Авторы проанализировали различные интерпретации термина «зеленая» логистика. В статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие при внедрении принципов эко-логистики в российскую экономику. Особое внимание уделено методам формирования и использования «зеленой» логистики в современных транспортно-логистических системах. Дана оценка возможным эффектам от применения эко-логистических мер в рамках деятельности российских организаций.
Ключевые слова: «зеленая» логистика, эко-логистическая система, экологическая логистика, управление цепями поставок, экооориентированная система, российские транспортные организации
Логистические процессы являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, функционирующего в мировой экономике. Углубление процессов глобализации мировой экономики объективно актуализирует проблематику совершенствования мер по охране окружающей среды. Особый интерес к экологизации логистических операций со стороны компаний вызван повышением экологической грамотности и осведомленности потребителей, а также ростом значимости экономических факторов поддержания окружающей среды, политическим воздействием и регулированием в рамках данного направления. [2].
В результате эко-логистика рассматривается в качестве перспективного направления совершенствования отрасли управления цепями поставок.
Анализ экономической деятельности большинства российских торговых организаций позволяет говорить о том, что они действуют без учета проблем защиты окружающей среды. Следовательно, рассмотрение перспективных тенденций внедрения и применения принципов «зеленой» логистики в российском бизнесе представляется особо актуальным.
Сам термин «зеленая логистика» появился в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия для обозначения новых подходов к структурированию деятельности логистических компаний в условиях ужесточения природоохранных мер [6].
В научной литературе нет единого понимания данного термина. Некоторые зарубежные авторы трактуют эко-логистику по-разному: одни — как инновационный метод, другие — как «менее вредоносная» по отношению к окружающей среде транспортная система, третьи –как применение новых технологий в логистической системе.
С нашей точки зрения, под эко-логистикой понимается научно-практическая деятельность, предполагающая создание эффективного механизма объединения экологической и социально-экономической сторон на всех стадиях планирования, проектирования и регулирования цепью поставок товаров при помощи минимизации эколого-экономического ущерба. Важнейшим требованием улучшения потребительской ценности товаров в условиях применения энерго-ресурсо-сберегающих логистических технологий. Основная цель «зеленой» логистики — определение и минимизация негативного влияния транспортной деятельности на окружающую среду.
Основными объектами регулирования эко-логистики являются: потоки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, отходы продукции; логистические операции и процессы и др. «Зеленые» технологии также включают инновационные решения по переработке и вторичному использованию материалов, очистки сточных вод, энергосбережения, регулирования и защиты окружающей среды и т. д.
В качестве субъектов, оказывающих влияние на развитие «зеленой» логистики, выступают:
– государство, в функции которого входит регулирование и разработка базисных разносрочных программ и стратегий по защите окружающей среды и природопользования;
– производители, использующие инновационные эко-технологии в управлении основными цепочками;
– потребители, увеличивающие спрос на товары и услуги с «зеленым» имиджем, в силу их неординарных характеристик.
Несмотря на положительные тенденции в развитии эко-логистических технологий, в Российской Федерации можно выделить ряд моментов, существенно замедляющих развитие «зеленых» технологий. В качестве наиболее важных нами были выделены:
– низкая степень заинтересованности части населения в «бережливом природопользовании» и индифферентное отношение к негативным последствиям пагубного влияния нерационально организованных логистических цепочек;
– отсутствие необходимой законодательной базы и механизмов, инструментов, стимулирующих использование зеленых стратегий;
– недостаток альтернативных дорогостоящим способам методов (довольно низкая доля предпринимателей долгосрочно инвестирует в «зеленые» технологии, не приносящие быстрого результата).
В России эко-логистика долгое время использовалась недостаточно активно, поскольку в большинстве случаев увеличивало стоимость логистических услуг.
Некоторые российские и международные компании специализируются на применении «зеленых решений». В качестве примера использования «зеленых» технологий можно рассмотреть деятельность РЖД. Компания реализует природоохранную деятельностью в рамках «Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года» [7], которая включает в себя мероприятия по следующим направлениям: охрана атмосферного воздуха; защита от шума; использование и охрана водных ресурсов; обращение с отходами; техническое перевооружение.
Еще одним наглядным примером может служить деятельность ПАО «Газпром» — глобальной энергетической компании, осуществляющей транспортировку, хранение, переработку и реализацию, а также производство энергоресурсов в России и за рубежом, заявляет о своей приверженности принципам устойчивого развития и сохранения благоприятной окружающей среды для будущих поколений. Компания поддерживает и совершенствует корпоративную систему экологического менеджмента, основанную на требованиях международного стандарта ISO 14001, а также ведет производственный экологический контроль и мониторинг, проводит оценку влияния хозяйственной деятельности компании на окружающую среду [8].
