Арт-терапия как метод коррекции в развивающем обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Мартынова О. Н. Арт-терапия как метод коррекции в развивающем обучении // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 588-591. — URL https://moluch.ru/archive/133/37149/ (дата обращения: 20.08.2018).



В данной ситуации, когда идёт раскручивание телекоммуникаций и сети интернет, возникает проблема о создании гармонично развитой личности детей. Информационная и зрительная перегрузка дошкольника отображается в его психическом и физическом состоянии здоровья. Данная задача особенно злободневна, стоит у населения крупных городов. Очень часто обращаются родители в ПМПК с проблемами: гиперактивность, речевые патологии, психологические проблемы и т. д. Эти дети физиологически здоровы, однако имеют необходимость в коррекционно-образовательном процессе.

Зачастую дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, ощущают внутреннее напряжение, чувствуют себя утомлёнными и раздражительными. Любое внутреннее напряжение задерживает творческое, речевое и психоэмоциональное развитие ребёнка. Творческие занятия могут помочь избавиться от чувства усталости, раздражённости и внутреннего напряжения. О лечебных способностях арттерапии известно ещё со времён древней Греции. Арттерапия — один из самых древних способов перемены психологических состояний человека, которым пользуются до сих пор, чтобы убрать внутреннее напряжение, чувство усталости и раздражения. Арттерапевтические приёмы и методы формируют и усиливают интерес к эмоциям, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания, могут помочь достичь эмоционального равновесия, способны облегчить последующее умственное, познавательное, психоэмоциональное формирование ребёнка. Это самое главное. Так как каждому необходим результат! Уровень благополучия значительно предопределяет состояние здоровья, мироощущения и стремление к творчеству.

Таким образом, влияние приёмов арттерапии в логопедической практике на эффективность коррекции речи у дошкольников с общим её недоразвитием приобретает всё большее значение.

Целю нашего исследования, было — выявить наиболее приемлемые приемы арттерапии и условия их применения в логопедической практике с детьми с ОНР. И как можно с помощью приёмов арттерапии расширить психолого-педагогические возможности коррекции не только речи, но и психического развития ребёнка в целом.В процессе исследования проводился теоретический анализ методической литературы по обозначенной теме. Систематизация и теоретическое осмысление полученных данных по результатам проведения констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов позволяют нам сказать то, что формирование речи способами арттерапии (изотерапия, кинезитерапия, имаготерапия, музыкотерапия и сказкотерапия), проявляет позитивное воздействие на высококачественный и количественный уровень формирования речи и речевого общения у дошкольников с общим недоразвитием речи. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна, и заключается в необходимости введения в активную коррекционно-логопедическую деятельность с дошкольниками с общим недоразвитием речи приемов арттерапии.

Увлекательная работа арттерапии наиболее близка к уровню формирования центральной нервной системы ребёнка-дошкольника. Это значительно облегчит последующее умственное, познавательное, психоэмоциональное формирование детей и будет содействовать развитию их восприятия, памяти и речи. В работе по коррекции речи использовались элементы арттерапии. В поддержку образовательного процесса может прийти артпедагогика.

Различение арттерапии и артпедагогики в том, что основной технологией артпедагогики является игра и педагогическая импровизация. Педагог учит детей не только как действовать, но и увлекает за собою, предлагая фантазировать самому. Воспитатель активизирует динамичность детей эмоционально и словесно.

Созвучность терминов «артпедагогика» и «арттерапия» прослеживается только лишь в основном элементе слова «арт» — искусство. Второй элемент это: «терапия» — лечение; «педагогика» — сфера академического познания, дисциплина о воспитании и формировании личности. Таким образом, во втором элементе слова отображены различные тенденции, проблемы, технологические процессы и сущность.

Мы попытаемся сделать попытку исправить речевые патологии ребёнка, при помощи приёмов «арттерапии», потому что в логопедической практике с дошкольниками недостаточно используют этот инструмент влияния творчества на ребёнка с речевой патологией. Это то, что определяет значимость выбранной задачи. На этот период результативность многих разновидностей «арттерапии» в устранении и излечении недуга довольно изучено. Но всё равно слишком мало исследований, объединяющих в себя разные типы творчества, сосредоточенных на изменении одной из разновидностей патологии. Всё это обуславливает потребность исследования применения арттерапевтических методов для устранения речевой патологии у детей. Поэтому появляется потребность формирования проекта арттерапии, сосредоточенной на коррекции речевых патологий у детей старшего дошкольного возраста. Планируемый главный итог нашей работы — гармоничное становление детей с речевыми нарушениями при поддержке развития способностей самовыражения и самопознания путём соприкосновения с творчеством.

Любые специфические свойства, определяющие патологии формирования речи детей, призывают к направленным коррекционным занятиям. Орудиями творчества в таком случае является использование арттерапевтических и артпедагогических методов.

З. Фрейд, К. Юнг первыми выдвинули концепцию «арттерапии» (лечение творчеством), и рассматривали в «лечебной» практике в качестве единственного способа терапевтического влияния. С помощью арттерапевтических методов приходили на помощь к пациентам страдающих психическими расстройствами. И тем самым старались поддержать пациентов, показать в иллюстрациях собственные тайные волнения, чтобы избавиться от них. В последующем такая концепция получила мировоззренческую основу. Сей час арттерапия всё более вводится в коррекционно-совершенствующий ход просветительных организаций в интересах ребёнка с различными патологиями формирования и приносит позитивные итоги.

Суть арттерапии складывается в лечебном и коррекционном влиянии творчества на человека и выражается в восстановительной работе с содействием эстетически-созидательной деятельности. И, кроме того, в формировании новейших положительных эмоций появляющихся на свет творческих возможностей и методов их удовлетворения.

На сегодняшний день арттерапия в большом понятии содержит в себе: изотерапию (рисование, лепка, аппликация); библиотерапия (чтение книг); имаготерапию (посредством театрализации); музыкотерапию (посредством понимания музыки); вокалотерапию (пение); кинезитерапию (танец, логоритмика, пальчиковая гимнастика).

Подробно исследовав все без исключения выше перечисленные варианты арттерапии, были отобраны три её направленности. По моему мнению, они считаются наиболее результативными. Изотерапия — наиболее популярная разновидность арттерапии.

Особенную роль из всех разновидностей арттерапий захватывает имаготерапия (театрализация). Её базу составляет театральная деятельность. Имаготерапия основывается на абстрактных взглядах о субъекте и как едином целом человека и формы. Имаготерапия способна существовать в двух видах: первый вид — индивидуальная работа (применение пересказа и прозы); второй вид — коллективная деятельность (инсценировка этнической небылицы).

Кинезитерапия. Формирование речи у детей с патологией наступает, если синкинезия рук доходит до значительно правильного выполнения. Осуществление общего направления туловищем, руками от элементарного вплоть до наиболее трудного могут помочь достигнуть предельно допустимых результатов в оздоровлении в целом. Благодаря этому, они совершенствуют работу логопедической поддержки и содействуют укреплению в целом организма детей.

С целью формирования речи ребёнка, рекомендовано применять приёмы «арттерапии» и «артпедагогики», базирующиеся на переживаниях и перемене эмоциональных состояний в ходе рисования, лепки и т. д. Альтернатива психокоррекции сопряжена с отличительными чертами детей с речевыми патологиями, ощущающими проблемы при оречевлении собственных волнений и трудностей.

Причинами, не позволяющими достичь значительных итогов в логопедической практике в обстановке детского сада очевидны:

– разные заключения ПМПК;

– заболеваемость участников процесса;

– не компетентность родителей в ходе устранения речевых патологий у дошкольников.

– не правильно выбранная программа коррекционной работы;

– общее психофизическое состояние ребёнка (гипперактивность, заторможенность, ДЦП…);

– недостаток со стороны педагогического состава.

Особенный интерес уделяется модификации взаимодействия педагогов коррекционного образования в логопедических группах. Образовательная деятельность построена таким образом, чтоб все дети каждый день были задействованы в коррекционном образовании. Состав и сущность коррекционной помощи находятся в зависимости решения ПМПК, компенсаторных способностей детей, компетентности специалистов и роли отца и матери в коррекционном и воспитательском занятии. Задача заключается в формировании коррекционной работы детского сада как концепции которая включает диагностику, профилактику, коррекционные нюансы, обеспечивающие большую степень речевого и психологического формирования. Мишенью такого рода деятельности, считается совместная работа преподавателей, отца с матерью и мед. работников в коррекционном труде, в корректировании материнских представлений в обучении и формировании детей и подготовка отца с матерью новейшим способам общения и помощи детям, увеличение компетентности преподавательского состава и формировании образовательной сферы, чтобы давать стимул к психологическому и речевому формированию детей. Осуществление такой деятельности поддерживается. Реализация такого рода работы удерживается использованием классических и нестандартных методов и способов воспитания детей. Итогом взаимодействия являются успехи подготовки к школе, его будущие успехи.

С целью выполнения констатирующего эксперимента мы обследовали первоклассников, используя «тестовую методику диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой». Предлагаемая методика представляет собой нейропсихологическую диагностику младшего школьного возраста, и является на сегодняшний день оптимальной как с точки зрения качественной оценки, так и сточки зрения количественной оценки речевой готовности первоклассника.

По результатам констатирующего эксперимента можно сказать, что дети — первоклассники не все имеют высокие показатели речевого развития, в основном речь детей — первоклассников находится на среднем и низком уровне развития. Потому, что целью данного эксперимента является внедрение приёмов «арттерапии» (изотерапии, имаготерапии, кинезитерапии) в логопедическую работу для всех компонентов речи, с детьми которые сей час проходят логопедическое воздействие в детском саду.

Логопедическое воздействие с детьми имеющими общее недоразвитие речи является длительным, однако организация коррекционной работы с применением не стандартных методов, позволяет повысить уровень речевого развития. Наступил период пересмотреть способы и методы приобщения детей к творчеству и изменить классическую практику этой деятельности в дошкольных организациях. Небольшой анализ арттерапевтических и артпедагогических технологий, используемых в работе с детьми, продемонстрировал, то что отнюдь не все методы считаются результативными и нужными в занятиях с детьми.

Артпедагогика весьма популярна в настоящий период и обязана проникнуть в практику любого преподавателя. Использование артпедагогических технологий немаловажно и необходимо с целью проведения логопедической деятельности с «особым» ребёнком. Не следует дожидаться времени исправления дефекта. Необходимо посодействовать ребёнку лично «скорректировать» собственные проблематичные факторы в преждевременных стадиях, включить систему «самоисцеления» посредством творчества и эстетически-созидательной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внутреннее напряжение, логопедическая практика, детский сад, коррекционная работа, общее недоразвитие речи, речевая патология, логопедическое воздействие, коррекционное образование, речевое развитие.


Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Каждый педагог диагностирует свою область:  учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям...

- требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера

Исследователем Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Каждый педагог диагностирует свою область:  учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям...

- требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера

Исследователем Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Каждый педагог диагностирует свою область:  учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям...

- требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера

Исследователем Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Каждый педагог диагностирует свою область:  учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Арттерапия в системе коррекционной помощи детям...

- требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера

Исследователем Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу. В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение...

Задать вопрос