Автор: Слепцова Светлана Анатольевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 1586 раз

Библиографическое описание:

Слепцова С. А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 261-263.

Конфликты (от лат. conflictus – столкновение) – довольно частое явление. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни и проблема конфликтов в школе не исключение. Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми [1, с. 119]. Тем не менее  в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют повышенный интерес различных СМИ к этой проблеме и многочисленные исследования конфликтного общения в учебно-воспитательном процессе (М.М. Рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев, Б.И. Хасан, В.Н. Мясищев, А.С. Белкин, А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, К.С. Лисецкий, А.И. Сахаров и др.). Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников [2, с. 375]. И.А. Зимняя, рассматривая конфликтное общение, возникающее в отношениях «учитель-ученик» отмечает, что затруднения общения оцениваются самими участниками конфликта по-разному. Если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель-ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. Нередко педагоги сетуют на то, что старшеклассники переоценивают свои возможности и не желают принимать «помощь» со стороны старших, а ученики – на несправедливость и недопонимание со стороны педагогов. Исследования Т.Н. Мальковской показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой.

Поэтому актуально то, что проблема выявления причин возникновения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие [3, 197].

Как отмечает С.М. Илюсизова, вызывать конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности. Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; межличностых отношений; знаний, умений, способностей; функций управления; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания, интерпретации информации; оценок и самооценок.

Возникновение конфликтов обусловлено объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными причинами. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный [3, с. 197 – 213]. В.Н. Мясищев подчеркивает единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития конфликтов, их социальной и психологической природы. В свою очередь С.В. Баныкина обозначила общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. К общим причинам относятся: неблагоприятная экономическая социально-политическая обстановка в стране и регионе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании; содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме. Специфические причины приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель-администратор; учитель-учитель; учитель-ученик; учитель-родитель. Проявления, вызванные специфическими причинами, наблюдаются в организации труда учителей; стиле деятельности; необъективности в оценке знаний учащихся, их поведения; проблемном внутреннем состоянии учителя  и ученика и пр.

Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик».  В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе [4, с. 100].

Таблица 1

Причины возникновения конфликтов в системе отношений  «учитель – ученик»

Название причины

конфликтов

Основное содержание

1.

Объективные

причины

К ним относятся главным образом те обстоятельства социального взаимодействия учителя и ученика, которые приводят к столкновению их интересов, мнений, установок и создают предконфликтную обстановку (неожиданные поступки, высказывания учащихся, нарушающие запланированный ход урока и вызывающие у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»).

 

2.

Организационно – управленческие причины

А) Функционально – организационные причины конфликтов.

- Конфликтное общение в педагогическом коллективе.

- Недостаточное обеспечение учебно-воспитательной и материальной базы (школьные принадлежности, учебники, оснащение кабинетов, оборудование для внеклассных мероприятий и пр.).

 

Б) Личностно – функциональные причины конфликтов.

- Небольшой опыт педагогической практики учителя (молодой учитель).

- Несоответствие требований к нравственным качествам, предъявляемых в отношениях «учитель-ученик».

- Трудности постановки и решения педагогических задач, выражающиеся в недостаточно полном и точном планировании результата их действия; игнорирование учителем своих прошлых ошибочных действий; недостаточной гибкости изменения и перестройки задач по ходу урока, сужения их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функций. Это приводит к формализации урока, снижению интереса учащихся (А.К. Маркова);

- Используемый учителем метод обучения не соответствует возможностям учащихся.

- Недооценка возрастных особенностей учащихся старших классов (неуважение к личности, несправедливость, формализм отношений с учащимися).

- Отсутствие педагогического мастерства (организационная беспомощность, немотивированность действий).

 

В)  Ситуативно – управленческие причины конфликтов.

- Малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников.

- Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения.

- Учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину.

- Ошибки и необоснованные выводы при анализе поступка ученика.

- Учитель торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит.

- Свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной.

3.

Социально – психологические причины конфликтов

- Потери и искажения информации в процессе межличностного общения (установка, как результат негативного опыта общения  в системе «учитель-ученик»; неадекватность собственной деятельности; фобии, недостаток времени, ограниченность словарного запаса ученика, неправильное понимание друг друга).

- Ролевая асимметрия участников педагогического процесса, когда за учеником закрепляется роль пассивного участника, готового лишь к восприятию информации [5].

- Разные позиции учителя и ученика в решении сложных проблем, непонимание того, что несовпадение взглядов вызвано различным подходом к решению проблемы.

- Различные способы оценки результатов деятельности.

- Психологическая несовместимость учителя и ученика (противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, социальная принадлежность, неудачное сочетание темпераментов и характеров).

- Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками («фавориты» и «нестандартные»).

- Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников.

 

4.

Личностные причины возникновения конфликтов

- Несоответствие ожидаемого поведения участников общения с реальным (нежелательное, недопустимое поведение в результате эгоистической ориентации, склонности к лидерству, недопустимости шуток в свой адрес).

- Низкий уровень социально-психологической и конфликтогенной компетентности учителя.

- Недостаточный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик».

- Низкая психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (подготовка к экзаменам, контрольные и письменные работы, различного вида проверки учебной деятельности).

- Взаимная недостаточная способность к эмпатии (от греч. empatheia - сопереживание).

- Завышенный или заниженный уровень притязаний участников общения («отстаивание» учеником оценки выше поставленной учителем или молчаливое согласие с фактом занижения оценки, несоответствие прогнозируемых результатов деятельности ученика).

- Холерический тип темперамента (неустойчивая и подвижная нервная система).

- Акцентуации характера (наличие чрезмерно выраженных черт характера, которые являются крайним вариантом нормы).

 

 

Список использованных источников:

  1. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу / книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988.
  2. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – М., 2001.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб: Питер, 2008.
  4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Лисецкий К.С. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников. //  Автореф. дисс. на  соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): системе отношений, системе отношений «учитель-ученик», возникновения конфликтов, причины конфликтов, причины возникновения конфликтов, развития конфликтов, особенности личности ученика, причин возникновения конфликтов, отношениях «учитель-ученик», анализе поступка ученика, отдельный поступок ученика, функциональные причины конфликтов, словарного запаса ученика, возникновения школьных конфликтов, результатов деятельности ученика, управленческие причины конфликтов, социального взаимодействия учителя, участников общения, внутреннем состоянии учителя, Психологическая несовместимость учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос