Особенности карьерного становления и трудоустройства студентов (на примере России, Китая и Южной Кореи) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 1018 раз

Библиографическое описание:

Устимко, Я. О. Особенности карьерного становления и трудоустройства студентов (на примере России, Китая и Южной Кореи) / Я. О. Устимко, Е. К. Мишурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38219/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены особенности карьерного становления и трудоустройства российских, китайских и южно-корейских студентов. Проведен сравнительный анализ образовательных систем российских и азиатских вузов относительно квалификации преподавательского состава и трудоустройства студентов в период обучения.

Ключевые слова: карьерные ожидания, трудоустройство, планирование карьеры

In the article the peculiarities of career development and employment of Russian, Chinese and South Korean students. A comparative analysis of educational systems of Russian and Asian universities regarding the qualifications of the teaching staff and the employment of students during the training period.

Key words: career expectations, job placement, career planning

Согласно данным Российского статистического ежегодника за 2016 год [1, С. 204] численность российских студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составляет 4766,5 тыс. человек. При этом студенческий контингент не только вносит существенный вклад в структуру трудовых ресурсов страны, но и представляет собой достаточно специфический сектор рынка труда.

Получая высшее образование, студенты задумываются об условиях обучения, о качестве диплома, о статусе вуза и, конечно, о практическом применении всех полученных знаний, которые впоследствии должны воплотиться в трудоустройство в компанию «своей мечты». Однако, единого, универсального и при этом объективного критерия оценки качества образования не существует. Любую учебную организацию высшего образования можно оценивать по таким критериям, как уровень квалификации преподавателей, степень международной интеграции, ресурсное обеспечение, уровень востребованности выпускников вуза работодателями на рынке труда, уровень системы сотрудничества вуза с организациями, научно-исследовательская деятельность и др.

Все эти критерии учитываются при составлении международных рейтингов, которые учитываются не только при инвестировании и финансировании образовательной организации заинтересованными сторонами, но и при отборе кандидатов на работу. Соответственно все вузы борются за успешное трудоустройство своих студентов, как показатель эффективности системы образования в целом.

С позиции качества рабочих мест в самом общем виде рынок труда можно представить в виде двух основных его сегментов: рынка квалифицированных и низкоквалифицированных рабочих мест [2, C.53]. Однако, студенчество занимает промежуточную нишу между сегментом квалифицированной и не квалифицированной рабочей силы.

Существенным, на наш взгляд, является отличие в подходе к студентам как к рабочей силе и к студенческому трудоустройству в разных странах. Наблюдая и сравнивая конструкции построения учебного процесса в зарубежных странах, выделяются следующие тенденции: инклюзивное образование, международная деятельность, мобильность студентов, инновационная инфраструктура и прочее. Российская образовательная система, зачастую, не предоставляет таких условий, поэтому возникает дисбаланс в конкурентоспособности российских и иностранных студентов.

Российское и зарубежное обучения в высших образовательных учреждениях имеют ряд отличительных особенностей, касающихся непосредственно самого процесса обучения и трудоустройства студентов на рынке труда. На основе сравнительного анализа образовательного процесса, собственного студенческого опыта, методов социологического опроса (интервьюированию и анкетированию) российских и зарубежных студентов были выявлены определенные особенности.

Зарубежное образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, которые позволяют выходить странам на мировой уровень. Так, например, Южная Корея делает большие успехи в этой сфере, а именно:

  1. В 2010 году был введен закон, гласящий, что университеты Южной Кореи должны предоставлять право студентам обучаться на английском языке. Такое нововведение позволяет студентам претендовать на рабочие места в крупных мировых компаниях.
  2. Студентам предоставляется самостоятельный выбор предметов. Выбор предметов осуществляется на основании требований, предъявляемых со стороны работодателей.
  3. Университеты Южной Кореи оснащены современным оборудованием и лабораториями. В процессе преподавания используются современные технологии, в том числе и современные компьютерные программы.
  4. В университетах оказывается материальная помощь студентам в виде грантов и стипендий. Иностранные граждане, приехавшие на обучение по обмену, имеют возможность стать тьютором языка, носителями которого они приходятся. За эту деятельность выплачивается стипендия [3].

Значительный подъем в развитии образования студентов совершил Китай. Достигнуто это благодаря тому, что большое инвестирование в развитие инфраструктуры, оснащение институтов и университетов передовым оборудованием не отразилось на стоимости высшего образования, которое является доступным как для граждан Китая, так и для иностранных студентов.

Китайские вузы стараются ориентироваться в области высокого уровня преподавания, научных и технологических достижений, а также международных отношениях с целью повышения качества образования. Активно пользоваться научными достижениями и опытами зарубежных университетов, исследуя свои пути интернационализации и модернизации. Они стремительно развивают социально-инфраструктурную составляющую процесса обучения: строительство учебных и научных корпусов, общежития для студентов, развлекательные комплексы, обучение за рубежом, финансирование.

