Предупреждение пенитенциарной преступности средствами прокурорского надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 2448 раз

Библиографическое описание:

Хертек, А. О. Предупреждение пенитенциарной преступности средствами прокурорского надзора / А. О. Хертек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39576/ (дата обращения: 24.11.2024).



Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в совершении преступлений осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения. Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности многих государственных органов. Но, несмотря на это, пенитенциарная преступность имеет место быть. Одним из субъектов предупредительной деятельности является прокуратура. Полномочия прокурора в данной отрасли надзора определены в ряде нормативно-правовых актов, однако, по нашему мнению, учитывая специфику предмета надзора, недостаточно «сухого указания» в законе полномочий прокурора.

Ключевые слова: пенитенциарная преступность, средства предупреждения, прокуратура

Пенитенциарная преступность является наиболее опасной формой пенитенциарной девиантности, в связи с чем требует к себе пристального внимания и изучения, а также организации превентивных и профилактических мер. Ч. Беккариа в свое время сказал очень мудрые слова: «лучше предупреждать преступления, чем карать за них». [1, с. 230]. Данное утверждение как нельзя кстати подходит к заявленной теме.

Для раскрытия выбранной темы для начала следует определить понятие пенитенциарной преступности. В литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, О. В. Старков и С. Ф. Милюков считают, что пенитенциарная преступность — это общесоциальное явление, порождаемое противоречиями общественного бытия и сознания, в сфере отбывания наказаний и проявляющееся в массе повторных преступлений, а также в возрождении противоречий этой же сферы. [2, с. 102]. Тем самым акцентируется внимание на двойственном влиянии общественного сознания на личность во время отбывания наказания.

Авторы пенитенциарной криминологии Ю. М. Антонян, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко считают, что пенитенциарную преступность составляют такие преступления, которые посягают на общественные отношения в сфере уголовных наказаний в условиях изоляции от общества, и потому круг пенитенциарных преступлений ограничивается только специфическими составами (ст. 313 УК РФ «Побег из места лишения свободы или из под стражи», ст. 314 УК РФ «Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы» и ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»). [3, с. 51–52]. Данная трактовка, по нашему мнению, является достаточно узкой. Авторами такого определения понятия пенитенциарной преступности не принимаются во внимание иные общеуголовные преступления, совершаемые в местах лишения свободы.

О. В. Филлипова, определяя пенитенциарную преступность, ограничивает территорию совершения преступлений (исправительные учреждения). [4, c. 12]. Такие авторы, как В. С. Ишигеев, И. П. Парфиненко делают акцент на субъекте данных преступлений, в качестве которого может выступать как осужденный к лишению свободы, так и лицо, находящееся в следственном изоляторе. [5, с. 8].

По нашему мнению, пенитенциарная преступность — это исторически сложившееся, объективно существующее негативное социально — правовое явление, выраженное в совершении любых уголовно — наказуемых деяний осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения.

Показатели пенитенциарной преступности характеризуются ростом тяжких и особо тяжких противоправных деяний. В большинстве случаев им предшествуют как затяжные, так и мгновенно возникающие конфликты либо между осужденными, либо между осужденными и сотрудниками исправительного учреждения. Кроме того, поскольку конфликты обладают временной протяженностью, то крайне важно своевременно принять меры по их предупреждению, то есть предупредить их последствия в виде совершения преступлений. Выявление конфликтных ситуаций лежит в основе предотвращения большинства преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях.

Особое внимание следует уделить тому, что пенитенциарная преступность имеет высокий удельный вес латентности, так как администрация исправительного учреждения в случае возникновения открытого противоборства всегда пытается либо урегулировать, либо разрешить ситуацию самостоятельно. Общественную огласку конфликт примет только в том случае, если этому будут способствовать различные правозащитные и общественные организации.

Единая направленность на ограничение основных конституционных (естественных) прав человека, тесная связь с лишением свободы как основным видом уголовного наказания, схожий механизм исполнения и отбывания позволяют создать единую для них форму публичного наблюдения (надзора) за их реализацией на национальном уровне — пенитенциарный надзор. [6, с. 6]

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов уголовно-исполнительной системы, так и многих других. Но, несмотря на это, пенитенциарная преступность имеет место быть, следовательно, субъекты предупредительной деятельности не дорабатывают, либо меры предупреждения являются неэффективными.

