Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом возрасте появляются такие важные личностные новообразования, как первичные этические инстанции (ребенок пытается понять, что хорошо, что плохо), внутренняя позиция (потребность в познании и стремление попасть в мир взрослого), личное сознание (ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой деятельности) и т. д. Все названные нами новообразования могут появиться только в процессе общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Первый опыт отношений ребенка с окружающими людьми оказывает сильное влияние на развитие личности, на его отношение к миру.
В этом возрасте в ходе сюжетно-ролевой игры впервые начинают формироваться и интенсивно развиваться межличностные отношения между детьми. М. И. Лисина писала, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый [3 с. 112]. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, возникающие в процессе взаимодействия.
Межличностные отношения дошкольников со сверстниками развиваются постепенно. Е. О. Смирнова выделяет следующие этапы развития межличностных отношений дошкольников:
− 1 этап. Индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. В начале дошкольного периода дети равнодушно относятся к действиям сверстника и его оценке. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым, чем сверстнику). Все это свидетельствует о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.
− 2 этап. Перелом в отношении к сверстнику. В 4–5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. Возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.
− 3 этап. К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход [5, с. 6].
Таким образом, мы видим, что на протяжении дошкольного возраста происходит постепенное развитие межличностных отношений детей. Изменяется также и взаимодействие со сверстником: ровесник, как индивидуальность со своими знаниями и умениями, становится объектом внимания и познания ребенка.
Для того чтобы выявить взаимоотношения между детьми, психологи используют различные методы и методики, которые позволяю оценить взаимодействовать. Можно выделить такие методы как наблюдение и эксперимент, и такие методики как «Рукавички» Г. А. Цукерман, «Сделаем вместе», «Дорога к дому» и т. д. Данные методики позволяют оценить межличностные отношения детей в ходе их совместной деятельности.
У дошкольников с нарушениями зрения мы тоже можем видеть, как закладываются межличностные отношения, но все это происходит несколько иначе, чем у детей с нормальным зрением.
Нарушения зрения— это многочисленные отклонения от нормального зрения, зрительные аномалии, которые имеют длительный и, как правило, необратимый характер [1, с. 162].
Нарушения зрения ограничивают взаимодействие ребенка с окружающим миром, в результате при нарушении зрения и слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений.
Л. В. Егорова в своей статье «Общение слепых детей младшего дошкольного возраста» отмечает, взаимоотношения слепых детей 4 года жизни в начале воспитания с большой натяжкой можно было назвать общением. Это, в лучшем случае, нахождение рядом без всякого проявления интереса к знакомству, в худшем — нежелание соседствовать с кем-либо из детей. При случайном наталкивании детей в помещении группы друг на друга или легком соприкосновении такие дети начинали плакать и говорили: «Не хочу, чтобы он меня трогал» [2, с. 94].
Таким образом, мы видим, что изначально в дошкольном возрасте межличностные отношения слепых и слабовидящих складываются своеобразно. Отношения оказываются зависимыми от состояния зрения. Слепые дети, в отличие от слабовидящих, оказываются в худшем положении. Так как из-за своего дефекта их активность и мобильность в группе снижена.
Неблагоприятное влияние на установление положительных межличностных отношений дошкольников оказывают испытываемые трудности детей с нарушениями зрения в социальной перцепции. У детей с нарушением зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы. Для них характерна ригидность, малоподвижность и стереотипность [4, с. 146].
Очень важно уметь выявлять особенности межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения, для того чтобы правильно построить образовательный процесс. Обычно, такие дети испытывают трудности при контакте со сверстниками, им сложно ориентироваться на партнера по общению, договариваться. Поэтому нужно правильно подбирать методы и методики, с помощью, которых мы сможем провести диагностику. Методики, которые обычно используют в этих целях, скорее всего, не будут давать результатов, т. к. при их использовании экспериментатор не учитывает особенностей детей с нарушениями зрения.
Для выявления особенностей межличностных отношений в группе с детьми. С нарушениями зрения, так же как и в группе с детьми без нарушений, используют социометрические методики. Проблема состоит в том, что достаточно сложно отобрать и адаптировать методики для диагностики межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения.
Рассмотрим, например, такую социометрическую методику как «Рукавички» Г. А. Цукерман. Для проведения из бумаги подготавливают (вырезают) рукавички с различными не закрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
В применении данной методики для изучения межличностных отношений дошкольников возникают некоторые трудности. Для того чтобы провести данную методику у детей с нарушениями зрения, необходимо выполнить ряд условий.
1) Необходимо подобрать правильный стимульный материал. Для детей с нарушениями зрения нужно использовать контрастные насыщенные цвета, пропорциональные изображения, возможно детали, которые дети будут ощущать тактильно (реальные объекты, объемные фигуры, рельефные изображения).
2) Необходимо изменить инструкцию. Нужно конкретизировать инструкцию, возможно, рассказывать ее по этапам. Необходимо при предъявлении инструкции показывать детям пример. Нужно говорить четко, не торопясь, чтобы дети понимали, что от них требуется; дать время детям все рассмотреть, ощутить тактильно и т. д. В инструкции нужно акцентировать внимание детей на то, что нужно сделать две одинаковых рукавички, а для этого нужно договориться.
Проведение диагностики межличностных отношений у детей с нарушениями зрения, требует специальных методик, которых, практически нет. Это значит, что исследователю необходимо адаптировать уже имеющиеся методики для детей без нарушений зрения. Для этого необходимо обратить внимание на подбор стимульного материала для детей, с учетом их особенностей (диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций). Также для того, чтобы проводить методику с дошкольниками с нарушениями зрения, необходимо изменить инструкцию, сделать ее поэтапной, для того чтобы дети могли лучше ориентироваться в предъявленном задании.
Литература:
- Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
- Егорова Л. В. Общение слепых младшего дошкольного возраста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. — М.: ВЛАДОС, 1981.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009.
- Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т. О. Епифанцева. — Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: ВЛАДОС, 2005.