Автор статьи в рамках магистерской диссертации рассматривает использование интернета для развития «ON-LINE» туризма в Казахстане на основе статистических данных по Республике Казахстан об использовании интернета и повышении компьютерной грамотности населения в целом.
Ключевые слова: индустрия туризма, интернет-решения, туризм, гостеприимство, услуги, турагент, туроператор, интернет, компьютерная грамотность, «ON-LINE» туризм
Индустрия туризма напрямую зависит от технологий, использующихся в современном мире, которые ведут к созданию новых и улучшению уже существующих направлений сервисного обслуживания, совершенствуют инфраструктуру рынка [1].
Применение новейших технологий, интернет-решений и программ позволяет минимизировать производственные затраты не только на оказание сервисного обслуживания, но и увеличивает скорость и качество предоставляемых услуг.
В сфере индустрии туризма и гостеприимства, а особенно в Казахстане, в связи с резкими колебаниями национальной валюты в последние 2 года, спрос напрямую зависит от стоимости, и оперативный поиск необходимой информации играет зачастую решающую роль при выборе той или иной услуги. Все больше потребителей предпочитают поиск и заказ того или иного сервиса самостоятельно, нежели обратившись в туристическую компанию. Ниже приведенная схема отражает наиболее востребованные сервисы индустрии туризма:
Рис. 1. Основной принцип оказания туристских услуг в Республике Казахстан
На схеме показан принцип работы часто используемых сервисов. Первым и важнейшим звеном является сам турист и его планируемое путешествие, которое в завершении становится оказанными туристскими услугами. В настоящее время он может использовать два пути для осуществления своих планов: обратиться к профессионалу, туристской организации, или использовать интернет для поиска лучшего направления.
В первом случае, профессиональный менеджер по туризму, используя свои навыки, основываясь на заключенных контрактах с туроператорами и зарубежными представительствами, пользуясь GDS (GlobalDistributionSystem) — глобальными системами бронирования, ADS (AlternativeDistributionSystem)- альтернативными системами бронирования, в том числе и посредством интернета, работает с туристом, подбирает желаемые, ищет предпочтительные, предлагает оптимальные варианты путешествий или услуг. Более того, турагент обязан предоставить туристу полную информацию о месте посещения, рекомендовать вести себя в соответствии с нормами безопасности и закона того или иного государства.
Во втором случае, турист, посредством интернета может воспользоваться практически всем набором услуг самостоятельно, ограничиваясь исключительно информацией предоставленной в сети, на свой страх и риск, в том числе полагаясь на уровень своей компьютерной грамотности и наличием подключенного интернета. И в настоящее время принцип работы второго пути, представленный на рис. 1, используется все больше и больше.
Кроме этого, непрерывно появляются и развиваются новейшие технологии оказания туристких услуг.
В Казахстане уже количество интернет — пользователей выросло до 12 млн. человек [2], что составляет 71 % населения Казахстана.
Эти данные подтверждает и Комитет по статистике Республики Казахстан:
Рис. 2. Общая доля пользователей сетью Интернет в Казахстане с 2008 по 2015 гг. (в %)* [3]
Рис. 3. Доля пользователей сетью Интернет в Казахстане по возрастам (в %)* [3]
Рис. 4. Доля пользователей сетью Интернет в возрасте 6–15 лет в разрезе областей (в %) [3]
Рис. 5. Доля пользователей сетью Интернет в возрасте 16–74 лет в разрезе областей (в %) [3]
*с учетом пользователей мобильного Интернета
** доля пользователей сетью Интернет ввозрасте 6–15 формируется с 2011 года
В дополнение к этому, банкротства туроператоров, возникающие практически ежегодно, в туристической индустрии республики, последний из которых — крах крупнейших операторов страны «Гульнар Тур» и «TravelSystem», подрывают доверие к прямым обращениям в турфирмы и заставляют часть путешественников переходить в интерактивный режим покупок услуг. Туристы начинают осознавать, что личное обращение в офис агентства не дает никакой гарантии в получении качественного и надежного сервиса и хорошего отдыха. За последние годы в Казахстане резко увеличилась и компьютерная грамотность населения, дающая толчок к использованию «ON-LINE» сервисов самостоятельно:
Рис. 6. Уровень компьютерной грамотности населения в РК [3]
Выше приведенные статистические показатели информируют о росте числа потенциального потребителя и, вместе с тем, об увеличении числа возможных пользователей интернет-технологий и «ON-LINE» сервисов.
Для предоставления в полной мере качественных услуг индустрии туризма «ON-LINE» в Казахстане необходимо информатизировать туристские объекты, снижать дефицит предложений, совершенствовать законодательство в этом вопросе, повышать доверие к «ON-LINE» продажам и, разумеется, развивать соответствующие «ON-LINE» сервисы — улучшать уже имеющиеся и внедрять новые.
Таким образом, в век стремительного прогресса и постоянно обновляющейся информации, с созданием более новых технологий и программ, с ростом компьютерной грамотности, предоставления высокоскоростного интернета, перехода на безналичные платежи, «ON-LINE» туризм становится активным и обозримым будущим.
Литература:
- Л. А. Арапова Современные технологии в туризме.// Журнал «Технико-технологические проблемы сервиса» № 2 (12) 2010. С. 94–97
- http://inform.kz/ru/kolichestvo-pol-zovateley-interneta-v-kazahstane-dostiglo-12-mln-chelovek-a-zhumagaliev_a2698302
- http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersInformationSociety?_afrLoop=9155113947719883# %40 %3F_afrLoop %3D9155113947719883 %26_adf.ctrl-state %3D13z6qg5ik5_54