В статье рассмотрена розничная торговля по договору комиссии. Дано понятие дохода комиссионера и его взаимосвязь с понятием товарооборота. Комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности, с другой стороны классифицируется как деятельность по оказанию услуг. Представлены основные аспекты анализа продажи товаров по договору комиссии. Приведен практический пример расчета.
Ключевые слова: розничная торговля, товарооборот, комиссионная торговля, доход комиссионера, анализ продажи товаров
Торговая деятельность является центральным звеном в цепи товарно-денежных отношений и играет ключевую роль в современной экономике, позволяя в короткие сроки аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для развития предприятий различных организационно-правовых форм собственности. Помимо этого функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия активного коммерческого посредника, в качестве которого выступают предприятия, специализирующиеся на осуществлении торговых операций по различным видам посреднических договоров.
Гражданский кодекс РФ выделяет три разновидности посреднических договоров: договор поручения, договор комиссии и агентский договор. Общим для всех этих договоров является то обстоятельство, что во всех случаях посредник действует за счет и в интересах заказчика. На практике чаще всего заключаются договоры комиссии на продажу товаров. В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента [1]. Комиссионер реализует товары, которые являются собственностью комитента. При этом продажа товаров по договору комиссии может осуществляться как физическим лицам (в этом случае имеет место розничная торговля), так и юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица (в этом случае имеет место оптовая торговля).
Доходом комиссионера является вознаграждение выплачиваемое комитентом в соответствии с заключенным договором, определяющим его величину и порядок уплаты. Размер комиссионного вознаграждения может быть установлен в твердой сумме; в процентах от стоимости проданных товаров; как разница между продажной стоимостью товаров и их стоимостью по документам комитента [2].
Комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности, с другой стороны классифицируется как деятельность по оказанию услуг. Поэтому к комиссионной продаже товаров нельзя в полной мере применить понятие «товарооборот», который является основным экономическим показателем, характеризующим деятельность торговых организаций и рассматривается как объем продаж товаров за определенный период времени в денежном выражении [3]. В сущности, розничный товарооборот приравнивается к выручке от продаж товаров, поступившей в кассу организации. При этом торговые организации торгуют товарами, приобретенными в собственность по договорам купли-продажи и предназначенными исключительно для перепродажи, поэтому в объем выручки включается покупная стоимость товаров.
При осуществлении комиссионной продажи товаров в розницу к доходам организации-комиссионера в соответствии с пунктом 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» не относятся поступления от других юридических и физических лиц «по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобное» [4]. Аналогично к расходам организации-комиссионера в соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» не относится выбытие активов по договорам комиссии в пользу комитента [5]. В этой связи доходом комиссионера в розничной торговле, его выручкой, является исключительно размер комиссионного вознаграждения, полученного от продажи товаров по договору комиссии и поступившего в кассу организации. Таким образом, розничный товарооборот комиссионера при осуществлении комиссионной продажи товаров определяется в сумме комиссионного вознаграждения за определенный период времени.
Основными источниками, используемыми для анализа розничного товарооборота комиссионера, являются данные регистров бухгалтерского учета, а также данные отчета о розничных продажах и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки.
Анализ розничного товарооборота комиссионера включает в себя анализ динамики и сезонных колебаний.
Все необходимые расчеты выполнены с использованием данных условного предприятия ООО «Комиссионер» за 2014-2015 годы. Для выявления общей тенденции развития розничного товарооборота комиссионера проводится анализ динамических рядов за 2014–2015 годы (табл. 1). В ходе анализа рассчитываются абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепные и базисные. В качестве базисного показателя взят товарооборот за первый квартал 2014 года.
Таблица 1
Динамика розничного товарооборота комиссионера
Период (квартал, год) |
Товарооборот, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
|||
базисный |
цепной |
базисн. |
цепн. |
базисн. |
цепн. |
||
I — 2014 |
7362 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
II — 2014 |
12232 |
4870 |
4870 |
166,2 |
166,2 |
66,2 |
66,2 |
III – 2014 |
12257 |
4895 |
25 |
166,5 |
100,2 |
66,5 |
0,2 |
IV — 2014 |
9633 |
2271 |
-2624 |
130,8 |
78,6 |
30,8 |
-21,4 |
I — 2015 |
7116 |
-246 |
-2517 |
96,7 |
73,9 |
-3,3 |
-26,1 |
II — 2015 |
11178 |
3816 |
4062 |
151,8 |
157,1 |
51,8 |
57,1 |
III – 2015 |
13705 |
6343 |
2527 |
186,2 |
122,6 |
86,2 |
22,6 |
IV — 2015 |
11308 |
3946 |
-2397 |
153,6 |
82,5 |
5,6 |
-17,5 |
Из данных таблицы 1 следует, что в организации в каждый последующий квартал наблюдался преимущественный рост розничного товарооборота по сравнению с первым кварталом 2014 года в среднем на 4356 тыс. руб. за каждый квартал за исключением 1 квартала 2015 года, когда данный показатель уменьшился на 246 тыс. руб. В рассматриваемом периоде наблюдалась положительная динамика абсолютного цепного прироста розничного товарооборота в среднем на 2871 тыс. руб. за квартал, за исключением 4 квартале 2014 года, 1 и 4 кварталов 2015 года, когда происходило уменьшение данного показателя в среднем на 2512 тыс. руб.
Максимальный базисный темп роста розничного товарооборота наблюдался в организации в 3 квартале 2015 года и составил 186,2 %. Минимальный базисный темп роста розничного товарооборота наблюдался в организации в 1 квартале 2015 года и составил 73,9 %. Максимальный цепной темп роста розничного товарооборота наблюдался во 2 квартале 2014 года и составил 166,2 %, а минимальный — в 1 квартале 2015 года и составил 73,9 %. Темпы прироста розничного товарооборота изменялись адекватно темпам роста данного показателя.
В результате укрупнения интервалов и преобразования квартальных данных об объеме розничного товарооборота комиссионера в полугодовые общая тенденция развития становится более очевидной (таблица 2).
Таблица 2
Общая тенденция изменения розничного товарооборота комиссионера методом укрупнения интервалов
Год |
Полугодие |
Товарооборот, тыс. руб. |
Абсолютный базисный прирост, тыс. руб. |
2014 |
I |
19594 |
- |
II |
21890 |
2296 |
|
2015 |
I |
18294 |
-1300 |
II |
25013 |
5419 |
Из данных табл. 2 следует, что розничный товарооборот комиссионера характеризуется нестабильностью: в первом полугодии 2015 года его значения оказались ниже, чем в первом полугодии 2014 года; а во втором полугодии 2015 года его значения превысили показатели второго полугодия 2014 года. В то же время розничный товарооборот комиссионера во втором полугодии всегда больше, чем в первом полугодии.
Анализ сезонных колебаний розничного товарооборота комиссионера направлен на выявление конфигурации сезонной волны, измерения степени сезонных колебаний, определение изменения сезонной волны в перспективе. Для анализа сезонных колебаний товарооборота используем метод простой средней (табл. 3).
Таблица 3
Расчет индекса сезонности розничного товарооборота комиссионера методом простых средних
Месяц |
Товарооборот по годам, тыс. руб. |
Среднее значение товарооборота, тыс. руб. |
Индекс сезонности, % |
|
2014 |
2015 |
|||
Январь |
1563 |
2060 |
1812 |
51 |
Февраль |
2107 |
1960 |
2034 |
58 |
Март |
3692 |
3096 |
3394 |
96 |
Апрель |
3337 |
3339 |
3338 |
94 |
Май |
5199 |
3856 |
4528 |
128 |
Июнь |
3696 |
3983 |
3840 |
109 |
Июль |
3184 |
3762 |
3473 |
98 |
Август |
4973 |
5774 |
5374 |
152 |
Сентябрь |
4101 |
4169 |
4135 |
117 |
Октябрь |
3457 |
4114 |
3786 |
107 |
Ноябрь |
2848 |
3380 |
3114 |
88 |
Декабрь |
3327 |
3814 |
3571 |
101 |
ИТОГО |
41484 |
43307 |
42396 |
|
Среднемесячное значение товарооборота составит в рассматриваемом периоде:
(41484 + 43307) / 24 = 3533 тыс. руб.
Индекс сезонности рассчитываем путем деления эмпирического значения товарооборота на среднемесячное значение товарооборота.
Из данных табл. 3 следует, что в рассматриваемом периоде в организации не наблюдается существенных колебаний розничного товарооборота комиссионера в течение года. Минимальное значение объема продаж приходится на январь — февраль, максимальные значения наблюдаются в мае — июне, августе — октябре и в декабре. В связи с этим при планировании товарооборота необходимо учитывать неравномерность его распределения в течение года.
Таким образом, комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности, с другой стороны классифицируется как деятельность по оказанию услуг. В этой связи к комиссионной продаже товаров нельзя в полной мере применить понятие «товарооборот», который является основным экономическим показателем, характеризующим деятельность торговых организаций. Розничный товарооборот комиссионера при осуществлении комиссионной продажи товаров определяется в сумме комиссионного вознаграждения за определенный период времени. Анализ розничного товарооборота комиссионера включает в себя анализ динамики и сезонных колебаний.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой 24.11.2006 г. (Глава 51. Комиссия). // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 29.12.2016)
- Патров В. В. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 224 с.
- Система показателей товарооборота и их анализ // Анализ финансового состояния предприятия URL: http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_ analiz/1/sistema pokazatelej_tovarooborota_i_ikh_analiz/5–1-0–15/ (дата обращения: 29.12.2016)
- Положение по бухгалтерскому учету Доходы организации ПБУ 9/99 Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н // Справочник бухгалтера: бухгалтерский учет и налогообложение. URL: http://sprbuh.systecs.ru/uchet/pbu/pbu_9.html (дата обращения: 29.12.2016).
- Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99 Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н // Справочник бухгалтера: бухгалтерский учет и налогообложение. URL: http://sprbuh.systecs.ru/uchet/pbu/pbu_10.html (дата обращения: 29.12.2016).