Международное научно-техническое сотрудничество национальных университетов как механизм повышения инновационного комплекса экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.12.2016

Статья просмотрена: 2942 раза

Библиографическое описание:

Игнатущенко, Е. И. Международное научно-техническое сотрудничество национальных университетов как механизм повышения инновационного комплекса экономики / Е. И. Игнатущенко, Ю. Н. Редина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 407-417. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37245/ (дата обращения: 17.12.2024).

Уровень технологического развития страны определяется качеством ее научно-исследовательской базы и степенью вовлеченности в международное научно-техническое пространство. В условиях глобализации интенсификация научных связей, мобильность научных и академических кадров, интеграция в международный технологический обмен становится приоритетным направлением развития страны и условием перехода к новому технологическому укладу. В настоящее время национальные университеты являются одним из основных каналов трансфера знаний и технологий, а также инструментом производства научных кадров для технологий будущего, что создает предпосылки для поиска новых форм и механизмов международной научно-технической кооперации и выработки «Дорожной карты развития науки» современной России с целью повышения степени ее участия в мировом научно-техническом пространстве и технологическом обмене, влияющем на уровень конкурентоспособности и инновационного развития национальной экономики и ее вклада в решение глобальных проблем.

Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, мониторинг, мировое научно-техническое пространство

 

Усиление процессов глобализации и расширения международных научно-технических и академических связей в XXI веке оказывает существенное содействие интернационализации научной деятельности и изменению роли международного научно-технического сотрудничества (МНТС) в системе международных экономических отношений как фактора технологического развития страны. В настоящее время развитие национального научного комплекса определяется степенью его участия в международном научно-техническом обмене, оказывая влияние на конкурентоспособность экономики и ее место в мире.

В приведенных ниже данных по расходам на НИОКР (см. таблицу 1) видна статистика инвестирования различных стран в развитие национальных научных комплексов, при этом отчетливо видно, что страны Евросоюза и США начинают постепенно уступать свои позиции динамичным азиатским экономикам, формируя многополярный мир исследований и инноваций.

 

Таблица 1

Валовые расходы ведущих стран на НИОКР

 

в текущих ценах по ППС (млн.долл. США)

в % к ВВП

2011

2012

2013

2014

2011

2012

2013

2014

Австралия

20 956

н/о

23084

н/о

2,12

н/о

2,11

н/о

Канада

25674,6

26279

26303,8

25813,6

1,8

1,79

1,69

1,61

Финляндия

7892

7486,2

7321,7

7050,8

3,64

3,42

3,29

3,17

Франция

53428,4

54829,9

57986,8

58750,3

2,19

2,23

2,24

2,26

Германия

96369,6

100697,1

102573

10887,2

2,8

2,87

2,83

2,9

Израиль

9523,4

10448,8

10998,9

11376,5

4,01

4,13

4,09

4,11

Италия

25769,3

27164,4

28128,1

27744,4

1,21

1,27

1,31

1,29

Япония

148389,2

152325,6

162347,2

166861,3

3,38

3,34

3,48

3,59

Ю.Корея

58379,7

64862,5

68051,5

72266,8

3,74

4,03

4,15

4,29

Мексика

8058,5

8574

10053,4

11682,7

0,43

0,43

0,5

0,54

Нидерланды

14736,6

15093,7

15781,3

16291,1

1,9

1,94

1,96

2

Испания

20149,1

19361,2

19318,4

19245,9

1,33

1,28

1,26

1,23

Швеция

13419,7

13879,5

14304,1

13882,8

3,25

3,28

3,31

3,16

Турция

11245,5

12731,4

13713,5

15132,3

0,86

0,92

0,94

1,01

Великобритания

39132,6

38811,9

41743,4

44174,1

1,69

1,62

1,66

1,7

США

428745

436078

456977

485390

2,76

2,7

2,74

2,78

ЕС 28 стран

328709,3

340821,3

354012,1

365775,4

1,88

1,92

1,93

1,95

Всего ОЭСР-страны

1056276,7

1091447

1144917,2

1181495,1

2,33

2,34

2,37

2,38

Аргентина

4655,2

5454,1

5785

5700,9

0,54

0,61

0,61

0,61

Китай

247808,3

292062,9

333521,6

368731,6

1,79

1,93

2,01

2,05

Россия

35192,1

37911,5

36614,1

39863

1,09

1,13

1,13

1,19

Сингапур

8359,7

8204,7

8726,4

10054,8

2,15

2

2

2,2

ЮАР

4652,2

4824,2

н/о

н/о

0,73

0,73

н/о

н/о

Тайвань

27422,7

29055,1

30722,4

32440,4

2,9

2,95

3

3

[Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.- P.22–23. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en]

 

Тенденция развития мирового научно-технического пространства и интеграция научно-исследовательских разработок нацелены на прирост мирового знания и решение проблем глобального масштаба.

В свою очередь укрепление международных научных связей между национальными университетами становится одним из эффективных каналов взаимодействия стран на двусторонней и многосторонней основах, а также важнейшим фактором общественного развития.