В свою очередь, для китайских студентов для жизненного успеха и построения карьеры важны определенные критерии и ценности. Прежде всего, это уверенность в себе, стремление к самореализации и ориентация на мобильность; получение профессиональных знаний и навыков, престижность диплома и правильный выбор специальности. Особую значимость для китайских студентов имеют успех в работе, благополучие и создание гармоничной семьи, а также социально-психологический климат в коллективе (семье, учебной группе, рабочем коллективе).

Китайские университеты для помощи в профессиональном саморазвитии и трудоустройстве своих студентов: организовывают ярмарки вакансий, встречи с работодателями и компаниями; проводят курсы и программы по планированию своей карьеры, созданию собственного бизнеса; через систему грантов финансируют студентов в создании собственного бизнеса.

По статистике, 60 % студентов — выпускников в первый же год после окончания вуза устраиваются по своей специальности, в т. ч. 3 % студентов успешно создают собственное дело, и 40 % либо работают не по своей специальности, либо в поиске [4].

При этом общей чертой азиатских вузов (на примере Китая и Ю. Кореи) является активная помощь студентам в трудоустройстве во время каникул и после окончания обучения, однако во время учебного процесса, совмещение с работой не приветствуется.

Российские вузы, наоборот, считают своей отличительной особенностью показатель трудоустроенных студентов ещё во время обучения в вузе. Как правило, студенты во время учебного процесса работают не по специальности (подрабатывают), тем самым, обеспечивая свою вторичную занятость [5].

Кроме того, для российских работодателей трудоустройство студентов является некой гарантией «защищенности» от нежелательных последствий трудоустройства выпускников без опыта работы. Связано это с особенностями российского трудового законодательства. Так, в частности, в соответствии со ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации «…испытание при приеме на работу не устанавливается …для лиц, получивших высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня…» [6]. Соответственно, наличие диплома о высшем образовании, при отсутствии профессионального опыта, лишает работодателя права назначения молодому сотруднику испытательного срока и, как следствие, права расторжения трудового договора с данным сотрудником на основании ст. 71 ТК РФ (Результат испытания при приеме на работу) в случае отсутствия необходимого уровня компетентности, т. е. отсутствия фактически продемонстрированных результатов испытания.

Таким образом, ограничение на установление испытательного срока для молодых специалистов является для российских работодателей достаточно существенным стимулом к получению наиболее полноценной информации о потенциальном сотруднике до момента его трудоустройства в организацию, в т. ч. за счет его трудоустройства «на общих основаниях» в период студенчества (т. е. до момента получения диплома, дающего права на льготный режим трудоустройства без испытательного срока).

Наглядным примером реализации такого подхода может являться модель практико-ориентированного обучения, реализуемая на базе ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [7].

Сравнительный анализ образовательных систем относительно политики карьерного планирования, трудоустройства студентов российских и азиатских вузов (на примере Китая и Ю.Кореи) позволил выявить следующую специфику:

  1. Бюджетирование. Скромное финансирование российских вузов позволяет им только поддерживать свое существование, нежели в указанных азиатских странах. Там университеты могут позволить себе финансировать своих студентов в их бизнес — проектах и начинаниях.
  2. Преподавание на иностранном языке. В российских вузах практически отсутствуют программы подготовки на иностранных языках. Да и уровень преподавания иностранного языка остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность российских дипломов. Англоязычные программы очень широко распространены азиатских вузах. Этот регион активно наращивает свои позиции в международных рейтингах. Таким образом, достигаются сразу 3 цели: пополняется бюджет учебных заведений за счет иностранных студентов, расширяются перспективы трудоустройства своих собственных студентов, повышается престиж учебного заведения за счет возможности привлечения иностранных профессоров.
  3. Практическая подготовленность профессорско-преподавательского состава. В вузах России основная доля преподавательского состава занята на полную ставку. При этом реальное повышение квалификации происходит преимущественно по инициативе и за счет самих же преподавателей. В Азиатских странах преподаватели — это практикующие специалисты, читающие лекции в вузах. При этом их основное место работы — организации и предприятия. А значит, курс обучения включает в себя не только теорию, но и самую современную практику.
  4. Разграничения на профессиональное высшее образование и академическое. Не секрет, что в России высшее образование — скорее признак «статусности», успешности, но не ступень образования и квалификации. Фактически любой вуз называется университетом или академией. В зарубежных странах есть четкое разделение на колледжи и университеты. Первые дают узкую профессиональную подготовку с отработкой конкретных профессиональных навыков, вторые — фундаментальное академическое образование.
  5. Роль диплома, резюме и портфолио. Раньше российский диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Но в последнее время «корочка» перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на начальных курсах необходимо строить свою профессиональную карьеру, нарабатывать резюме и портфолио. При этом российские работодатели при рассмотрении резюме и портфолио осуществлять оценку потенциального кандидата одновременно в трех плоскостях: оценка успеваемости, прогресса/регресса и потенциала [8]. Азиатские же работодатели доверяют качеству образования и при выборе потенциального кандидата из выпускников ориентируются, прежде всего, на рейтинг и статус образовательного учреждения. Резюме и портфолио азиатские работодатели рассматривают как дополнительную информацию о разносторонности и личных качествах потенциального кандидата. Поэтому чем больше о себе, своих интересах, способностях, творческих достижениях и планах напишет азиатский студент, чем не стандартнее и креативнее будет резюме — тем лучше.
  6. Вторичная занятость. С одной стороны это и хорошо, что студенты заранее приучаются к труду, но с другой стороны это плохо сказывается на их учебе. В азиатских странах, студентам не разрешается работать параллельно с учебой. Для начала они должны получить соответствующие знания, а потом уже применять их на практике. Работодатели отдают преимущества молодым специалистам доступным образованием, обеспечивая им достойные и место работы и оплату труда.

Российские же студенты во время учебного процесса активно стараются найти подработки (чаще всего не по специальности) либо трудоустроиться параллельно с учебой, переводятся на заочную и дистанционную форму обучения, что негативно сказывается на результатах обучения, однако положительное влияет на общие адаптационные способности российской студенческой молодежи.

Литература:

  1. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. — Р76 М., 2016–725 с.
  2. Якимова З. В. Принципы и критерии сегментирования рынка труда в ситуации кадрового дефицита /З. В. Якимова, В. В. Торбик // Тезисы докладов второй региональной научно-практической конференции «Управление персоналом: как привлечь, удержать и мотивировать ценных сотрудников -2011». 27 октября 2011 г. — Великий Новгород.: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. С. 51–54. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.in-nov.ru/doc/conf-up-oct-2011.pdf
  3. Образование за рубежом: высшее образование в Южной Корее [Электронный ресурс]//РИА Новости. — Режим доступа: https://vseobr.com/vyshee-obrazovanie/yuzhnaja-koreja/
  4. Campus Scenery [Electronic resources] // Beihua university. — URL: http://en.beihua.edu.cn/html/campus/index.html
  5. Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда/ М. Ю. Дикусарова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. –2013. — № 3 (21). — С. 177–182.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.07.2016). // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru
  7. Якимова З. В. Практико-ориентированный бакалавриат: опыт управления изменениями в вузе (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) / Якимова З. В., О. О. Мартыненко, В. И. Николаева // Университетское управление: практика и анализ. — 2015. — № 4 (98).– С. 56–66.
  8. Якимова З. В. «Портфолио» как инструмент продвижения выпускников на рынке труда /З. В. Якимова //Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 56. С. 182–186.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, высшее образование, вуз, трудоустройство студентов, учебный процесс, испытательный срок, Китай, потенциальный кандидат, сравнительный анализ, Южная Корея.


Ключевые слова

трудоустройство, карьерные ожидания, планирование карьеры

Похожие статьи

Особенности формирования кадрового резерва в университете

В статье рассматривается опыт реализации технологии формирования кадрового резерва в ведущих университетах страны. Описываются различные подходы к управлению кадровым резервом, выделяются категории кадрового резерва, а так же затрагиваются вопросы мо...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России: обучение иностранных студентов в томских вузах

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах. Исследуется роль томских вузо...

Особенности информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева)

В статье рассматривается проблема формирования информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева). Приведены данные, полученные в ходе диагностики студентов. Отмечены дефициты респондентов в обла...

Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда

В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда

На сегодняшний день в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. Почти половина педагогов — пенсионеры, а средний возраст учителя — 44 года в Республике Татарстан [1]. Поче...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Похожие статьи

Особенности формирования кадрового резерва в университете

В статье рассматривается опыт реализации технологии формирования кадрового резерва в ведущих университетах страны. Описываются различные подходы к управлению кадровым резервом, выделяются категории кадрового резерва, а так же затрагиваются вопросы мо...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия

В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России: обучение иностранных студентов в томских вузах

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах. Исследуется роль томских вузо...

Особенности информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева)

В статье рассматривается проблема формирования информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева). Приведены данные, полученные в ходе диагностики студентов. Отмечены дефициты респондентов в обла...

Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда

В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда

На сегодняшний день в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. Почти половина педагогов — пенсионеры, а средний возраст учителя — 44 года в Республике Татарстан [1]. Поче...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Задать вопрос