Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовые аспекты управления некоммерческими организациями

Юриспруденция
13.11.2016
1493
Поделиться
Библиографическое описание
Фатина, Е. С. Правовые аспекты управления некоммерческими организациями / Е. С. Фатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 359-363. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35281/.


В статье проводится анализ управления различными формами некоммерческих организаций. Автором выделяются корпоративные и унитарные некоммерческие организации. В статье рассматриваются органы управления в некоторых некоммерческих организациях.

Согласно положениям законодательства и доктринальным взглядам юридическое лицо выступает в гражданском обороте через свои органы. Система управления в юридическом лице во многом определяется теми целями и способами их достижения, которые определены при создании юридического лица в его учредительных документах. На структуру органов управления юридического лица влияет и его организационно-правовая форма.Существенное различие в структуре органов управления, в порядке их формирования и взаимодействия определяется природой юридического лица [1].Некоммерческие организации подразделяются на две группы: некоммерческие корпоративные организации и некоммерческие унитарные организации.Объединение лиц, связанных одной идеей, в юридической и экономической литературе называется корпорацией. «Корпорация — это союз лиц, который существует и действует в интересах этих лиц, непосредственно связанных между собой и корпорацией членскими правами и обязанностями». В данном определении выделены основные черты корпорации, на которые обращают внимание приверженцы различных взглядов на ее юридическую природу и организационно-правовые формы [2].Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) выделяет корпоративные и унитарные организации. Согласно ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган — общее собрание участников, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).Если рассматривать в разрезе некоммерческих организаций то, некоммерческая корпоративная организация — это юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которой приобретают право участия (членства) в ней и формируют их высший орган что обозначено п. 1 ст. 123.1 ГК РФ).

Организационно-правовые формы некоммерческие корпоративных организаций раскрывает п.3 ст. 123.1 ГК РФ. Они могут быть созданы в форме: потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Изменения, введенные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», расширяют этот перечень, добавляя к некоммерческим корпоративным организациям адвокатские палат и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами.

Рис. 1. Организационно-правовые формы некоммерческих корпораций

Рассмотрим структуру органов управления в некоторых отдельных видах корпоративных некоммерческих организаций.

Стандартная структура органов общественной организации выглядит следующим образом.

Рис. 2. Структура органов управления некоммерческих корпоративных организаций

В общественной организации высшим органом управления всегда является общее собрание членов организации или конференция делегатов от региональных отделений. Полномочия общего собрания, решать такие вопросы как изменения в учредительные документы (устав), определение основных направлений деятельности, смена руководителя, а также реорганизация или ликвидация общественной организации. Постоянно действующий руководящий орган, который действует в промежутках между общими собраниями, и решает остальные вопросы деятельности организации, не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, может называться по разному — правление, президиум, совет. Название в данном случае не играет никакой роли, при этом функции и значимость исполнительного органа остается неизменным. Текущим руководством общественной организацией занимается руководитель правления (президиума, совета или др.). Как и в случае с исполнительным органом, руководителем может быть президент, председатель или директор. Для общественных организаций обязательно должна присутствовать должность ревизора или специальный орган — ревизионная комиссия. Исполнительный орган организации, а также его руководитель и ревизор (ревизионная комиссия) избираются из числа членов общественной организации на определенный срок. Возможно создание дополнительных органов, например, попечительский совет, но в этом случае в уставе организация должна будете подробно расписать, для чего этот орган нужен и его функции.

Ассоциация (союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных и иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 123.8 ГК РФ).

Так в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции по Иркутской области на 29.10.2016 года числится 85 ассоциаций (союзов).

Особенности ассоциации (союза):

‒ количество участников — не менее 2 (п. 1 ст. 123.9 ГК РФ);

‒ ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);

‒ члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в случаях, предусмотренных законом и/или уставом (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);

‒ ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Система управления ассоциацией отражает ее правовой статус некоммерческой организации. В основе управления ассоциацией (союзом) заложено правовое положение, согласно которому структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления ассоциацией (союзом), порядок принятия ими решений и выступления от имени ассоциации (союза) устанавливаются учредительными документами ассоциации (союза), разработанными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях» и другими законами. Законом определен следующий состав распорядительных и исполнительных органов управления ассоциации (союза):

‒ общее собрание участников (высший орган управления);

‒ совет ассоциации (союза), осуществляющий общее руководство в период между общими собраниями участников;

‒ исполнительный орган управления: единоличный (директор, генеральный директор) или коллегиальный (правление, дирекция).

По закону к компетенции исполнительного органа отнесены все вопросы руководства текущей деятельностью ассоциации, за исключением вопросов исключительной компетенции общего собрания участников или совета директоров. Руководство текущей деятельностью ассоциации согласно действующему законодательству определено полномочиями и статусом директора. Этим ограничивается законодательная база создания и функционирования исполнительного органа ассоциации (союза).

Согласно ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [3].

Согласно параграфу 7 главы 4 ГК РФ к унитарным некоммерческим организациям относятся фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономные некоммерческие организации и религиозные организации.

Рис. 3. Виды унитарных некоммерческих организаций

Рассмотрим структуру органов управления унитарных некоммерческих организаций на примере фонда и учреждения.

Фондом является организация, деятельность которой заключается в аккумулировании имущества и управлении этим имуществом для реализации уставных целей [4].

Согласно ГК РФ, структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включать:

1) Высший коллегиальный орган, формируемый в соответствии с порядком, установленным уставом фонда. Он в свою очередь избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление). К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда

2) Уставом фонда должно предусматриваться обязательное формирование попечительского совета. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

3) В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

‒ определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

‒ образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

‒ утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

‒ принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

‒ принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

‒ изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

‒ одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют:

Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы;

Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные государственные муниципальные образования;

Частным признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредителем (собственником) частного учреждения могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, соответствующие требованиям ст. 15 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.Частное учреждение может быть создано собственником (физическим или юридическим лицом), высшим органом управления в частном учреждении является собственник либо учредитель. Исполнительный орган частного учреждения может быть коллегиальным и (или) единоличным, осуществляющий текущее руководство деятельностью учреждения и подотчетен высшему органу управления учреждения. К компетенции учредителя так же относится назначение ревизионной комиссии (ревизора). Ревизионная комиссия (ревизор) является органом внутреннего финансового контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, но не является органом управления. Компетенция и численный состав ревизионной комиссии определяется уставом учреждения.

Литература:

  1. Соловьева С. В. Сравнительный анализ принципов управления некоммерческими организациями, имеющими и не имеющими членство // Журнал российского права. — 2013. — № 4. — С. 92–99.
  2. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Юридические лица в советском гражданском праве. Ученые труды: Понятие, виды, государственные юридические лица. — М.:, 1947. — 364 с.
  3. Некоммерческие унитарные организации // Taxslov.ru Налоги. Бухучет. Право. URL: http://taxslov.ru/law/law121.htm (дата обращения: 11.11.2016).
  4. Комментарий к Части 1 Гражданского кодекса РФ Статья 118. Фонды // городской портал Москва. URL: http://msk-gid.ru/docs/show/4170.html (дата обращения: 11.11.2016).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 359-363):
Часть 4 (cтр. 313-409)
Расположение в файле:
стр. 313стр. 359-363стр. 409

Молодой учёный