Анализ мировой структуры валовых расходов на НИОКР (см. таблицу 2) демонстрирует доминирование расходов предпринимательского сектора, что связано с прикладным характером спроса на новые технологии. Однако статистика расходов сектора высшего образования в общей структуре расходов является не менее значимой (в среднем 20 % по выборке стран), что подтверждает важность исследования форм и механизмов МНТС на уровне национальных университетов как одного из ключевых каналов трансфера знаний и инновационно-технологического развития.

 

Таблица 2

Структура валовых расходов на НИОКР ведущих стран, в %

 

2012

2013

2014

Предпри-
ниматель-
ский сектор

Сектор высшего образо-
вания

Государ-
ственный сектор

Частный неком-
мерческий сектор

Предпри-
ниматель-
ский сектор

Сектор высшего образо-
вания

Государ-
ственный сектор

Частный неком-
мерческий сектор

Предпри-
ниматель-
ский сектор

Сектор высшего образо-
вания

Государ-
ственный сектор

Частный неком-
мерческий сектор

Австралия

н/о

н/о

н/о

н/о

56,3

29,6

11,2

2,84

н/о

н/о

н/о

н/о

Канада

51,1

39,6

8,9

0,46

50,1

39,8

9,6

0,49

49,9

40,4

9,2

0,5

Финляндия

68,7

21,4

9

0,68

68,9

21,5

8,9

0,71

67,7

22,9

8,6

0,77

Франция

64,6

20,8

13,2

1,44

64,7

20,8

13

1,47

64,8

20,6

13,1

1,53

Германия

68

17,7

14,3

0

67,2

17,9

14,9

0

67,5

17,7

14,8

0

Израиль

84,1

12,8

2

1,1

84,3

12,7

1,9

1,12

84,5

12,5

1,9

1,1

Италия

54,2

28

14,8

2,96

54,7

28,3

14

2,99

55,7

26,9

14,5

2,94

Япония

76,6

13,4

8,6

1,4

76,1

13,5

9,2

1,28

77,8

12,6

8,3

1,34

Ю.Корея

77,9

9,5

11,3

1,28

78,5

9,2

10,9

1,33

78,2

9

11,2

1,52

Нидерланды

56,6

31,6

11,8

0

55,7

32,1

12,2

0

56

32,1

11,9

0

Испания

53

27,7

19,1

0,19

53,1

28

18,7

0,17

52,9

28,1

18,8

0,17

Швеция

67,8

27,1

4,8

0,29

68,9

27,1

3,7

0,22

67

29

3,7

0,24

Турция

45,1

43,9

11

0

47,5

42,1

10,4

0

49,8

40,5

9,7

0

Великобритания

63,3

26,7

8

1,91

63,9

26,4

7,9

1,79

64,4

26,1

7,8

1,71

США

69,3

14,5

12

4,18

70,6

14,2

11,2

4,1

н/о

н/о

н/о

н/о

ЕС 28 стран

62,8

23,5

12,7

1,04

62,8

23,5

12,7

0,95

63,2

23,2

12,6

0,95

ВСЕГО ОЭСР-страны

67,3

18,4

11,5

2,42

68,1

18,3

11,3

2,33

68,5

17,9

11,2

2,37

Аргентина

25,3

29,6

43,4

1,68

24,2

29,1

45

1,67

20,1

30,5

47,7

1,75

Китай

76,2

7,6

16,3

0

76,6

7,2

16,2

0

77,3

6,9

15,8

0

Россия

58,3

9,3

32,2

0,18

60,6

9

30,3

0,13

59,6

9,8

30,5

0,13

Сингапур

60,9

29

10

0

59,4

29,2

11,3

0

61,2

27,4

11,4

0

ЮАР

44,3

30,7

22,9

2,11

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о

н/о

Тайвань

74,3

11,3

14,1

0,3

75,7

10,7

13,3

0,32

77,2

10

12,6

0,33

[Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.- P.68–70. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en]

 

По мере усиления интеграции национальных университетов в мировое инновационное и научно-технологическое пространство происходит повышение их конкурентоспособности, коммерциализации знаний и технологий, качества знаний и квалификации научного персонала, появление новых форм МНТС, упрочнение связей между наукой и образованием, что в совокупности способствует технологическому развитию стран, промышленному росту и структурным преобразованиям экономики за счет привнесения новых знаний.

Статистика занятости исследователей в секторе высшего образования демонстрирует разную степень вовлеченности по группам стран (см. таблицу 3). Например, ведущие европейские страны обладают большей представительностью академической среды в общей структуре исследователей в стране (в Финляндии-32,3 %, во Франции и Германии — 27,2 % и 28,5 %, соответственно, Испания- 47,1 %, Великобритания — 57,9 % по данным ОЭСР за 2014 г.). Напротив, вовлеченность исследователей сектора высшего образования ведущих азиатских стран в научные разработки демонстрирует существенно меньшую представительность (Китай-18,5 %, Тайвань-21,4 %, Япония-20,1 %, Ю.Корея — 12,1 % по данным ОЭСР за 2014 г.).

