Статья посвящена вопросу лицензирования как вида административного производства, проводится анализ научных статей разных авторов, рассматриваются вопросы административно-процессуальной основы лицензирования отдельных видов деятельности, приводятся стадии лицензирования.
Ключевые слова: лицензирование, административный процесс, лицензионно-разрешительные правоотношения, лицензионно-разрешительное производство
Анализ научных определений, данных разными авторами [2;3] понятию «лицензирование», позволяет сделать вывод о том, что лицензирование представляет собой сложное, многоаспектное правовое явление, которое может быть рассмотрено с различных позиций, в том числе и с процессуальных. Как и всякая правовая процедура, лицензирование должно быть четко регламентировано процессуальными нормами, поскольку только в этом случае можно обеспечивать законность управленческой деятельности, соблюдение публичных интересов, прав и законных интересов соискателей лицензий и лицензиатов.
Лицензионно-разрешительное производство обладает следующими чертами:
а) носит государственно-властный характер;
б) опосредовано нормами административно-процессуального права;
в) имеет свои цели и задачи;
г) направлено на достижение юридического результата — решение вопроса о правовом статусе субъекта лицензионной деятельности.
Для лицензионно-разрешительного производства характерна своя специфика правоотношений. Во-первых, субъекты правоотношений изначально неравноправны.
Лицензионный орган занимает позицию не только контролирующей, но и имеет право вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие с нормативно установленными лицензионными требованиями и условиями.
Во-вторых, лицензионно-разрешительные правоотношения являются одной из существенных предпосылок и необходимым условием осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является исчерпывающим и исключает применение лицензионной процедуры в отношении других видов деятельности.
Хозяйствующий субъект, желающий заниматься тем или иным лицензируемым видом деятельности, обязан вступить в лицензионно- разрешительные правоотношения для приобретения специальной правоспособности.
В-третьих, лицензионно-разрешительные правоотношения отличаются процессуальным характером. Лицензирование — это разрешительная процедура, которая имеет свои обязательные и факультативные стадии. Как и всякая правовая процедура, лицензирование четко регламентировано нормами лицензионного законодательства, поскольку только детальная регламентация обеспечивает законность в ходе осуществления управленческой деятельности.
Лицензионно-разрешительное производство — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по выдаче физическим и юридическим лицам лицензий на осуществление отдельных видов предпринимательской и иной деятельности, а также разрешений на совершение отдельных однократных юридических действий. [4]
Процедура выдачи лицензий и разрешений состоит из нескольких последовательных процессуальных стадий:
1 стадия — возбуждение лицензионно-разрешительного дела (производства). Лицензионно-разрешительное производство может быть возбуждено только на основании заявления (ходатайства) соискателя, претендующего на получение соответствующей лицензии или разрешения.
2 стадия — предварительное рассмотрение материалов дела и установление соответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям. На этой стадии лицензионно-разрешительный орган совершает следующие действия:
1) изучает представленные соискателем документы на предмет соответствия их по содержанию и по форме установленным требованиям;
2) проводит проверку достоверности указанных в представленных документах сведений;
3) производит обследование помещений, оборудования, иных объектов, принадлежащих физическим и юридическим лицам, являющимся соискателями, на предмет установления необходимых условий для осуществления лицензируемого вида деятельности или совершения разрешаемых действий.
3 стадия — рассмотрение лицензионно-разрешительного дела по существу и принятие по нему решения. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
4 стадия — обжалование принятого по делу решения.
5 стадия — исполнение вынесенного по делу решения о выдаче лицензии или разрешения в лицензионно-разрешительном производстве.
6 стадия — осуществление контроля в лицензионной сфере, не только выявление нарушений условий и порядка лицензирования, но и профилактика данных нарушений.
Данные стадии регламентируются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, в частности статьями 13–20.
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
На сегодняшний день процесс лицензирования регулируется Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Пункт 1 статьи 12 данного закона определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо оформление лицензии. Помимо вышеуказанного Федерального закона лицензирование регулируется отдельными нормативно-правовыми актами для каждого вида деятельности, например деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом и морским транспортом пассажиров регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» от 6 марта 2012 года № 193.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает процессу лицензирования следующее определение: «лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования». [1]
Суть процесса лицензирования заключается в том, чтобы обеспечить максимальную безопасность для общества и отдельных его представителей потенциально опасной деятельности. Причем повышение безопасности потенциально опасной деятельности осуществляется превентивными мерами в правовом поле.
Соответственно лицензия есть административное подтверждение компетентных органов, осуществляющих лицензирование, получения претендентом на лицензию права заниматься определенным видом деятельности, которое выдается только в случае удовлетворения требованиям закона и соответствия регламентации механизма допуска к осуществлению данного вида деятельности при условии обеспечения условий, гарантирующих безопасность клиентуры и третьих лиц в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.
Проведенный анализ нормативно-правовых актов, посвященных лицензированию в сфере отечественного транспортного комплекса, позволяет сделать вывод о том, что данный вид правоотношений достаточно развит, рассмотренные положения о лицензировании в основном соответствуют международным нормам и создают благоприятную основу для деятельности перевозчиков на всех видах транспорта. Однако постоянные изменения, вносимые в нормативно-правовые акты, регулирующие лицензионные отношения, не организованная надлежащим образом деятельность лицензирующих органов породили ряд правовых проблем и оставили нерешенными ряд задач, связанных с современным лицензированием деятельности в сфере транспорта.
Литература:
- Федеральный Закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. От 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
- Осинцев Д. В. Ответственность за нарушение правил лицензирования отдельных видов деятельности//Российский юридический журнал. 1997. № 2.С.75.
- Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. — М., 1998. С.422.
- Беркутова О. С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: дис. … к.ю.н. — М., 3005. — С. 64.