня переживаемой возрастной дискриминации среди представителей подросткового возраста и взрослых людей.

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры

Статья посвящена гендерным установкам женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры. Представлены результаты эмпирического исследования структуры гендерных установок. Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы построения карьеры.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с личностными особенностями женщин с разным восприятием собственной внешности в гендерном аспекте.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

Особенности структуры личности женщин, страдающих алкогольной зависимостью

В статье рассмотрены особенности различные психологические характеристики женщин, страдающих алкогольной зависимостью, особое внимание уделяется экзистенциальным переживаниям и суверенности психологического пространства в сравнении с женщинами без си...

Задать вопрос