Следовательно, одним из выводов может быть тезис о том, что азиатские страны более вовлечены в прикладные научно-технические разработки, основным потребителем которых является предпринимательский сектор, в то время как, европейские исследования более ориентируются на фундаментальный характер. Соответственно, для российских университетов может оказаться больше возможностей и потенциала для налаживания научно-технических связей по академическому направлению с европейскими университетами, в то время как с азиатскими странами можно выстраивать научно-технические отношения с привлечением организаций и исследователей предпринимательского сектора.

 

Таблица 3

Исследователи сектора высшего образования (полная занятость) ведущих стран

 

2012

2013

2014

Численность исследователей, чел.

Соотношение исследовательского персонала сектора в. о. по отношению к общему уровню исследователей (в %)

Численность исследователей, чел.

Соотношение исследовательского персонала сектора в. о. по отношению к общему уровню исследователей (в %)

Численность исследователей, чел.

Соотношение исследовательского персонала сектора в. о. по отношению к общенациональному уровню (в %)

Канада

57510

35,6

60270

37,9

н/о

н/о

Финляндия

12368

30,6

12056

30,8

12381

32,3

Франция

71890

27,8

72749

27,3

73393

27,2

Германия

97199

27,6

99123

28

100200

28,5

Израиль

9433

14,9

9614

н/о

н/о

н/о

Италия

45223

40,9

47526

40,9

48203

40,2

Япония

125890

19,5

136593

20,7

137586

20,1

Ю.Корея

43826

13,9

41784

13

41938

12,1

Нидерланды

20990

28,7

21216

27,7

21921

28,8

Испания

59775

47,1

57641

46,8

57156

46,8

Швеция

16561

33,6

18401

28,7

19616

29,4

Турция

40801

49,7

42574

47,8

41269

46

Великобритания

153755

60

158445

59,2

158491

57,9

ЕС 28 стран

661972

39,4

675972

39

681542

38,8

Аргентина

23332

46,2

23220

45,7

23153

44,8

Китай

262052

18,7

272683

18,4

282304

18,5

Россия

87259

19,7

89085

20,2

91501

20,6

Сингапур

15096

44,2

15853

44

16195

44,2

ЮАР

13744

64,3

н/о

н/о

н/о

н/о

Тайвань

32588

23,3

31712

22,5

30621

21,4

Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.-P.68–70. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en.

 

Кроме этого, статистика расходов сектора высшего образования на НИОКР показывает порядок расходов ведущих стран и финансирования научных разработок университетов, а, следовательно, политику их стимулирования (см. таблицу 4). Согласно приведенным данным видно, что российские университеты явно недофинансированы по сравнению с ведущими мировыми странами (Россия — 0,12 % от ВВП, в Германии и Франции — 0,51 % и 0,46 % соответственно). Анализ данных приводит к выводу о необходимости для российских университетов поиска дополнительных источников международного финансирования в виде привлечения зарубежных контрактов на проведение НИОКР, зарубежных грантов, а, следовательно, создает прямые предпосылки для интенсификации международных связей со странами с наибольшим финансированием сектора высшего образования для получения доступа к научным достижениям, технологиям и дорогостоящего оборудования и лабораториям.

 

Таблица 4

Показатели расходов сектора высшего образования на НИОКР ведущих стран

 

в текущих ценах по ППС (млн. долл. США)

в % к ВВП

2011

2012

2013

2014

2011

2012

2013

2014

Австралия

5880,00

6239,60

6840,50

н/о

0,60

0,63

0,63

н/о

Канада

9542,70

10407,30

10460,80

10430,90

0,67

0,71

0,67

0,65

Финляндия

1577,40

1615,90

1575,30

1612,70

0.73

0,74

0,71

0,73

Франция

11191,50

11420,20

12077,30

12099,70

0,46

0,46

0,47

0,46

Германия

17238,30

17794,40

18399,30

19239,10

0,50

0,51

0,51

0,51

Израиль

1230,00

1337,70

1397,00

1427,50

0,52

0,53

0,52

0,52

Италия

7374,40

7615,40

7960,20

7466,20

0,35

0,36

0,37

0,35

Япония

19603,50

20344,90

21861,40

20988,00

0,45

0,45

0,47

0,45

Ю.Корея

5890,40

6172,70

6289,00

6539,00

0,38

0,38

0,38

0,39

Нидерланды

4810,70

4768,90

5066,90

5233,40

0,62

0,61

0,63

0,64

Испания

5685,00

5371,90

5415,30

5413,40

0,37

0,36

0,35

0,35

Швеция

3529,40

3763,60

3882,70

4021,90

0,85

0,89

0,90

0,92

Турция

5114,90

5588,90

5771,90

6133,30

0,39

0,40

0,40

0,41

Великобритания

10185,70

10364,10

11027,90

11542,40

0,44

0,43

0,44

0,44

США

62446,00

63284,00

64680,00

н/о

0,40

0,39

0.39

н/о

ЕС 28 стран

77540,00

79930,90

83337,10

85027,20

0,44

0,45

0,45

0,45

ВСЕГО ОЭСР-страны

194338,50

201271,20

209515,40

211559,60

0,43

0,43

0,43

0,43

Аргентина

1405,70

1616,70

1685,50

1737,00

0,16

0,18

0,18

0,19

Китай

19650,40

22136,60

24119,40

25444,40

0,14

0,15

0,15

0,14

Россия

3178,60

3523,70

3297,40

3898,70

0,10

0,10

0,10

0,12

Сингапур

2314,30

2383,40

2551,50

2757,90

0,60

0,58

0,58

0,60

ЮАР

1384,40

1482,00

н/о

н/о

0,22

0,22

н/о

н/о

Тайвань

3241,00

3277,30

3288,60

3229,40

0,34

0,33

0,32

0,30

[Источник: составлено авторами по данным OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing.-P.64–68. URL: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en.]

 

В этом аспекте организация мониторинга на государственном уровне и комплексное формирование базы информационных данных о ведущейся научно-технологической деятельности российских университетов необходима для выработки эффективных мер государственной политики по повышению международной научно-технической деятельности российских исследовательских университетов и ее координации, созданию новых механизмов в области научно-технического и академического обмена, распространению информации о полученных результатах и взаимодействию на условиях достижения взаимовыгодных результатов.

Для дальнейшего рассмотрения сути вопроса, необходимо определить понятие МНТС, его сущность и сферы взаимодействия, а также исследуемые показатели научно-технической деятельности.

На сегодняшний день не существует единого определения МНТС. По мнению авторов МНТС представляет собой комплекс совместных мероприятий, работ, отношений или форм участия между сторонами в различных областях науки и техники с целью стимулирования развития научных знаний, получения результата или технологии, создания продукта или его усовершенствование.

Международное сотрудничество между университетами направлено на совместное решение возникающих научно-технических проблем, взаимный обмен научными достижениями, производственным опытом и на подготовку квалифицированных кадров. В интересах повышения инновационного потенциала страны необходимо наращивать международное сотрудничество среди университетов по стратегическим направлениям с целью получения доступа к мировым исследовательским ресурсам, инновационным технологиям и знаниям, привлечению ведущих зарубежных специалистов, использование наилучших зарубежных практик в образовательных подходах для подготовки специалистов опережающего развития при переходе к новому технологическому укладу.

Таким образом, система МНТС включает следующие сферы взаимодействия:

–                    формирование международных научных связей и отношений с целью дальнейшего совместного решения теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки;

–                    налаживание международных технических и технологических связей;

–                    повышение уровня подготовки научно-технических кадров и специалистов;

–                    проведение международных мероприятий по содействию реализации отдельных работ и технологических процессов;

–                    обеспечение безопасного использования научно-технического прогресса;

–                    обеспечение распространения информации о результатах;

–                    повышение экологической и технологической безопасности и эффективного использования ресурсов [7, С.22–30].

Сотрудничество между университетами основывается на принципах взаимности и выгодности. Стоит, однако, заметить, что не всегда на взаимовыгодных началах. Тем не менее, демонстрируется ожидание каждой из сторон последующего улучшения своего положения в результате взаимодействия и взаимной координации политики каждого университета.

Кроме того, деятельность МНТС попадает под нормы, регулируемые международным правом, и строится на основных его принципах, отраженных в международных соглашениях:

–                    свободы научных исследований и разработок;

–                    сотрудничества для использования научных достижений;

–                    научно-технического содействия;

–                    разделения сфер научных исследований;

–                    равного доступа к научно-техническим результатам, международному обмену информацией;

–                    взаимности.

Источниками норм и принципов МНТС выступают:

–                    международный договор, соглашение или меморандум о научно-технической кооперации и прописанных в них форм сотрудничества, в т. ч. межправительственные соглашения или договоры между международными организациями и отдельными партнерами, включающие МНТС;

–                    программы МНТС, представляющие собой международные договоры, протоколы, соглашения, являющиеся достаточно новой формой МНТС;

–                    нормы и порядок научно-технических отношений, в том числе, использование результатов и планирование мероприятий, сформулированные в программах МНТС. [2, c.444.]

В интересах реализации целей МНТС университеты России имеют право вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными лицами на работу, как в России, так и за пределами ее территории.

Исходя из классификации типов договоров, отражающих совместное участие в международной научно-технической деятельности, можно отметить:

–                    генеральное соглашение (меморандум), определяющее программу сотрудничества на долгосрочный период; договор на выполнение НИОКР;

–                    договор купли-продажи, в т. ч. на продажу патентов и научно-технической продукции; лицензионный договор на пользование научными результатами и ноу-хау;

–                    договор на оказание услуг, в т. ч. консультаций, обучения;

–                    соглашение о совместной научно-технической деятельности, в т. ч. создание совместного малого инновационного предприятия, международного консорциума, научных центров и лабораторий. [7,c.28]

Вовлеченность университета в общее исследовательское пространство и формирование общего рынка технологий, знаний, идей, исследований, инноваций и квалифицированных специалистов в системе МНТС позволяет решать и реализовывать крупномасштабные научно-исследовательские задачи и прикладные проекты в рамках транснациональных научных партнерств и форм сотрудничества, в том числе за счет усиления конкуренции.

