Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах г.Казань Республики Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Идиатуллина, А. М. Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах г.Казань Республики Татарстан / А. М. Идиатуллина, И. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1301/ (дата обращения: 19.11.2024).

Проведение в 2009 году Года молодежи в Российской Федерации заставило обратить внимание на проблемы и интересы молодежи не только профильные государственные и муниципальные структуры, но и всю общественность, позволило вывести вопросы молодежной политики в разряд стратегических и приоритетных, приступить к активному решению социальных проблем, связанных с данной социально-демографической группой.

Государственная молодежная политика  представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны. Государственная молодежная политика предполагает участие в процессе ее реализации не только государственных органов власти и управления, но и муниципальных органов, организующих исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации на местном уровне.

  В соответствии с законодательством Российской Федерации  молодежь – граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет. Одним из инструментов реализации права молодежи на активное участие в жизни страны, региона и города являются  молодежные общественные объединения и организации, определяемые законодательством, как объединения граждан в возрасте от 14 до 30 лет, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.[1, Ст.5] Молодежные общественные объединения и организации являются одним из элементов социальной структуры общества и формой самоорганизации молодежи, деятельность которых должна быть направлена на повышение общественной активности молодежи, развитие толерантности в молодежной среде, получение молодыми людьми навыков включения в современную жизнь. Важную роль также играет участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, посредством развития студенческого самоуправления, непосредственного участия в работе государственных и муниципальных органов. Взаимодействие государственных и муниципальных органов с молодежными объединениями и организациями в процессе решения проблем молодого поколения и развития молодежных инициатив в различных сферах жизнедеятельности, является залогом успеха реализации молодежной политики в стране, а также инструментом устойчивого развития Российской Федерации.

Наиболее приближенными к молодежи являются муниципальные органы власти и управления, для которых,  крайне важна готовность молодежных общественных объединений и организаций, поддержать их инициативы, оказать муниципальным органам непосредственную помощь в организации и проведении социально значимых мероприятий. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р, Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», федеральными, региональными и муниципальными программами социально-экономического развития.

В соответствии с методическими рекомендациями по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью 1-10/2186 от 01.11.2008 г., адресованных главам субъектов РФ,  мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе. Функции по организации мероприятий по работе с молодежью рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная структура  прилагается). При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также   подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта Российской Федерации.  Задачами в организации работы с молодежью в муниципальных образованиях  являются: вовлечение молодежи в социальную практику и  информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.[2]

Привлечение молодежи для участия в местном самоуправлении,  активизация взаимодействия муниципальных органов с молодежными общественными объединениями и организациями, имеет принципиальное значение для повышения эффективности местного самоуправления. В этом плане примечателен опыт города Казань – столицы Республики Татарстан.

Муниципальное образование город Казань в настоящее время находится в поле пристального внимания не только в Российской Федерации, но и за ее пределами, поскольку в 2013 году здесь пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013. Кроме того, в столице Республики Татарстан постоянно проходят различные мероприятия регионального, федерального и международного уровня. Среди прочих следует выделить: IV Съезд содружества студенческих и молодежных организаций СНГ, Российская студенческая весна 2009 года, Всероссийский спортивный форум, первый Форум молодых ученых Казани «Навстречу будущему». В целом без активной молодежи и молодежных объединений г.Казань не обладала бы такой мощной энергетикой, благодаря которой город смог завоевать право проведения и Универсиады 2013 года. В рамках крупных всероссийских мероприятий в прошлом году город посетили более 200 тысяч молодых людей со всех регионов России. Основная часть молодежи города – это студенты высших и средних профессиональных учебных заведений. На сегодняшний день в Казани работают 49 учреждений высшего и 25 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучаются более 140 тысяч студентов.[3]

Большую роль в жизни города и реализации молодежной политики играют молодежные общественные организации в составе Казанского совета молодежных организаций. В Совет входят 32 организации, объединяющие молодежь по самым различным интересам и  инициативным группам. Казанский совет молодежных организаций координирует их деятельность, оказывает правовую и юридическую помощь, информационную и организационную поддержку.

