В статье рассмотрены основные проблемы экологии, возникающие из-за неконтролируемого потребления ресурсов, характерные черты эко-дизайна в аспекте производства одежды, становление и развитие экологического дизайна, а также проблемы, возникающие при внедрении эко-дизайна одежды на российский рынок.
Ключевые слова: экология, эко-дизайн, эко-стиль, потребитель, рынок
В индустрии моды в последнее время особо актуальной стала тема экологии. Этой тематике выделено целое направление, которое имеет социальную и экологическую пользу, и называют его «эко-мода» («этичная мода», «зелёная мода», «sustainablefashion»). Развитие экодизайна сегодня становится потребностью для многих людей, поскольку существует чрезвычайно высокая взаимосвязь между гармонией внутреннего состояния человека и визуально воспринимаемым окружающим миром.
Начальной точкой развития экологического дизайна стало резкое ухудшение окружающей среды. Однако в первую очередь к методам и принципам экодизайна общество обратилось, чтобы решить проблему неконтролируемого потребления ресурсов, которая возникла по причине быстрой смены модных тенденций в современном мире. Общество, следуя за течением моды, окружает себя ненужными вещами. Все это ведет к глобальной экологической проблеме, связанной с неуемным потреблением ресурсов. Данному явлению был присвоен термин «Fast fashion» (с англ. «быстрая мода»), означающий кратковременную эксплуатацию вещей.
Быстрая мода основывается на подходе к моде как к глобальной индустрии и разделению труда в мировой экономике, при котором фабрики и непосредственно само производство находятся в странах «третьего мира», а маркетинг и потребление происходит в основном в развитых странах [1].
Для решения проблемы с неконтролируемым потреблением ресурсов, в первую очередь, нужно изменить отношение людей к такому явлению как «вещенизм» — желание иметь большое количество модных вещей, в которых они особо не нуждаются, но низкая стоимость позволяет покупать, не задумываясь об их надобности. Во-вторых, необходимо развивать экологически чистое производство, а также одно из относительно новых направлений индустрии — экодизайн.
Экологический дизайн — один из наиболее актуальных современных проектно-художественных направлений в условиях экологического кризиса, который занимается проблемами экологии [2]. Экодизайн призван упростить наш быт, взяв пример с природы, сократить избыточное количество потребляемых вещей и пересмотреть материалы и технологию изготовления для их производства.
Основными чертами экостиля являются:
использование натуральных материалов;
высокое качество изделия;
высокая цена изделий;
свободный крой одежды;
минимум полимеров;
естественные цвета и оттенки;
натуральные украшения и обувь;
hand-made.
Основным подходом в экодизайне является производство качественной и долговечной продукции при помощи нетоксичных натуральных материалов, которые не будут приносить вред окружающей среде, использование переработанных материалов, что позволит максимально экономить природные ресурсы [3].
Эко-стиль становится не только модным течением, но и определенной философией и идеологией, истоки возникновения которого уходят корнями в 70-е годы, когда появилось направление хиппи, установив новый постулат: натуральность — это и есть настоящая мода. Непринужденно они смогли создать новый мировой тренд в пользу здорового образа жизни и защиты окружающей среды. Мода, являясь ярким примером отражения социальных процессов жизни, не смогла не отразить новую тенденцию в дизайне.
Первопроходцем в изготовлении зеленых коллекций принято считать Линду Лаудермилк (Linda Loudermilk), которая в 2002 году воплотила в жизнь целую экоколлекцию из натуральных материалов, традиционно не применявшихся до этого момента в изготовлении одежды — бамбук, водоросли и другие растительные компоненты. Линда Лаудермилк (Linda Loudermilk), являясь сторонником экостиля, категорически отвергает одежду из натуральных мехов. За Линдой последовали и другие дизайнеры, оставшиеся неравнодушные к новой тенденции. Бренд за брендом стали уделять большее внимание и место в своих коллекциях для экостиля. Все чаще на модных показах стали появляться коллекции с использованием таких материалов, как хлопок, лен, бамбук и конопля, которые выращены без использования пестицидов, а также с вторичным использованием материалов. После Линды Лаудермилк к природе в своих коллекциях стали ближе Стелла Маккартни, Виктория Бекхэм, Джорджио Армани, бренд «Найк», H&M, Zara, GAP, People Tree и многие другие торговые марки, специализирующиеся на производстве одежды из органических материалов без токсинов.