В настоящее время в интересах целей формирования единого инновационного и исследовательского пространства создаются различные программы сотрудничества, такие как европейские рамочные программы, федеральные целевые программы (включая мероприятия по поддержке международной кооперации), формирование единого исследовательского пространства в рамках Евразийского экономического союза с общим финансированием, свободным перемещением трудовых ресурсов, что способствует сближению целей сотрудничества и интенсификации международных контактов.

Степенью интеграции в МНТС как результат взаимодействия также может служить показатель цитируемости и количество совместных опубликованных научных документов (см. таблицу 5).

 

Таблица 5

Результативность научной деятельности стран, 2015 г.

Место рейтинга

Страна

Опубликовано документов

Пригодные к цитированию документов

Количество цитирований

Количество само-цитирований

Количество цитирований на 1 документ

Индекс Хирша

1

США

9360233

8456050

202750565

94596521

21.66

1783

2

Китай

4076414

4017123

24175067

13297607

5.93

563

3

Великобритания

2624530

2272675

50790508

11763338

19.35

1099

4

Германия

2365108

2207765

40951616

10294248

17.31

961

5

Япония

2212636

2133326

30436114

8352578

13.76

797

6

Франция

1684479

1582197

28329815

6194966

16.82

878

7

Канада

1339471

1227622

25677205

4699514

19.17

862

8

Италия

1318466

1217804

20893655

4825002

15.85

766

9

Индия

1140717

1072927

8458373

2906102

7.42

426

10

Испания

1045796

966710

14811902

3510196

14.16

648

11

Австралия

995114

894315

16321650

3464749

16.40

709

12

Ю.Корея

824839

801077

8482515

1801111

10.28

476

13

Россия

770491

755186

4907109

1474887

6.37

421

14

Нидерланды

746289

682627

16594528

2639487

22.24

752

15

Бразилия

669280

639527

5998898

2007696

8.96

412

16

Швейцария

541846

501917

12592003

1652258

23.24

744

17

Тайвань

532534

516171

5622744

1208385

10.56

363

18

Швеция

503889

471036

10832336

1631188

21.50

666

19

Польша

475693

460979

4083631

1044070

8.58

401

20

Турция

434806

407064

3509424

854126

8.07

296

21

Бельгия

407993

378807

7801077

1076566

19.12

593

22

Иран

333474

323299

1954324

729365

5.86

199

23

Израиль

295747

274748

5826878

775709

19.70

536

24

Австрия

295668

273467

5052810

663061

17.09

487

25

Дания

290994

269364

6405076

891841

22.01

558

26

Финляндия

257159

242853

4940153

749075

19.21

479

29

Мексика

232828

221611

2305554

469296

9.90

316

32

Сингапур

215553

202089

3135524

389066

14.55

392

34

ЮАР

188104

172424

2125927

454537

11.3

320

37

Аргентина

159172

150927

1965624

405797

12.35

300

[Источник: SCImago and Country Rank, URL: http://www.scimagojr.com/countryrank.php]

 

Структура российских организаций, выполняющих НИОКР, демонстрирует, что существенную долю исследований (19,4 % по данным Росстата и 20,4 % по данным ОЭСР) занимают организации сектора высшего образования (см. рисунок 1). Кроме этого, структура финансирования российских исследований по секторам деятельности

(см. таблицу 6) показывает несоответствие уровня вовлеченности персонала в НИОКР сектора высшего образования и долю расходов по сравнению с другими секторами деятельности.

Рис. 1. Структура российских организаций, выполнявших НИОКР (%) [4]

 

Таблица 6

Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности (млн. руб.) [6]

 

2000

2005

2010

2012

2013

2014

Всего, млрд. руб.

76,7

230,8

523,4

699,9

749,8

847,5

в том числе по секторам деятельности:

государственный

18748,6

60158,2

161988,4

225267,1

226923,7

258023

предпринимательский

54288,8

156880

316701,7

408284,4

454409,3

505210,3

высшего образования

3489,3

13338

43714

65049,3

67525,3

83205,3

некоммерческих организаций

170,4

409

973,1

1269,1

939,4

1088,4

 

Таким образом, одной из ключевых задач современного этапа развития российских университетов является скорость и качество налаживания международных научно-технических связей с целью интеграции в мировое научно-техническое пространство и доступом к дополнительным зарубежным ресурсам.

В соответствии с выделенными целями международная деятельность университетов может отражать следующие цели, формы и виды МНТС, представленные в таблице 7.

 

Таблица 7

Виды и формы международного научно-технического сотрудничества

Цель

Виды и формы МНТС

Получение финансовой прибыли

–                 купля/продажа патентов, лицензий, лицензионных соглашений, авторских прав;

–                 участие в конкурсах на получение грантов и субсидий по линии российских научных фондов, федеральных целевых программ, а также зарубежных источников, включая реализацию заказных НИОКР на коммерческой основе;

–                 развитие малых инновационных предприятий при университетах, в том числе с участием зарубежных партнеров.

Развитие кадровой базы

–                 развитие краткосрочной мобильности научно-педагогических кадров (чтение лекций, проведение семинаров и мастер-классов, прохождения стажировки на предприятиях и т. д.);

–                 формирование на долгосрочную перспективу интернациональных исследовательских коллективов и совместных лабораторий для решения глобальных проблем.

Обмен опытом, расширение и распространение знаний

–                 реализация приоритетных научно-исследовательских проектов в международной кооперации с последующими совместными публикациями;

–                 участие в международных научных конференциях, семинарах, симпозиумах для обмена опытом.

Развитие инфраструктуры

–                 создание центров коллективного пользования, зеркальных лабораторий;

–                 активное участие в многосторонних проектах (ЦЕРН, ИТЕР, ФАИР и др.) по созданию глобальной исследовательской инфраструктуры.

Повышение международного рейтинга и престижа университета

–                 создание и развитие англоязычной версии вебсайта;

–                 повышение академической мобильности и программ двойных дипломов, привлечение ведущих специалистов;

–                 реализация основных образовательных программ на английском языке;

–                 участие в международных рейтингах;

–                 повышение индекса международного цитирирования.

Повышение эффективности международной деятельности университета

–                 проведение маркетинговых исследований по образовательным услугам и научно-техническим разработкам университетов;

–                 изучение и анализ потребности и возможности обучения иностранных граждан в российских вузах и российских граждан за рубежом.

[Источник: составлено авторами]

 

Исходя из приоритетных форм, доступных инструментов и ресурсов МНТС, каждый университет разрабатывает конкретные организационно-правовые механизмы и программы мероприятий международного сотрудничества с зарубежными партнерами на основе собственных стратегических интересов развития, трансфера знаний и технологий, поставленных как со стороны государственных органов власти, так и тенденций будущего развития, опережающего роста и приоритетных направлений научно-технического сотрудничества.

Таким образом, можно выделить ключевые блоки международного взаимодействия:

  1.                МНТС в области фундаментальных исследований — участие в двусторонних и многосторонних проектах посредством объединений усилий ученых разных стран и уникальных научных установок, в т. ч. в целях решения глобальных проблем.
  2.                МНТС в области прикладных исследований и коммерциализации результатов — экспериментальная деятельность, основанная на знаниях, полученных в ходе исследований или на базе практического опыта с конкретным последующим использованием этих результатов и равными правами всех участников на них. Финансирование за счет грантов, в рамках контрактов на проведение прикладных исследований с правом передачи результатов интеллектуальной деятельности (РИД) на его коммерциализацию или в соответствии с кооперативным соглашением. В этом аспекте важны мероприятия МНТС по проведению тренингов в области управления проектами по коммерциализации РИД; приглашение ведущих зарубежных экспертов для преподавания спецкурсов в российских университетах по организации исследований и коммерциализации РИД; участие в международных конгрессах и конференциях по инновационному и технологическому развитию.
  3.                Международный обмен научной информацией и трансфере знаний, учеными, аспиратами, докторантами, а также представление результатов научно-технической деятельности.
  4.                Привлечение иностранных инвестиций в сферу науки и технологий — прямые иностранные инвестиции в совместные проекты по коммерциализации РИД в качестве индустриальных партнеров, а также привлечение зарубежного финансирования на проведение совместных исследований и разработок, создание малых инновационных предприятий.
  5.                Участие в работе международных организациях и ассоциациях, прежде всего научных, а также международных рамочных программах.
  6.                МНТС, направленное на решение глобальных экологических проблем, совершенствование образования, развитие здравоохранения и анализа будущих вызовов.

В тоже время, в процессе реализации МНТС можно столкнуться с определенными рисками, влияющими на качество научной деятельности и сотрудничества, а также низкой степени ее эффективности в МНТС:

–                    риски научного исследования — ошибка в выборе направления и тематики исследования, размер финансирования и бюджетного планирования, методологии исследований;

–                    организационные риски проведения кооперативных исследовательских проектов с привлечением нескольких структур в проекты (промышленных, финансовых, исследовательских) — ошибка с выбором партнера, не обладающего достаточными ресурсами и квалификацией для реализации проекта, ошибка в распределении ответственности и плана работ, планировании использования результатов;

–                    недостаток информации о компетенции иностранного партнера — риск переоценки возможностей партнера, утрата интеллектуальной собственности на результаты;

–                    вовлечение необоснованно большого количества участников в международный проект;

–                    риск «утечки мозгов» и потеря незащищенных РИД, связанных с особенностью функционирования и деятельности зарубежных научно-исследовательских организаций и «подводные камни» скрытых условий зарубежных грантодателей;

–                    национальные особенности зарубежного партнера (устные договоренности, организация), что создает непрозрачность и сложности в управлении проектом, снижение темпов исследований, отклонение от планируемых сроков реализации;

–                    неадекватная оценка стратегической значимости потенциальных результатов совместного исследования с позиций безопасности [3, Cc.48–51].

