Великий французский ученый Луи Пастер образно назвал шум чумойXX века. Но эта проблема, которой человечество вынуждено заниматься и вXXIвеке. Почти каждый житель города непрерывно или периодически испытывает различные вредные акустические воздействия, которые не просто вызывают дискомфорт, но и приводят к серьезным заболеваниям. Психические расстройства, сердечно — сосудистые заболевания, ухудшение слуха, ослабление памяти — это далеко неполный перечень действия акустического загрязнения. В результате длительного воздействия шума возникает заболевание, которое медики назвали «шумовая болезнь», признаки которой можно обнаружить у большинства жителей городов. Повышенный шум по степени и масштабам воздействия стоит в ряду с такими опасностями человечества, как СПИД, кислотные дожди, нарушение озонового слоя, загрязнение воды и др. Опасность грозного акустического воздействия велика, недаром Луи Пастер сказал, что человечество когда-нибудь будет вынуждено расправиться с шумом также решительно, как оно расправилось с чумой.
Город Самара характеризуются высокими уровнями шума, неблагоприятно воздействующего на жителей, причем городской шум имеет тенденцию к росту. Уровень шума в городах возрастает ежегодно в среднем на 0,5–1,0 дБА в год, а основным источником шума является автомобильный транспорт.
Самара является типичным индустриальным городом, для которого характерно наличие, как ряда крупных промышленных предприятий, так и значительного автотранспортного парка, оказывающих значительное акустическое воздействие на прилегающую селитебную территорию. При этом наибольшие проблемы создает низкочастотное акустическое воздействие. Проблема усугубляется тем, что ряд предприятий и автотранспортных магистралей вплотную примыкает к селитебной зоне, в результате чего значительная часть населения города подвергается воздействию значительного уровня шума. Специфическая особенность города — наличие значительного автотранспортного парка, существенную часть которого составляют легковые автомобили. Это обуславливает интенсивные транспортные потоки на улицах города, генерирующие значительное шумовое воздействие.
Для объективной оценки акустической ситуации необходимо составлять карты шума городов. Карта шума города позволяет на основании приборных замеров уровней шума на транспортных магистралях и изучения характеристик транспортных потоков получить объективную информацию, определить наиболее проблемные территории жилой застройки, разработать эффективные пути снижения уровней шума и защиты от него населения.
В 2016 г. аспирантом Самарского государственного технического университета, кафедры промышленная экология и химическая технология, совместно со специализированной лабораторией были проведены исследования влияния внешних источников шума на селитебную территорию города. Были проведены измерения шумовых характеристик в шумоопасных точках согласно требованиям ГОСТ 23337–78*. Было обследовано более ста точек, причем для оценки эквивалентных уровней звука в каждой из этих точек согласно требованиям ГОСТ было проведено 360 отсчётов уровней звука. Особое внимание уделялось селитебной территории г. Самары, примыкающей к шумоопасным зонам вблизи транспортных магистралей. Были проведены измерения, как в дневное, так и в ночное время. Так — же была составлена карта превышений ПДУ промышленного района г. Самары.
Анализ результатов измерений позволил выявить наиболее значительные превышения предельно-допустимых уровней шума. Результаты анализа представлены в таблицах 1–2.
В дневное время в точке 1 по Московскому Шоссе, величина превышения норматива по максимальному уровню звука составляет 5 дБА, превышения норматива по эквивалентному уровню звука составляет 5 дБА. В точке 2, по Ул. Ново-садовая, величина превышения норматива по максимальному уровню звука составляет 3 дБА, превышения норматива по эквивалентному уровню звука составляет 6 дБА. В точке 3 по Проспекту Кирова, величина превышения норматива по максимальному уровню звука составляет 5 дБА, превышения норматива по эквивалентному уровню звука составляет 4 дБА. В точке 4 по Московскому шоссе, величина превышения норматива по максимальному уровню звука составляет 7 дБА, превышения норматива по эквивалентному уровню звука составляет 7 дБА.. В точке 5 по ул. Стара-Загора, величина превышения норматива по максимальному уровню звука составляет 7 дБА, превышения норматива по эквивалентному уровню звука составляет 7 дБА.
— Значения шумовых характеристик превышающих ПДУ
Рис. 1. Карта превышений ПДУ
Таблица 1
Соответствие результатов измерения ирасчета шума селитебной территории нормативным требованиям по С.Н 2.2.4/2.1.8.562–96 (Промышленный район)
№ |
№Точек измерения |
Измеренные эквивалентные уровни звука LАэкв,дБА |
Нормативные значения эквивалентных уровней звука LАэкв,дБА |
Заключение осоответствии нормативавам |
1 |
Московское шоссе |
69 |
65 |
Не соответствует |
2 |
Ул. Ново-садовая |
71 |
65 |
Не соответствует |
3 |
Проспект Кирова |
69 |
65 |
Не соответствует |
4 |
Московское шоссе |
72 |
65 |
Не соответствует |
5 |
Ул. Стара-Загора |
70 |
65 |
Не соответствует |
Таблица 2
Соответствие результатов измерения ирасчета шума селитебной территории нормативным требованиям по С.Н 2.2.4/2.1.8.562–96 (Промышленный район)
№ |
№Точек измерения |
Измеренные максимальные уровни звука LAmax, дБА |
Нормативные значения максимальных уровней звука LAmax, дБА |
Заключение осоответствии нормативам |
1 |
Московское шоссе |
85 |
80 |
Не соответствует |
2 |
Ул. Ново-садовая |
83 |
80 |
Не соответствует |
3 |
Проспект Кирова |
85 |
80 |
Не соответствует |
4 |
Московское шоссе |
87 |
80 |
Не соответствует |
5 |
Ул. Стара-Загора |
83 |
80 |
Не соответствует |
Выводы:
- На основании проведенных исследований можно прогнозировать дальнейшее ухудшение акустической ситуации на магистралях города и как следствие увеличение шумовой нагрузки на население.
- Улица Ново садовая и Московское Шоссе являются основными транспортными магистралями города, где движение транспорта наиболее интенсивно. Между тем, требования по ве¬личине санитарно-защитных зон между магистралью и жилыми домами во многих случаях (в том числе и для данной точки) не выдерживаются, в ре¬зультате чего некоторые жилые дома недопустимо близко примыкают к магистрали. Было рекомендовано использование шумогасящих дорожных покрытий.
- Рекомендовано также улучшить звукоизолирующие качества окон жилых домов, выходящих на ул. Ново садовую и Московское Шоссе.
- В дальнейшем будет разработан комплекс мероприятий по защите населения г. Самара от повышенных шумовых воздействий, включающих архитектурнопланировочные методы, акустические средства, организационно — технические методы, мониторинг шумовых воздействий.
Литература:
1. СНиП II-12–77. Защита от шума/Госстрой СССР. — М.: Стройиз- дат, 1978. — 74 с.
2. Пособие к МГСН 2.04–97 Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, М: Моско- мархитектура, 1998. — 50 с.
3. Защита от шума в градостроительстве // Справочник проектировщика, Г. Л. Осипов, В. Е. Коробков, А. А. Климухин и др.; Под ред. Г. Л. Осипова. — М. Стройиздат, 1993. — 94 с.
4. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов / М. Минтранс, 1995.
5. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562–96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, Минздрав России, Москва, 1997. — 8 с.
6. Орлов О. Г. Оценка акустической ситуации в Самаре и её динамика в период 1974, 1995, 2005гг: материалы Всероссийской научно-технической конференции / О. Г. Орлов. — Самара, 200