Если в развитых странах экодизайн повсеместен, развит и ассоциируется в первую очередь с пониманием грамотного использования природных ресурсов, а также правильное и безопасное для окружающей среды обращение с отходами, то в России, как стране, следующей по пути развивающегося государства, тема экологии достаточно нова, но не менее популярна. Основной проблемой медленного развития экодизайна в России является отсутствие крупных производств натуральных материалов на территории страны. В связи с этим российским дизайнерам, приходится самим выезжать в зарубежные страны к производителям и самостоятельно приобретать материалы и осуществлять их поставку. Поэтому отечественная эко-одежда является дорогостоящей, а, следовательно, недоступна для большей части населения.
Из-за малого спроса на эко-одежду среди российских потребителей, дизайнерам не удается создавать большие тиражи эко-коллекции, что могло бы поспособствовать снижению цен, как это делают крупные бренды за счет высоких тиражей. На отечественном рынке представлен скромный ассортимент одежды российских эко-брендов. Заинтересованный потребитель вынужден приобретать эко-одежду, эко-обувь в зарубежных онлайн-магазинах или в таких крупных масс-маркет сетях как Zara и H&M. Как видим, образуется замкнутый круг, который затрудняет широкое распространение эко-моды среди российских потребителей. Поэтому известных отечественных эко-дизайнеров так мало, что можно пересчитать по пальцам, а молодые дизайнеры в основном специализируются не на использовании органических материалов, а на более доступных материалах и искусственных мехах.
Первым отечественным дизайнером, работающим в эко-стиле, считается Оля Глаголева — основатель и идейный вдохновитель эко-ориентированной марки GO, которая в основном специализируется на вторичной переработке сырья. Также среди российских эко-брендов можно отметить такие как: Norsoyan (основатель дизайнер-биохимик Людмила Норсоян, использует органическую окраску трикотажных полотен), Biryukov и Vika Gazinskaya (отказались от использования натурального меха), ТВОЕ (используют при переработке трикотажного полотна эко-технологию bio-polish, за счет чего материал приобретает более мягкую и прочную поверхность, поддерживают разработки, посвященные вторичной переработке материалов).
Теме экология уделяется большое внимание во всем мире, так в России 2017 год признан годом экологии, что подтверждает наличие стремления к развитию и распространению во всех областях принципов экологии. И. А. Сосунова определяет следующие основные приоритетные проблемы, решение которых в перспективе определит реальную социально-технологическую эффективность российских работ в сфере экодизайна:
- Развитие теоретических основ экодизайна, как многофункциональной системы деятельности;
- Дополнение «психологизации» и «эргономизации» процедур экодизайна их «социологизацией», поскольку деятельность субъектов всех социальных взаимодействий, связанных с дизайном (в первую очередь, экодизайнер, заказчик, потребитель, соответствующие социальные слои и группы и т. д.) осуществляется в рамках конкретных институциональных взаимодействий и определенных культурных полей.
- Обобщение и анализ практического опыта на основе неразрывности теоретических и эмпирических аспектов экодизайна.
- Совершенствование научно-организационной модели отечественного экодизайна, что предполагает укрепление роли головных научно-исследовательских центров, оптимизацию использования их потенциала, нахождение оптимальных форм организации профессионального сообщества, повышение эффективности информационного взаимодействия производителей и потребителей услуг в сфере экодизайна и т. д.
- Обеспечение подготовки квалифицированных специалистов в сфере экодизайна.
- Стимулирование внедрения достижений отечественного экодизайна в практику экономического развития и т. п., для чего представляется целесообразным доработка действующих и введение новых стандартов и технических регламентов, ориентированных на использование потенциала экодизайна; предоставление целевых льгот предприятиям и организациям в связи с выполнением ими работ в сфере экодизайна и т. д. [4].
Таким образом, решение установленных проблем будет поспособствовать развитию и повсеместному распространению экодизайна в российском обществе, изменению отношения людей к использованию природных ресурсов, пониманию важного значения для окружающей среды правильного и безопасного обращения с отходами. Экологически образованное общество — одно из важнейших условий для позиционирования России, как развитой страны.
Литература:
- Васильева Ж. В. Влияние процессов глобализации на fashion-индустрию // Культурологический журнал. — 2013. — № 2. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/216.html&j_id=15 (дата обращения 04.01.2017).
- Габдрахманова З. Р. Роль экологического дизайна в организации условий жизни современного человека (краткий обзор) // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015». URL: http://www.scienceforum.ru/2015/921/10828 (дата обращения: 04.01.2017).
- Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия. // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4.URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 05.01.2017).
- Сосунова И. А. Экодизайн в России: социально-технические аспекты и проблемы развития // Вестник международной академии наук (русская секция). — 2015 — № 1.URL:http://www.heraldrsias.ru/download/articles/13_Sosunova.pdf (дата обращения: 05.01.2017).