Учитывая особенности деятельности МНТС, ее сущность и особенности реализации в условиях отсутствия системного механизма для анализа результативности международной научно-исследовательской деятельности организаций высшего образования как одного из ключевых каналов трансфера знаний и центр аккумулирования научного персонала с целью дальнейшей разработки мер государственной политики в области инновационного, промышленного и экономического развития, необходимо разработать инструменты для анализа степени включения национальных университетов в мировое научно-техническое пространство на основе качественных и количественных показателей.

При анализе международной деятельности на локальном уровне необходимо учитывать фактор асимметричного доступа к ключевой информации о степени интеграции российских университетов в международное научно-техническое пространство. Используя общие подходы к анализу МНТС можно выявить ключевые индикаторы для оценки международной научно-технической деятельности национальных университетов.

Таким образом, авторами предложено следующее индикативное поле для мониторинга, направленного на обеспечение ключевых показателей МНТС, которое должно включать:

–                    количество полученных патентов и проданных лицензий, характеризующих качество, степень коммерциализации знаний, использование технологий и спрос на них;

–                    количество заключенных международных соглашений и меморандумов о проведении научно-технической деятельности, обмене информацией и специалистами;

–                    содержание и количество заключенных договоров на реализацию научно-технической деятельности с зарубежными партнерами (можно выявить направления и приоритетные области научных исследований, географический срез и заинтересованность зарубежных партнеров, очертить круг перспективных исследований и технологий будущего, в том числе потенциал для расширения международного сотрудничества на государственном уровне и разработке государственных программ);

–                    планируемые международные мероприятия и проекты с зарубежными университетами в сфере международной инновационной и научно-технической деятельности, в т. ч. с анализом области научных исследований, наименовании партнеров, основных целей и задач, количество вовлечения участников;

–                    информация о текущих и планируемых мероприятиях в области обмена научными кадрами и молодыми специалистами, направляющей и принимающей организации, кратком описании целей и задач;

–                    созданные или планируемые совместные с зарубежными партнерами малые инновационные предприятия и результаты инновационной деятельности, в том числе область научных разработок и страны защиты РИД;

–                    опыт создания совместных предприятий с зарубежными организациями и объем привлекаемого финансирования на научно-технические разработки;

–                    определение перечня приоритетных стран сотрудничества, тем самым создавая дорожную карту мер государственной поддержки интенсификации сотрудничества на политическом уровне.

Ниже приведена наглядная структуризация показателей, обеспечивающих результативность международной научно-технической деятельности университетов, представленная на рис. 2.

Рис. 2. Структура показателей, определяющих результативность международной научно-технической деятельности университетов

 

Подводя итоги вышесказанному, авторы приходят к выводу, что научно-технический прогресс становится основной движущей силой изменений отраслевых структур и глобальных трансформаций. Взаимодействие национальных университетов на международном уровне становится важным каналом трансфера знаний, технологий и научных кадров как основного источника подготовки высококвалифицированных исследователей. Структура мирового исследовательского персонала демонстрирует, что сектор высшего образования занимает существенную долю в мировом производстве научно-технических знаний.

Проведение комплексного анализа состояния международной научно-технической деятельности и качества научных связей национальных университетов направлено на поиск новых подходов, выработки форм и механизмов для развития международной кооперации. На базе оценки выявленных показателей возможно измерить степень интеграции национальных университетов в мировое научно-техническое пространство, в научные программы и проекты, оценить качество и степень включения в международный научный обмен, приоритетные области фундаментальных и прикладных исследований, выявить потенциал для развития, сформировать базу данных ключевых партнеров российских организаций, в том числе, в лице зарубежных индустриальных партнеров и определить перспективы дальнейшей коммерциализации технологий.

Важное значение должно быть уделено формированию пула наиболее эффективных и успешных российских университетов в области международного сотрудничества. Это позволит:

–                    выделить ведущие университеты и особенности проводимой ими политики;

–                    выявить проблемы, препятствующие наращивать международные связи и принимать участие в международных проектах;

–                    проанализировать особенности заключаемых соглашений, предмет, полноту прав и обязанностей, структуру создаваемых совместных инновационных предприятий, международных научных центров и кафедр;

–                    выделить зарубежные организации-партнеры и страны наиболее открытые к сотрудничеству.

Кроме того, мониторинг научно-технической деятельности российских университетов в соответствии с выявленными показателями и методологией для оценки позволит измерить ключевые элементы МНТС на уровне проводимой международной деятельности российских университетов, а также очертить круг задач для дальнейшего изучения состояния международных связей в каждой отдельной области индикативного поля.

Такой подход будет способствовать выработке комплекса мер государственной политики по повышению конкурентоспособности российских университетов, приоритетных программ подготовки кадровой базы и увеличения наукоемкости базы исследований, а также внесет вклад в развитие «Дорожной карты науки» с целью продвижения отечественной науки в мировое научно-техническое пространство.

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 30.332.2016/НМ.

 

Литература:

 

  1.                Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/589776.- (Дата обращения: 01.12.2016).
  2.                Международное право: Учебник/отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. — М.: Международные отношения, 1999.- 624 с.
  3.                Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития/ [Киселев В. Н.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский Совет по Международным Делам (РСМД).-М.: Спецкнига, 2014.- 60 с.
  4.                Индикаторы науки: 2016: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 304 c.
  5.                Информационно-статистический материал. Статистика науки и образования. Выпуск 2. Результативность научных исследований и разработок. — Москва.- 2016.- 56 c.-Режим доступа:http://www.csrs.ru/archive/stat_2016_efficiency/2016_efficiency.pdf.-(Дата обращения: 01.12.2016).
  6.                Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2016.-543 c. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf
  7.                К. А. Задумкин, С. В. Теребова. Международное научно-техническое сотрудничество: сущность, содержание и формы//Проблемы развития территории.-2009.-№ 1(47).-С.22–30.
  8.                OECD (2016), Main Science and Technology Indicators Volume 2016, Issue 1, OECD Publishing,Paris. — 132 P. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2016–1-en. — (Дата обращения: 01.12.2016).
  9.                SCImago Journal and Country Rank [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.scimagojr.com/countryrank.php. — (Дата обращения: 01.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): OECD, высшее образование, URL, университет, Россия, мировое научно-техническое пространство, США, Корея, международная научно-техническая деятельность, научно-техническая деятельность.


Похожие статьи

Создание в России информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия в области международной научно-технической деятельности

Одной из причин низкой степени интеграции российских вузов в мировое образовательное и научно-техническое пространство являются невысокие темпы инновационной трансформации образовательных процессов, недостаточная включенность в процессы мировой акаде...

Роль молодежи в инновационной политике региона (на примере Чеченской Республики)

Региональные инновационные системы являются необходимыми элементами национальной инновационной системы. Только развитие и использование инновационного потенциала региона обеспечит национальной экономике возможность быть конкурентоспособной. В связи с...

Инновации в сфере привлечения иностранных студентов высшего профессионального образования РФ

Соревнование национальных систем образования стало одним из ключевых элементов глобальной конкуренции. Обучение иностранных студентов – важная составляющая образовательной системы любой страны. Присутствие этой группы студентов в вузах России способс...

Проблемы международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой

Проведен теоретический анализ проблем международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой. Выявлены преимущества обмена внешними информационными данными для внедрения инноваций в условиях конкурентоспособности для стран с п...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России

Инновационный путь развития экономики связан с тесным взаимодействием современной науки и предпринимательства. Сектор малого и среднего предпринимательства активно принимает участие в инновационной деятельности. Для формирования зрелого инновационног...

Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы

Ориентация на переход экономики Российской Федерации на инновационной путь развития актуализирует проблему управления инновационной деятельностью организаций во всех отраслях производства. Развитие индустрии гостеприимства в рамках этого процесса явл...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Развитие инновационного потенциала организации

Инновационность предприятия зависит от множества факторов, определяющих масштабы и уровень его деятельности. Научно- исследовательская деятельность на предприятиях и эффективное применение инноваций позволяют выжить и завоевать лучшие позиции на межд...

Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны

В статье проанализированы особенности образовательных инноваций как генератора нового знания и рыночного товара. Сделан вывод о необходимости интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку ...

Похожие статьи

Создание в России информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия в области международной научно-технической деятельности

Одной из причин низкой степени интеграции российских вузов в мировое образовательное и научно-техническое пространство являются невысокие темпы инновационной трансформации образовательных процессов, недостаточная включенность в процессы мировой акаде...

Роль молодежи в инновационной политике региона (на примере Чеченской Республики)

Региональные инновационные системы являются необходимыми элементами национальной инновационной системы. Только развитие и использование инновационного потенциала региона обеспечит национальной экономике возможность быть конкурентоспособной. В связи с...

Инновации в сфере привлечения иностранных студентов высшего профессионального образования РФ

Соревнование национальных систем образования стало одним из ключевых элементов глобальной конкуренции. Обучение иностранных студентов – важная составляющая образовательной системы любой страны. Присутствие этой группы студентов в вузах России способс...

Проблемы международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой

Проведен теоретический анализ проблем международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой. Выявлены преимущества обмена внешними информационными данными для внедрения инноваций в условиях конкурентоспособности для стран с п...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России

Инновационный путь развития экономики связан с тесным взаимодействием современной науки и предпринимательства. Сектор малого и среднего предпринимательства активно принимает участие в инновационной деятельности. Для формирования зрелого инновационног...

Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы

Ориентация на переход экономики Российской Федерации на инновационной путь развития актуализирует проблему управления инновационной деятельностью организаций во всех отраслях производства. Развитие индустрии гостеприимства в рамках этого процесса явл...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Развитие инновационного потенциала организации

Инновационность предприятия зависит от множества факторов, определяющих масштабы и уровень его деятельности. Научно- исследовательская деятельность на предприятиях и эффективное применение инноваций позволяют выжить и завоевать лучшие позиции на межд...

Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны

В статье проанализированы особенности образовательных инноваций как генератора нового знания и рыночного товара. Сделан вывод о необходимости интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку ...

Задать вопрос