Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.01.2017

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Калашникова М. И. О необходимости совершенствования надзора за деятельностью банков со стороны Агентства по страхованию вкладов // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 339-342. — URL https://moluch.ru/archive/137/38470/ (дата обращения: 21.04.2018).



В статье рассматривается роль, функции Агентства по страхованию вкладов, проведен анализ законодательства и предложены мероприятия по улучшению управления качеством государственной корпорации на примере Агентства.

Ключевые слова: банковский надзор, страхование, банки, депозиты

Агентство по страхованию вкладов — государственная корпорация, которой осуществляется функциональные действия по обязательному страхованию вкладов, осуществляющей выплаты в случаях наступления страхового случая. Рассмотрим подробнее сущность страхования вкладов в контексте государственного регулирования.

Защита банковских вкладов физических лиц является одной из главнейших составляющей стабилизации банковской системы. Целью страхования вкладов является предоставление защиты интересов вкладчиков банков, предотвратить панику и не допустить её распространения на всю банковскую систему. Защита вкладчиков коммерческих банков является не просто защитой потребителя, это неотъемлемый элемент банковского регулирования, который создаёт необходимые условия для поддержания стабильности банковской системы.

Одним из самых спорных вопросов, которые возникают при функционировании системы страхования вкладов (ССВ), является определение функций и полномочий системы в отношении банков-участников, Агентства по страхованию вкладов и Банка России.

Для того, чтобы разобраться в решении данного вопроса определим, как классификационный тип системы страхования вкладов в зависимости от органа, который выполняет функции контроля и надзора:

1) ССВ, в которой функция надзора зафиксирована за Центральным банком;

2) ССВ, где функцию надзора выполняет орган, ответственный за страхование вкладов (депозитов);

3) смешанная ССВ, где надзорную функцию осуществляет организация, которая ответственна за страхование вкладов совместно с Центральным банком (либо иным органом, отвечающим за надзор коммерческих банков);

4) ССВ, в которой надзорная функция принадлежит другому органу, отвечающему за надзор коммерческих банков, например Министерству финансов.

Из данных групп классификации рассмотрим тип системы страхования вкладов, в которой функция надзора возложена на орган, отвечающий за страхование вкладов, — Агентство по страхованию вкладов.

Самым ярким примером в данном аспекте является Федеральная корпорация по страхованию депозитов (ФКСД) США. ФКСД участвует в реализации надзора за привлекающими вклады банками в целях соблюдения принципов, которые гарантируют надёжность и стабильность, и норм законодательства.

ФКСД имеет право на ранних периодах финансовых проблем оказывать помощь банку путём выкупа активов и предоставления займов для того, чтобы не допустить банкротство банка. На ФКСД возложено и проведение ликвидационных мероприятий в банках, которые лишены права привлекать вклады. ФКСД приобретает полный контроль над разорившимся банком, имеет право менять руководство, проводить реструктуризацию или путём объединения с другим банком, или за счёт передачи последнему активов и пассивов.

Российская система страхования вкладов относится к третьему типу — смешанной системе, потому как надзор за деятельностью банков осуществляют и Центральный банк, и Агентство по страхованию вкладов.

Передача Агентству функции санатора является важной функциональной составляющей действующей в России системы страхования вкладов.

Занимаясь денежно-кредитным регулированием, Центральный банк выступает органом исключительной компетенции, т.е. выполняет функцию, которую нельзя поручить прочим государственным органам. Все же контролируя соблюдение коммерческими банками определенных правил деятельности, он является органом специальной компетенции, т.е. осуществляет функции, которые при определённых условиях могут реализовывать и другие органы.

Во время до принятия Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» меры по предупреждению банкротства банка определялись Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40 — «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Эти меры охватывают: финансовое оздоровление банка, возможность реорганизации проблемного банка, назначение временной администрации по управлению проблемным банком без отзыва у него лицензии на исполнение банковских операций.

Все же практика показала, что указанные меры используются крайне редко и не дают ожидаемого результата. Все эти мероприятия проводились Центральным банком России самостоятельно до 1998 г. В 1998 г. было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое с 1999-2003 г. приняло участие в проектах, связанных с реструктуризацией и развитием 21 банка, в 15 из них АРКО было основным акционером, показав, что государственные институты могут выступать эффективными собственниками. После воссоздания текущей прибыльной деятельности банков АРКО выставляло их акции на открытые торги для продажи заинтересованным инвесторам. Цены продаж обеспечили абсолютный возврат бюджетных средств, вложенных в капитал банков.

Следовательно, изначально в базу мероприятий по предотвращению банкротства был положен такой принцип: тяжесть устранения финансовой несостоятельности лежит в первую очередь на их владельцах. Государство через систему банковского надзора реализовывало лишь административные меры в данной области.

Задачей надзорного органа является своевременное раскрытие проблем, а также активный контроль за дальнейшим развитием ситуации. В случае, когда проблемный банк спасти самим собственникам не получалось, государство ликвидировало его с рынка через процедуру банкротства. В то же время через систему страхования вкладов вкладчикам выплачивались возмещения [2].