Особого внимания заслуживает опыт работы DHL (Deutsche Post DHL Group) — одного из мировых лидеров в области почтовых и логистических услуг. Работая с клиентами, компания активно применяет «зеленые» решения. В DHLэта программа получила обозначениеGOGREEN, которая предполагает, что охрана окружающей среды и успех в бизнесе не только совместимы, но и тесно взаимосвязаны. В данном направлении DHL Envirosolutions предоставляет для этого широкий спектр решений:рационализацию использования отходов (глобальные решения для сбора и утилизации отходов для сокращения расходов и уровня вредных выбросов в атмосферу); расширение ответственности производителя (сбор данных, подтверждающих соблюдение требований местного законодательства в части регулирования уровня выброса углерода в атмосферу); увеличение поставок экологически чистых услуг [9].
С нашей точки зрения, при внедрении экологических технологий в сферу российского бизнеса, можно выделить ряд перспективных направлений:
– долгосрочное инвестирование в формирование и развитие принципиально новых логистических и мультимодальных центров, использование которых приведет к повышению эффективности транспортных предприятий и грузоперевозок по стране;
– введение и использование специализированных приемов на складе для рационализации складского помещения и, следовательно, сокращения складских территорий и энергопотребления;
– улучшение транспортно-логистической системы, транспортных развязок, дорог;
– субституция доли автомобильных перевозок морскими видами транспорта по причине влияния ряда факторов: более экологический вид транспорт, позволяющий перевозить большее количество груза и сокращающий количество перевозок;
– повышение экологической грамотности потребителей посредством использования специальных знаков маркировки упаковки;
– улучшение и стимулирование переработки отходов, и, как следствие, понижение тарифных ставок на процесс утилизации.
По нашему мнению, непосредственное внедрение и активное использование принципов зеленой логистики в перспективе может привести к следующим результатам:
– оптимизация и рационализация использования всех имеющихся ресурсов предприятия, включая: использование оборотной тары и ее вторичную переработку, уменьшение энергорасходов при помощи теплоизоляции складов и применения солнечных батарей, сокращение бумажного документооборота и дальнейший отказ от него.
– общее улучшение экологической ситуации в стране вследствие снижения доли наносимого окружающей среде ущерба
– оптимизация локации объектов логистического сервиса с учетом размещения альтернативных источников энергии [10].
– регулирование предпринимательской деятельности в рамках эко-принципов на основе соответствующей нормативно-правовой базы.
– повышение уровня экологической грамотности среди хозяйствующих субъектов: как домохозяйств, так и производителей.
Исходя из потенциальных результатов внедрения зеленых логистических технологий, в числе которых: рациональное и эффективное использование всех ресурсов предприятия, увеличение степени экологической безопасности, снижение уровня наносимого урона природной среде вследствие применения вышесказанных методов и технологий зеленой логистики, «экологическое» обучение персонала и др. можно говорить о том, что переход к «зеленой» логистике является объективным требованием современного этапа.
В условиях глобализации мировой экономики и оптимизации всех сфер ВЭД именно переход к экологически чистому производству и постоянному совершенствованию природоохранных мероприятий представляется в качестве важнейшего условия сохранения национальной конкурентоспособности.
Литература:
- Абрамова, Т.С., Кускова, Е.С., Карпова, Н. П. Экологическое направление развития логистики. Проблемы экономики и менеджмента, 2014. — 6, 21–23 с.
- «Современные тренды «зеленой» логистики в условиях глобализации»// журнал «Логистика», А.Кизим, Д.Кабертай, — 2013 г.
- Григорак, М.Ю., Варенко, Ю. В. Принципы «зеленой логистики» в деятельности логистических провайдеров. В книге Математическое моделирование, оптимизация и информационные технологии. Материалы 4-й международной конференции 2014. (Т. II; 139–146 с.). Кишинев: Эврика.
- Панюкова, В. В. Направления развития зеленой логистики и ее влияние на построение цепей поставок. Экономика и управление в машиностроении, 2014. — 6, 39–41с.
- Фролова, К.А., Сярдова, О. М. Повышение качества продукции на основе концепции «Бережливое производство». Экономика и социум, 2014. — 4–6, 973–976 с.
- Rodrigue, J-P., Slack, В., Comtois, C. . The handbook of logistics and supply chain management . — 2. — London: London: Pergamon/Elsevier., 2001. — 350 с.
- Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги».
- Экологическая политика 2016 // ПАО Газпром. URL: http://www.gazprom.ru/nature/ecology/ (дата обращения: 17.12.2016).
- Green solutions // DHL. URL: http://www.dhl.ru/ru/about_us/green_solutions.html
- ЖуравскаяМ., ТарасянВ. Forming of the regional core transport network taking into account the allocation of alternative energy sources based on artificial intelligence methods // Transport problems. — М.:, 2014. — С. 121-130.