Подтверждением вышесказанных слов является нашумевший случай смерти заключенного в местах лишения свободы. Информационное агентство REGNUM сообщает, что смерть наступила в результате неоказания помощи тяжело больному заключенному. В ходе проверок прокуратурой была выявлена масса нарушений. «Прокуратура установила, что администрацией ИК-1 не соблюдалась законность в части постоянного надзора за осужденными, охраны их здоровья. Не в полной мере обеспечиваются порядок отбывания наказания, требования режима, не организована воспитательная работа с осужденными, работа по выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений порядка отбывания наказания. Также вскрыт факт утери работником ИК-1 ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении». [7]

Данные нарушения субъекты предупредительной деятельности в идеале должны были выявить еще до наступления подобных тяжких последствий.

Органы прокуратуры являются одним из субъектов предупредительной деятельности. Наличие отдельного предмета прокурорского надзора за исполнением и отбыванием мер уголовного наказания позволяет выделить в рамках соответствующей отрасли прокурорского надзора самостоятельное направление — пенитенциарный надзор прокуратуры. Его предметом охватывается наблюдение за законностью деятельности администраций исправительных органов, учреждений и мест принудительной изоляции от общества, связанной с исполнением и отбыванием уголовных наказаний, предполагающих принудительную изоляцию от общества, а также иных мер принудительной изоляции от общества, назначаемых в уголовно-процессуальном порядке. Этот вид надзора имеет более узкий предмет и пределы по сравнению с отраслевыми. По кругу нормативно-правовых актов он ограничивается наблюдением за исполнением и соблюдением законодательства РФ (законов и подзаконных нормативно-правовых актов, включая ведомственные), регулирующим исполнение и отбывание указанных мер, по кругу правоотношений — уголовно-процессуальными, уголовными и уголовно-исполнительными правоотношениями, возникающими в ходе деятельности администраций в связи с исполнением мер принудительной изоляции, а также различными правоотношениями, участником которых являются лица, отбывающие данные меры, в ходе пребывания в местах принудительной изоляции от общества.

Пенитенциарный надзор прокуратуры носит инициативный и комплексный характер, выражающийся в возможности прокурора восстанавливать нарушенную законность прокурорскими средствами по собственному усмотрению в оперативном порядке без инициирования сложных юридических процедур. При этом арсенал правовых возможностей прокурора включает в себя как общенадзорные правовые средства, применяемые с учетом специфики поднадзорной среды (ст. 22, 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»), так и специальные, предусмотренные самим Законом о прокуратуре (ст. 33) и иным федеральным специализированным законодательством (к примеру, ст. 22, 24, 77.1 и др. УИК РФ, ст. 7, 10 и др. ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Однако, по нашему мнению, недостаточно сухого указания в законе полномочий прокурора. Для наиболее эффективного и плодотворного предупреждения, учитывая специфику предмета надзора, работникам прокуратуры необходимо «изнутри познать» всю систему исполнения наказания, а также разбираться в психологии и культуре осужденных. Для достижения указанной цели, предлагаем на курсах повышения квалификации работников специализированных прокуратур обучать последних пенитенциарной психологии и педагогике. Такие знания будут необходимы прокурору, в частности, при реализации таких полномочий, как опрос задержанных и осужденных, рассмотрение жалоб и ответы на них.

Также, одним из направлений повышения роли прокуратуры в предупреждении преступности является надзор со стороны за состоянием дисциплинарной практики с целью исключения необоснованной замены уголовной ответственности дисциплинарной. Как уже было отмечено выше, администрации мест лишения свободы заинтересованы в том, чтобы не привлекать большое внимание на факты нарушения прав и законных интересов осужденных, следовательно сотрудники исправительных учреждений могут не придавая общественной огласке попытаться разрешить либо урегулировать конфликт самостоятельно.

Отдельного внимания со стороны органов прокуратуры требует вопрос усиления их роли в обеспечении закона относительно переписки осужденных. Речь идет о норме, исключающей цензуру предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных, направленных в их адрес, и ответов со стороны указанных субъектов на них.

Разрушительные последствия конфликта в целом дестабилизируют процесс исполнения уголовных наказаний, поэтому правильный выбор мер предупреждения пенитенциарной преступности будет способствовать достижению наибольшей эффективности в укреплении правопорядка.

Литература:

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

2. Старков О. В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ. СПб., 2001.

3. Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань, 2009.

4. Филлипова О. В. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение: по материалам Республики Бурятия: автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 2009.

5. Парфиненко И. П. Пенитенциарные преступления: уголовно правовая характеристика, ответственность и пути совершенствования законодательной регламентации: монография. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2012.