В 2004 г. вместо АРКО в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» начало свое функционирование Агентство по страхованию вкладов. На первых порах Агентство по страхованию вкладов осуществляло лишь технические функции по обслуживанию фонда страхования вкладов. Функции минимизации банковских рисков посредством использования к коммерческим банкам тех или других инструментов надзора и регулирования данному органу не были доверены (противоположный подход наблюдается в США и Канаде). Все настоящие функции оставались за Центральным Банком России.

В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство выполняет выплаты вкладчикам компенсирования по вкладам при возникновении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; распоряжается средствами фонда страхования вкладов [4].

Число банков-участников — 834 (данные на 28 марта 2016 г.), страховых случаев — 308 (данные на 1 марта 2016 г.) [4].

После принятия Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого поручены Агентству.

Количество ликвидационных процедур в отношении банков — 492, количество завершенных ликвидационных процедур — 237.

27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», согласно которому Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков. Число проектов санации банков, в которых Агентство приняло участие — 27.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», вступившим в силу с 1 января 2014 года, основана система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Администратором системы возложено на Агентство по страхованию вкладов [1].

Необходимым является признание того факта, что меры, которые применялись АСВ с целью урегулирования несостоятельности банков после принятия ФЗ № 175 были достаточно результативными. Ними обеспечивалось уменьшение убытка, который наносил рынку разорение некоторых банков, увеличению выручки от продажи активов несостоятельных банков, кроме того упрочение рыночной дисциплины при помощи притягивания к ответственности лиц, действия или решения которых принесли убытки интересам кредиторов, общества и государства. Банк России и АСВ получили потенциальную возможность использовать действенные механизмы санации банков, которые позволили бы эффективно задействовать возможности частного сектора, сберегать эффективный бизнес проблемных банков.

Первый же страховой случай в июле 2005 года, который произошел с небольшим и малоизвестным «Международным Банком Экономического Развития", отобразил своевременные и ясные действия Агентства, послужившие основным доказательством того, что система страхования вкладов действует эффективно. В настоящее время любой возникающий страховой случай уже не принимается как чрезвычайный случай, точнее как обыденная работа Агентства. Стабильность работы Агентства свидетельствует о надежности государственной системы страхования сбережений населения [3].

Мы считаем, что на данном этапе забрать целиком функцию надзора у Центрального банка и зафиксировать ее за Агентством по страхованию вкладов невозможно.

Передача Банком России доли собственных определенных полномочий вниз однозначно не прибавит стабильности и устойчивости банковской системе. По этой причине Агентству по страхованию вкладов следует постепенно становиться более активным и эффективным участником организации надзора за работой коммерческих банков.

При этом улучшениюю функционирования надзора за деятельностью банков — участников системы страхования вкладов и соврешенствованию управления качеством будут способствовать следующие меры:

  1. Для избежание повторения контролирующей работы между Агентством по страхованию вкладов и Центральным банком является необходимым расширение размера информации, которая передавается Центральным банком Агентству по страхованию вкладов с помощью предоставления на постоянной основе информации о финансовом состоянии коммерческого банка, который входит в систему страхования вкладов (к примеру, согласование планов проверок).
  2. Подключить представителя Агентства по страхованию вкладов в Комитет банковского надзора с правом совещательного голоса.
  3. Агентство по страхованию вкладов должно участвовать в выдаче лицензии, которая дает право привлекать денежные ресурсы граждан во вклады коммерческого банка, где уже заблаговременно будут оценены его финансовое состояние, осведомленность руководства.
  4. Вместе с Центральным банком Агентство должно проводить дистанционный надзор, т.е. проверку отчётности, предоставляемой в надзорный орган банками-участниками системы страхования вкладов.
  5. Включить в состав инспекционных проверок на местах членов Агентства по страхованию вкладов.
  6. На данном этапе и в последующем было бы правильным оставить функцию санации банков навсегда, для того чтобы Агентство по страхованию вкладов могло заблаговременно раскрыть источник возникшей проблемы и принять все необходимые меры по ее решению. Это необходимо зафиксировать на законодательном уровне.

Данные меры, по нашему мнению, позволят Агентству по страхованию вкладов выполнять свои функции с большей результативностью.

Литература:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»
  2. Инвестиционно-сберегательное поведение населения России в условиях глобальной социально-экономической нестабильности. М., 2009.
  3. Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 марта 2011 г.
  4. АСВ планирует расширить штат в связи с новыми функциями. «Прайм» (16 октября 2013). — Агентство по страхованию вкладов (АСВ) планирует оптимизировать структуру и расширить штат в связи с новыми функциями и полномочиями. Проверено 17 октября 2013.
  5. Агентство по страхованию вкладов может привлечь кредит ЦБ в октябре Ведомости № 3927 от 29.09.2015
  6. Об Агентстве/ URL: http://www.asv.org.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): страхованию вкладов, страхования вкладов, системы страхования вкладов, фонда страхования вкладов, страхование вкладов, систему страхования вкладов, система страхования вкладов, вкладов физических лиц, Центральным банком, обязательному страхованию вкладов, страхования вкладов Агентство, сущность страхования вкладов, Целью страхования вкладов, страхования вкладов вкладчикам, коммерческих банков, банковских вкладов, «О страховании вкладов, санации банков, деятельностью банков, обязательного пенсионного страхования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос