Основные аспекты анализа продажи товаров по договору комиссии в розничной торговле у комиссионера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.01.2017

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Семыкина, Л. Н. Основные аспекты анализа продажи товаров по договору комиссии в розничной торговле у комиссионера / Л. Н. Семыкина, И. А. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37629/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена розничная торговля по договору комиссии. Дано понятие дохода комиссионера и его взаимосвязь с понятием товарооборота. Комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности, с другой стороны классифицируется как деятельность по оказанию услуг. Представлены основные аспекты анализа продажи товаров по договору комиссии. Приведен практический пример расчета.

Ключевые слова: розничная торговля, товарооборот, комиссионная торговля, доход комиссионера, анализ продажи товаров

Торговая деятельность является центральным звеном в цепи товарно-денежных отношений и играет ключевую роль в современной экономике, позволяя в короткие сроки аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для развития предприятий различных организационно-правовых форм собственности. Помимо этого функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия активного коммерческого посредника, в качестве которого выступают предприятия, специализирующиеся на осуществлении торговых операций по различным видам посреднических договоров.

Гражданский кодекс РФ выделяет три разновидности посреднических договоров: договор поручения, договор комиссии и агентский договор. Общим для всех этих договоров является то обстоятельство, что во всех случаях посредник действует за счет и в интересах заказчика. На практике чаще всего заключаются договоры комиссии на продажу товаров. В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента [1]. Комиссионер реализует товары, которые являются собственностью комитента. При этом продажа товаров по договору комиссии может осуществляться как физическим лицам (в этом случае имеет место розничная торговля), так и юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица (в этом случае имеет место оптовая торговля).

Доходом комиссионера является вознаграждение выплачиваемое комитентом в соответствии с заключенным договором, определяющим его величину и порядок уплаты. Размер комиссионного вознаграждения может быть установлен в твердой сумме; в процентах от стоимости проданных товаров; как разница между продажной стоимостью товаров и их стоимостью по документам комитента [2].

Комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности, с другой стороны классифицируется как деятельность по оказанию услуг. Поэтому к комиссионной продаже товаров нельзя в полной мере применить понятие «товарооборот», который является основным экономическим показателем, характеризующим деятельность торговых организаций и рассматривается как объем продаж товаров за определенный период времени в денежном выражении [3]. В сущности, розничный товарооборот приравнивается к выручке от продаж товаров, поступившей в кассу организации. При этом торговые организации торгуют товарами, приобретенными в собственность по договорам купли-продажи и предназначенными исключительно для перепродажи, поэтому в объем выручки включается покупная стоимость товаров.

При осуществлении комиссионной продажи товаров в розницу к доходам организации-комиссионера в соответствии с пунктом 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» не относятся поступления от других юридических и физических лиц «по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобное» [4]. Аналогично к расходам организации-комиссионера в соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» не относится выбытие активов по договорам комиссии в пользу комитента [5]. В этой связи доходом комиссионера в розничной торговле, его выручкой, является исключительно размер комиссионного вознаграждения, полученного от продажи товаров по договору комиссии и поступившего в кассу организации. Таким образом, розничный товарооборот комиссионера при осуществлении комиссионной продажи товаров определяется в сумме комиссионного вознаграждения за определенный период времени.

Основными источниками, используемыми для анализа розничного товарооборота комиссионера, являются данные регистров бухгалтерского учета, а также данные отчета о розничных продажах и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки.

Анализ розничного товарооборота комиссионера включает в себя анализ динамики и сезонных колебаний.

Все необходимые расчеты выполнены с использованием данных условного предприятия ООО «Комиссионер» за 2014-2015 годы. Для выявления общей тенденции развития розничного товарооборота комиссионера проводится анализ динамических рядов за 2014–2015 годы (табл. 1). В ходе анализа рассчитываются абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепные и базисные. В качестве базисного показателя взят товарооборот за первый квартал 2014 года.

Таблица 1

Динамика розничного товарооборота комиссионера

Период (квартал, год)

Товарооборот, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

базисный

цепной

базисн.

цепн.

базисн.

цепн.

I — 2014

7362

-

-

-

-

-

-

II — 2014

12232

4870

4870

166,2

166,2

66,2

66,2

III – 2014

12257

4895

25

166,5

100,2

66,5

0,2

IV — 2014

9633

2271

-2624

130,8

78,6

30,8

-21,4

I — 2015

7116

-246

-2517

96,7

73,9

-3,3

-26,1

II — 2015

11178

3816

4062

151,8

157,1

51,8

57,1

III – 2015

13705

6343

2527

186,2

122,6

86,2

22,6

IV — 2015

11308

3946

-2397

153,6

82,5

5,6

-17,5

Из данных таблицы 1 следует, что в организации в каждый последующий квартал наблюдался преимущественный рост розничного товарооборота по сравнению с первым кварталом 2014 года в среднем на 4356 тыс. руб. за каждый квартал за исключением 1 квартала 2015 года, когда данный показатель уменьшился на 246 тыс. руб. В рассматриваемом периоде наблюдалась положительная динамика абсолютного цепного прироста розничного товарооборота в среднем на 2871 тыс. руб. за квартал, за исключением 4 квартале 2014 года, 1 и 4 кварталов 2015 года, когда происходило уменьшение данного показателя в среднем на 2512 тыс. руб.

Максимальный базисный темп роста розничного товарооборота наблюдался в организации в 3 квартале 2015 года и составил 186,2 %. Минимальный базисный темп роста розничного товарооборота наблюдался в организации в 1 квартале 2015 года и составил 73,9 %. Максимальный цепной темп роста розничного товарооборота наблюдался во 2 квартале 2014 года и составил 166,2 %, а минимальный — в 1 квартале 2015 года и составил 73,9 %. Темпы прироста розничного товарооборота изменялись адекватно темпам роста данного показателя.

В результате укрупнения интервалов и преобразования квартальных данных об объеме розничного товарооборота комиссионера в полугодовые общая тенденция развития становится более очевидной (таблица 2).

Таблица 2

Общая тенденция изменения розничного товарооборота комиссионера методом укрупнения интервалов

Год

Полугодие

Товарооборот, тыс. руб.

Абсолютный базисный прирост, тыс. руб.

2014

I

19594

-

II

21890

2296

2015

I

18294

-1300

II

25013

5419

Из данных табл. 2 следует, что розничный товарооборот комиссионера характеризуется нестабильностью: в первом полугодии 2015 года его значения оказались ниже, чем в первом полугодии 2014 года; а во втором полугодии 2015 года его значения превысили показатели второго полугодия 2014 года. В то же время розничный товарооборот комиссионера во втором полугодии всегда больше, чем в первом полугодии.

Анализ сезонных колебаний розничного товарооборота комиссионера направлен на выявление конфигурации сезонной волны, измерения степени сезонных колебаний, определение изменения сезонной волны в перспективе. Для анализа сезонных колебаний товарооборота используем метод простой средней (табл. 3).

Таблица 3

Расчет индекса сезонности розничного товарооборота комиссионера методом простых средних

Месяц

Товарооборот по годам, тыс. руб.

Среднее значение товарооборота, тыс. руб.

Индекс сезонности, %

2014

2015

Январь

1563

2060

1812

51

Февраль

2107

1960

2034

58

Март

3692

3096

3394

96

Апрель

3337

3339

3338

94

Май

5199

3856

4528

128

Июнь

3696

3983

3840

109

Июль

3184

3762

3473

98

Август

4973

5774

5374

152

Сентябрь

4101

4169

4135

117

Октябрь

3457

4114

3786

107

Ноябрь

2848

3380

3114

88

Декабрь

3327

3814

3571

101

ИТОГО

41484

43307

42396

Среднемесячное значение товарооборота составит в рассматриваемом периоде:

(41484 + 43307) / 24 = 3533 тыс. руб.

Индекс сезонности рассчитываем путем деления эмпирического значения товарооборота на среднемесячное значение товарооборота.

Из данных табл. 3 следует, что в рассматриваемом периоде в организации не наблюдается существенных колебаний розничного товарооборота комиссионера в течение года. Минимальное значение объема продаж приходится на январь — февраль, максимальные значения наблюдаются в мае — июне, августе — октябре и в декабре. В связи с этим при планировании товарооборота необходимо учитывать неравномерность его распределения в течение года.

Таким образом, комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности, с другой стороны классифицируется как деятельность по оказанию услуг. В этой связи к комиссионной продаже товаров нельзя в полной мере применить понятие «товарооборот», который является основным экономическим показателем, характеризующим деятельность торговых организаций. Розничный товарооборот комиссионера при осуществлении комиссионной продажи товаров определяется в сумме комиссионного вознаграждения за определенный период времени. Анализ розничного товарооборота комиссионера включает в себя анализ динамики и сезонных колебаний.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой 24.11.2006 г. (Глава 51. Комиссия). // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 29.12.2016)
  2. Патров В. В. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 224 с.
  3. Система показателей товарооборота и их анализ // Анализ финансового состояния предприятия URL: http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_ analiz/1/sistema pokazatelej_tovarooborota_i_ikh_analiz/5–1-0–15/ (дата обращения: 29.12.2016)
  4. Положение по бухгалтерскому учету Доходы организации ПБУ 9/99 Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н // Справочник бухгалтера: бухгалтерский учет и налогообложение. URL: http://sprbuh.systecs.ru/uchet/pbu/pbu_9.html (дата обращения: 29.12.2016).
  5. Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99 Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н // Справочник бухгалтера: бухгалтерский учет и налогообложение. URL: http://sprbuh.systecs.ru/uchet/pbu/pbu_10.html (дата обращения: 29.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): розничный товарооборот комиссионера, договор комиссии, комиссионная продажа товаров, розничный товарооборот, продажа товаров, III, квартал, комиссионное вознаграждение, розничная торговля, торговая деятельность.


Ключевые слова

розничная торговля, товарооборот, комиссионная торговля, доход комиссионера, анализ продажи товаров

Похожие статьи

Особенности формирования и учета торговой наценки в розничных организациях

Деятельность организаций розничной торговли сопряжена с огромным количеством рисков, один из экономических инструментов, позволяющих их регулировать — это торговая наценка. Она представляет собой надбавку к покупной стоимости товара и прочих расходов...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

В работе представлен анализ факторов, влияющих на один из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли — объем розничного товарооборота. В ходе корреляционного анализа становится ясно, что наибольшее влияние на данны...

Электронный договор в дистанционной торговле

Статья посвящена изучению особенностей правового регулирования электронного договора как юридического факта в рамках дистанционной торговли по законодательству Российской Федерации. В работе поднимается проблема отсутствия четкого законодательного оп...

Предоставление информации о товаре по договору дистанционной купли-продажи

Статья посвящена актуальным спорам, возникающим при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи. Споры, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товаре, составляют значительную часть дел, рассматриваемых судами. В статье...

Договор возмездного оказания информационных и консультативных услуг в медицинской деятельности

В статье исследуется конструкция договора оказания медицинских услуг, его признаки, соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора возмездного оказания медицинских ...

Факторы, влияющие на эффективность затрат в лесной промышленности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета факторов, влияющих на эффективность затрат при производстве продукции в лесной промышленности. В данной работе автором показаны основные тенденции продаж на рынке лесной промышленности, снижение объем...

Сущность и значимость агентского договора

В данной статье отображена правовая роль агентского договора, сопоставлены и раскрыты конкретные преимущества рассматриваемого вида договора с договорами поручения и комиссии, проведен сравнительно-правовой анализ практического применения агентского ...

Правовая природа и место договора на оказание рекламных услуг в сфере рекламной деятельности

В статье проводится анализ особенностей правовой природы договора на оказание рекламных услуг. Автором также определяется место исследуемого договора среди иных договоров в сфере рекламной деятельности. Сделан вывод о том, что договор на оказание рек...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...

Таможенная стоимость товаров и ее проблемные аспекты

В статье раскрывается суть и понятие таможенной стоимости товаров. Проблема, возникающая в процессе определения таможенной стоимости товаров, является актуальной и серьезной в наше время. На практике встречается множество проблем, связанных с неправи...

Похожие статьи

Особенности формирования и учета торговой наценки в розничных организациях

Деятельность организаций розничной торговли сопряжена с огромным количеством рисков, один из экономических инструментов, позволяющих их регулировать — это торговая наценка. Она представляет собой надбавку к покупной стоимости товара и прочих расходов...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

В работе представлен анализ факторов, влияющих на один из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли — объем розничного товарооборота. В ходе корреляционного анализа становится ясно, что наибольшее влияние на данны...

Электронный договор в дистанционной торговле

Статья посвящена изучению особенностей правового регулирования электронного договора как юридического факта в рамках дистанционной торговли по законодательству Российской Федерации. В работе поднимается проблема отсутствия четкого законодательного оп...

Предоставление информации о товаре по договору дистанционной купли-продажи

Статья посвящена актуальным спорам, возникающим при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи. Споры, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товаре, составляют значительную часть дел, рассматриваемых судами. В статье...

Договор возмездного оказания информационных и консультативных услуг в медицинской деятельности

В статье исследуется конструкция договора оказания медицинских услуг, его признаки, соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора возмездного оказания медицинских ...

Факторы, влияющие на эффективность затрат в лесной промышленности

Данная статья посвящена актуальной проблеме учета факторов, влияющих на эффективность затрат при производстве продукции в лесной промышленности. В данной работе автором показаны основные тенденции продаж на рынке лесной промышленности, снижение объем...

Сущность и значимость агентского договора

В данной статье отображена правовая роль агентского договора, сопоставлены и раскрыты конкретные преимущества рассматриваемого вида договора с договорами поручения и комиссии, проведен сравнительно-правовой анализ практического применения агентского ...

Правовая природа и место договора на оказание рекламных услуг в сфере рекламной деятельности

В статье проводится анализ особенностей правовой природы договора на оказание рекламных услуг. Автором также определяется место исследуемого договора среди иных договоров в сфере рекламной деятельности. Сделан вывод о том, что договор на оказание рек...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию. В связи с тем, что сфера сервиса и туризма активно развивается и приносит высокий доход, все чаще встает вопрос ...

Таможенная стоимость товаров и ее проблемные аспекты

В статье раскрывается суть и понятие таможенной стоимости товаров. Проблема, возникающая в процессе определения таможенной стоимости товаров, является актуальной и серьезной в наше время. На практике встречается множество проблем, связанных с неправи...

Задать вопрос