На сегодняшний день можно выделить следующие молодежные объединения и организации, функционирующие в г.Казань: Совет молодых учёных и специалистов г. Казани, Казанский совет студенческих самоуправлений средних специальных учебных заведений, Ассоциация иностранных студентов и аспирантов г.Казани, Молодежное объединение содействия правоохранительным органам г.Казани (МОСПО), Казанский центр студенческих трудовых отрядов, Казанская организация «Молодежь промышленных предприятий», Казанский совет волонтеров.[4]

Совет молодых учёных и специалистов г. Казани (Совет) – добровольное общественное объединение молодых исследователей (с высшим образованием) и специалистов г. Казани, призванное содействовать профессиональному становлению, накоплению опыта, творческому росту и максимальному использованию научного потенциала молодёжи города Казани. Деятельность Совета направлена на: объединение усилий молодых ученых и специалистов г. Казани для выполнения научных исследований, пропаганды новейших достижений науки среди молодежи; содействие профессиональному росту и вовлечение молодых учёных и специалистов в научно-исследовательскую деятельность по фундаментальным и прикладным направлениям, актуальным для отечественной науки; взаимодействие с общественностью, с государственными и муниципальными учреждениями, с производственными и промышленными организациями, общественными и молодежными объединениями г. Казани; содействие в улучшении жилищных условий молодых ученых и специалистов г. Казани; участие в научно-технических и культурных направлениях деятельности Муниципального образования г. Казань. Необходимо отметить, что члены Совета имеют право участвовать в принятии решений, касающихся профессиональной деятельности молодых учёных и специалистов г. Казани, выносить вопросы, касающиеся деятельности Совета, на рассмотрение Мэрии г. Казани, ходатайствовать перед Мэрией г. Казани о выделении молодым ученым и специалистам льготных путевок и т.п. В феврале 2010 года Советом молодых учёных и специалистов г. Казани при поддержке Комитета по делам детей и молодежи ИКМО был проведен первый Форум молодых ученых Казани «Навстречу будущему», который был призван объединить усилия молодых ученых Казани для решения актуальных проблем в инновационной, социальной и научно-образовательной сфере.

Казанский совет студенческих самоуправлений средних специальных учебных заведений, получивший свой официальный статус в апреле 2009 г. на своем Первом форуме, проходившем на базе Казанского молодежного центра им.А.Гайдара.  В июне 2009 года Совет стал лауреатом национальной молодежной премии «Будущее России» в г.Москве, его проект по развитию органов студенческих самоуправлений в учреждениях среднего профессионального образования г.Казани был признан лучшим по всей России.

Накануне 2009 года была создана Ассоциация иностранных студентов и аспирантов г.Казани.. Ассоциация совместно с Комитетом по делам детей и молодежи Исполнительного комитета МО г.Казань участвует в проведении мероприятий творческого, спортивного, научного направления. Одним из ярких событий лета стал XIII Европейский симпозиум студентов-биологов «Симбиоз-2009».

Дружины Молодежного объединения содействия правоохранительным органам г.Казани (МОСПО) были созданы в Казани еще в 1995 году с целью возрождения традиций добровольных народных и боевых комсомольских дружин (ДНД и БКД), а также для того, чтобы побудить студентов своими силами наводить порядок в вузах и помогать в этом администрации вузов, были образованы. Постановлением Руководителя Исполнительного комитета г.Казани МОСПО г.Казани передано в безвозмездное пользование помещение под штаб площадью 235,2 кв.м., которое в апреле 2009 года было открыто после капитального  ремонта. В состав МОСПО сегодня входят службы студенческой безопасности 25 учебных заведений города. За 11 месяцев этого года с участием сотрудников МОСПО г.Казани было раскрыто 31 преступление.

Одним из важнейших направлений вовлечения молодежи в трудовую деятельность является развитие движения студенческих трудовых отрядов. В 2009 году в 73 трудовых отрядах  г.Казани было задействовано 2948 человек. Впервые для активистов этого направления в лагере «Заречье» 5-6 декабря был проведен Слет Штабов СТО вузов. Особое место в работе Казанского центра студенческих трудовых отрядов заняло трудоустройство молодежи в строительные организации, участвующие в возведении спортивных объектов Всемирной Универсиады  2013 года. Важно отметить, что перспектива участия молодежи в строительстве объектов универсиады была предварительно обсуждена с представителями молодежных организаций в Казанской Ратуше. Итогом стало то, что студенты, в составе студенческих трудовых отрядов, работали на строительстве Деревни Универсиады, Академии Тенниса, Дворца Водных видов спорта, Дворца Единоборств «Ак Барс», Спортивных комплексов Казанского государственного университета культуры и искусства и Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Всего на этих объектах было занято более 400 человек (средняя заработная плата составила 8-10 тысяч рублей, студентами выполнялись каменные, штукатурные, облицовочные, отделочные и общестроительные работы).

Ежегодно совместно с Казанской организацией «Молодежь промышленных предприятий» муниципальные органы г.Казани проводят мероприятия и конкурсы профессионального мастерства среди молодежи, целью которых является поддержка инициатив молодых работников и повышение заинтересованности рабочими профессиями.

К 2009 году в Казани широкое распространение получили добровольческие организации, в частности, Казанский совет волонтеров, объединяющий добровольцев из 11 вузов города, и 84 волонтерских отряда, созданных в школах и входящих в Ассоциацию детских общественных организаций «Я – Казанец». Всего по г.Казани постоянно волонтерской деятельностью, включающей в себя работу с инвалидами, детьми-сиротами, пожилым и престарелым, занимается более 6 тыс. человек.

Таким образом, следует отметить, что существует главная объединяющая функция молодежных общественных объединений и организаций, функционирующих на территории г.Казань  – выявление и представление интересов молодежи муниципального образования, повышение эффективности участия молодежи в жизни города и республики в целом. Молодежные общественные организации позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы и интересы молодежи до органов местного самоуправления муниципальных образований, что способствует достижению конкретных социальных и культурных результатов, вовлечению молодых граждан в общественные процессы, повышению общей правовой культуры, гражданской активности молодежи. Для самих же органов местного самоуправления молодежные общественные объединения и организации – это поле для выявления молодых лидеров, формирования кадрового резерва, поле для формирования группы единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов местного самоуправления.

В течение последних лет сложилась определенная система работы с молодежными общественными организациями. Основными направлениями работы муниципальных органов власти и управления в отношении молодежи являются: поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив, воспитание гражданственности и патриотизма, информационное обеспечение работы с детьми и молодежью, поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем, профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи, профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи, формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи, обеспечение занятости и трудоустройства молодежи, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, организация работы с детьми и молодежью по месту жительства. Что касается работы по поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений, то она предполагает: проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики; организацию стажировки актива молодежных общественных  объединений в органах местного самоуправления; предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями; проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений; развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, «правительствам», советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.

Несмотря на активную работу муниципальных органов власти и управления с молодежными объединениями и организациями, и широкий спектр деятельности самих молодежных объединений и организаций, следует отметить отсутствие у большей части молодого поколения осознанной воли к участию в местном самоуправлении. Молодежь должна стремиться к созданию молодежных объединений, не только для представления своих интересов и решения проблем, но и с целью активного участия в местном самоуправлении посредством взаимодействия с органами местного самоуправления. Соответственно, одной из важнейших задач на современном этапе является популяризация местного самоуправления, подготовка и просвещение молодежи, формирование потребности и готовности участвовать в жизни местного сообщества, в управлении его развитием. С другой стороны, необходима «перестройка» логики мышления и деятельности самих муниципальных органов в аспекте привлечения молодежи к участию в местном самоуправлении. Молодежные объединения и организации должны быть вовлечены в реализацию молодежной политики не как ее «объект», а как активный «субъект» ее формирования и реализации. Участие молодежных общественных организаций в управлении своим городом, сельским населенным пунктам является важнейшей задачей, на решение которой направлены усилия отраслевых органов местного самоуправления.

 

Библиографический список

1.                  Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.

2.                  Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью Главам субъектов РФ 1-10/2186 от 01.11.2008 г.

3.                  Официальный портал мэрии г.Казань[Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.kzn.ru

4.                  Официальный портал мэрии г.Казань [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.kzn.ru

 

Основные термины (генерируются автоматически): Казань, местное самоуправление, Российская Федерация, молодежь, объединение, орган, государственная молодежная политика, казанский совет, молодежная политика, муниципальное образование.


Похожие статьи

Особенности социального партнерства некоммерческих организаций и государства в решении проблем молодежи Республики Марий Эл

Особенности развития инновационно-образовательных программ высшей школы в республике Татарстан: теоретический аспект

Реализация молодежной политики на региональном уровне (на примере «Центра социальных услуг для молодежи Советского административного округа г.Омска»)

Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области

Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута»)

Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия

Ведущие методологические подходы к формированию управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Похожие статьи

Особенности социального партнерства некоммерческих организаций и государства в решении проблем молодежи Республики Марий Эл

Особенности развития инновационно-образовательных программ высшей школы в республике Татарстан: теоретический аспект

Реализация молодежной политики на региональном уровне (на примере «Центра социальных услуг для молодежи Советского административного округа г.Омска»)

Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области

Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута»)

Роль федеральных целевых программ в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия

Ведущие методологические подходы к формированию управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Задать вопрос