6. Воронин О. В. Предмет и пределы пенитенциарного надзора прокуратуры. Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 1.

7. https://regnum.ru/news/accidents/2237569.html

Основные термины (генерируются автоматически): пенитенциарная преступность, место лишения свободы, принудительная изоляция, лишение свободы, предупредительная деятельность, полномочие прокурора, предупреждение преступности, УК РФ, исправительное учреждение, общественная огласка.


Ключевые слова

прокуратура, пенитенциарная преступность, средства предупреждения

Похожие статьи

Уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения приговора

Уголовная ответственность, представляя собой одну из разновидностей юридической ответственности, нацелена на регулирование общественных отношений, связанных с совершением преступлений. Поскольку преступные деяния представляются наиболее опасной формо...

Понятие мер административного пресечения и их место в системе государственного принуждения

Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции, обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регули...

Проблемы применения мер административного пресечения в рамках деятельности сотрудников полиции

Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулир...

Проблемы, возникающие при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Современная уголовная политика России все увереннее ориентируется на требования международных стандартов, берет курс на активную перестройку уголовного законодательства в соответствии с передовыми достижениями развитых европейских стран. На государст...

Меры прокурорского реагирования на нарушение закона

Меры прокурорского реагирования представляют собой инструменты процессуального характера. Ими выступают акты прокурорского реагирования, форма, содержание, цель и случаи применения которых закреплена законодательно посредством выработанной за продолж...

Преступления в сфере экономической деятельности как правовая категория: пробелы регулирования

В данной статье автором затрагивается проблема несовершенства правового регулирования Особенной части Уголовного кодекса РФ в части закрепления преступлений в сфере экономической деятельности. В результате анализа уголовного законодательства и соврем...

Сущность и специфика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей

Многочисленные выявленные нарушения позволяют сказать, что в современный период времени в Российской Федерации состояние законности в области прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей не отвечает предъявляемым требованиям. Эф...

Прокурорский надзор как гарантия защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших

На сегодняшний день осуществление прокурорского надзора за законными интересами несовершеннолетних потерпевших происходит ненадлежащим образом, в частности, это касается осуществления функций по обеспечению разрешительной системы органами государстве...

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. ...

Закон и подзаконный акт. Проблемы административного регламента по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов

Законность предполагает наличие правовых норм высокого качества. Законность выступает своего рода характеристикой для любого метода правового воздействия. Предлагаем следующее понятие административного регламента — это подзаконный нормативный акт, ко...

Похожие статьи

Уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения приговора

Уголовная ответственность, представляя собой одну из разновидностей юридической ответственности, нацелена на регулирование общественных отношений, связанных с совершением преступлений. Поскольку преступные деяния представляются наиболее опасной формо...

Понятие мер административного пресечения и их место в системе государственного принуждения

Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции, обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регули...

Проблемы применения мер административного пресечения в рамках деятельности сотрудников полиции

Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулир...

Проблемы, возникающие при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Современная уголовная политика России все увереннее ориентируется на требования международных стандартов, берет курс на активную перестройку уголовного законодательства в соответствии с передовыми достижениями развитых европейских стран. На государст...

Меры прокурорского реагирования на нарушение закона

Меры прокурорского реагирования представляют собой инструменты процессуального характера. Ими выступают акты прокурорского реагирования, форма, содержание, цель и случаи применения которых закреплена законодательно посредством выработанной за продолж...

Преступления в сфере экономической деятельности как правовая категория: пробелы регулирования

В данной статье автором затрагивается проблема несовершенства правового регулирования Особенной части Уголовного кодекса РФ в части закрепления преступлений в сфере экономической деятельности. В результате анализа уголовного законодательства и соврем...

Сущность и специфика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей

Многочисленные выявленные нарушения позволяют сказать, что в современный период времени в Российской Федерации состояние законности в области прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей не отвечает предъявляемым требованиям. Эф...

Прокурорский надзор как гарантия защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших

На сегодняшний день осуществление прокурорского надзора за законными интересами несовершеннолетних потерпевших происходит ненадлежащим образом, в частности, это касается осуществления функций по обеспечению разрешительной системы органами государстве...

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. ...

Закон и подзаконный акт. Проблемы административного регламента по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов

Законность предполагает наличие правовых норм высокого качества. Законность выступает своего рода характеристикой для любого метода правового воздействия. Предлагаем следующее понятие административного регламента — это подзаконный нормативный акт, ко...

Задать вопрос