К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Гончарук И. Г. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции // Молодой ученый. — 2017. — №5.1. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/archive/139/39311/ (дата обращения: 27.05.2018).



Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов, затрагивающих привлечение государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, коррупция, информация, правонарушения.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность [1, с. 113].

Нарушения законодательства о противодействии коррупции могут быть отнесены к правоотношениям как активного, так и пассивного типа. Исходя из природы юридической обязанности, правоотношения подразделяются на активные (активного типа) и пассивные (пассивного типа). Данная классификация обусловлена тем, что в правоотношениях субъективная юридическая обязанность по своей природе может быть различной. В одних правоотношениях она является активной, поскольку обязанная сторона должна совершить определенные действия, в других — пассивной, поскольку обязанная сторона должна воздержаться от совершения определенных действий [2, с. 42].

Полагаем необходимым согласиться с мнением, А. В. Юрковского, К. Н. Евдокимова, о том, что коррупционное правонарушение — это противоправное, общественно вредное виновное деяние совершенное дееспособным (деликтоспособным) лицом в форме (виде) злоупотребления служебным положением, дачи взятки, получения взятки, злоупотребления полномочиями, коммерческого подкупа либо иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, которое влечет за собой наступление уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [3, с. 144].

Необходимо отметить, что коррупционные правонарушения, совершаются не только государственными. Но и муниципальными служащими. Особенности юридической ответственности муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления во многом предопределяются спецификой правового статуса самих субъектов [4, с. 144].

Подавляющее большинство коррупционных правонарушений предполагают привлечение виновных к дисциплинарной ответственности [5, с. 13].

Вместе с тем, можно отметить и тот, факт, что некоторые виды дисциплинарных проступков, обусловлены особенностями юридико-технических проблемами правового регулирования [6, с. 50–54; 7, с. 72–75; 8; 9; 10].

Полагаем возможным рассмотреть обобщение практики привлечения к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих, сформированной прокуратурой г. Заринска Алтайского края.

Прокуратурой неоднократно проводились проверки исполнения обязанности муниципальных служащих представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В ходе проверок установлено, что требования Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации и принятых во их исполнение правовых актов, муниципальными служащими администрации города Заринска соблюдаются не в полной мере.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

В силу соответствия с ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляет сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие указанные должности.

Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. п.11 и 12 ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» на кадровую службу возложена обязанность организации проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну; организация проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

В нарушение указанных норм федерального законодательства, при проведении проверок установлено, что не все муниципальные служащие при предоставлении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего (далее справка) оформили их надлежащим образом.

В частности, в справке, предоставленной О. на супругу, не указан род ее занятий либо основное место работы.

В справке, предоставленной О. в отношении супруга, указано, что справка предоставлена по состоянию на 01.01.2016. Вместе с тем, указанные справки должны предоставляться за календарный год, по состоянию на 31 декабря отчетного года.

В справке, предоставленной К. на себя, в графе «иные доходы» раздела 1 не указан вид дохода.

В справке, предоставленной К. в отношении супруги, неверно указана сумма дохода, полученного от пенсионных выплат.

В справке, предоставленной П. на супруга в подразделе «Недвижимое имущество» раздела 3 «Сведения об имуществе» не указаны иные лица, в собственности которых, в т. ч., находится однокомнатная квартира.

В справке, предоставленной Н. в подразделе «Недвижимое имущество» раздела 3 «Сведения об имуществе» не указано основание приобретения имущества и источник средств.

Таким образом, указанными служащими в полной мере обязанность по предоставлению достоверных сведений не исполнена, кадровой службой достоверность предоставленных сведений не проверена.

Частями 7 и 8 ст. 8 Федерального закона от 25.12.08г № 27-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены правовые последствия неисполнения обязанности по декларированию доходов — освобождение от замещаемой должности либо привлечение к иным видам дисциплинарной ответственности.

Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, ущемляют конституционные права граждан и не могут остаться без внимания, а виновные лица, допустившие нарушения, подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 24 Закона «О прокуратуре РФ», были вынесены представления. В итоге был решен вопрос о привлечении всех фигурантов к дисциплинарной ответственности, за допущенные нарушения закона.

В качестве рекомендации, полагаем возможным, использовать потенциал прокуратуры в ходе осуществления правового мониторинга действующего законодательства [11, с.144] и практики правоприменительной деятельности, для совершенствования российской правовой системы [12, с. 111–114].

Литература:

  1. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Административное право: учебное пособие. — Иркутск, 2012. — 287 с.
  2. Юрковский А. В., Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Онохова В. В., Праскова С. В., Суркова И. С., Тирских М. Г., Шаламова А. Н. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — 611с.
  3. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. — Иркутск, 2012. — 199 с.
  4. Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И., Юрковский А. В., Юрковский А. В. Муниципальное право России: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. ‒ Иркутск, 2014. ‒ 327 с.
  5. Фирсова О. А., Юрковский А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе / Фирсова О. А., Юрковский А. В., Иркутский юридический ин-т (фил.) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2008. 71 с.
  6. Юрковский А. В., Куликов М. Ю. К вопросу конституционно-правового регулирования злоупотребления правом в России и странах Северо-Восточного азиатского региона. // Академический юридический журнал. 2014. № 4 (58). С. 50–54.
  7. Юрковский А. В. Проблемы организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // В книге: Правовая политика современной России: реалии и перспективы Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Иркутского государственного университета. ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. 2013. С. 72–75.
  8. Агапов П. В., Амирбеков К. И., Боголюбова Т. А., Диканова Т. А., Капинус О. С., Меркурьев В. В., Ображиев К. В., Павлинов А. В., Расторопов С. В., Скляров С. В., Андреев Б. В., Бажанов С. В., Евдокимов К. Н., Жубрин Р. В., Ларьков А. Н., Раскина Т. В., Соколов Д. А., Степанов О. А. Криминология. Общая часть. Учебник/Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
  9. Юрковский А. В. Проблемы организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // В книге: Правовая политика современной России: реалии и перспективы Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Иркутского государственного университета. ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. 2013. С. 72–75.
  10. Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1: практич. пособие / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015.
  11. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М., Кузьмин И. А., Любушкина В. П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск, 2014. — 239 с.
  12. Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. — 2016. № 3. С. 111–114.
Основные термины (генерируются автоматически): имущественный характер, Российская Федерация, муниципальная служба, дисциплинарная ответственность, сведение, служащий, имущество, расход, доход, обязательство.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос