Разработка электронного учебника по дисциплине «информатика» для студентов аграрного вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 09.11.2016

Статья просмотрена: 3130 раз

Библиографическое описание:

Ерёмина, Д. В. Разработка электронного учебника по дисциплине «информатика» для студентов аграрного вуза / Д. В. Ерёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35113/ (дата обращения: 16.12.2024).



Разработка электронного учебника по дисциплине «информатика» для студентов аграрного вуза

Ерёмина Диана Васильевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)

В настоящее время информатика является неотъемлемой составляющей системы подготовки специалистов в вузах. Это обусловлено многими причинами, в числе которых глобальная информатизация общества, невозможность осуществления профессиональной деятельности без эффективного использования преимуществ информационных и телекоммуникационных технологий, необходимость критического осмысления все возрастающих объемов информации, с которыми приходится иметь дело современному специалисту. Неслучайно информатика и подходы к обучению студентов особенностям работы с информационными технологиями оказываются в центре внимания многих педагогических исследований [6, с.3].

В условиях становления информационного общества количество информации, которое необходимо усвоить человеку для осуществления своей профессиональной деятельности, постоянно растет. В результате большое значение приобретает способность к самообразованию и творческой деятельности. Кроме того, обучение информатике в вузе должно отражать специфику будущей профессиональной деятельности студентов [3, с.3].

Ведение сельского хозяйства в информационном обществе предполагает непрерывное получение информации от внешних источников (в том числе через сеть Интернет) в любой момент времени из любой точки местности. Это позволяет повысить эффективность применения химических средств защиты растений, а также уменьшает загрязнение окружающей среды. Компьютеры позволяют аграриям получать советы, рекомендации, независимо от времени и места их расположения.

Для обеспечения стабильной работы специалистов аграрного сектора с привлечением справочных данных, действующих правовых систем, поисковых систем сети Интернет, банка знаний, прикладных программ, обеспечивающих оценку текущей ситуации и прогноз ее развития, необходимо углублённо знакомить студентов с информатикой и информационными технологиями на стадии профессионального обучения в аграрном вузе.

Объект исследования — методические особенности организации учебного процесса с использованием электронных учебников. Цель — разработать электронный учебник «Информатика» в соответствии с современными педагогическими требованиями и учетом особенностей обучения в аграрном вузе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и практическом применении электронного учебника по информатике в ГАУ Северного Зауралья с учетом особенностей обучения в аграрном вузе; исследовании экономической эффективности внедрения учебника в образовательный процесс.

По мнению Хожиева А. Х., проведенные исследования и опыты, убеждают в том, что достижение максимального эффекта от внедрения новейших педагогических и информационных технологий в образовательный процесс возможно при использовании электронных учебников и учебных пособий [7].

Электронные учебники (ЭУ), с одной стороны, являются неотъемлемым компонентом любой образовательной системы, входят в качестве структурных элементов в мультимедийные обучающие комплексы, с другой — могут рассматриваться как самодостаточный конечный продукт, успешно конкурирующий с традиционным учебником, изданным полиграфическим способом или полностью его заменяющий.

В процессе изучения учебного материала по ЭУ студент, кроме знаний по изучаемому предмету, получает навыки работы в компьютеризированной среде. В дальнейшем, уже созданный и «обкатанный» учебник может быть успешно интегрирован в электронные обучающие комплексы и образовательные системы более высокого уровня, или размещен для открытого доступа на соответствующих сайтах [1].

Современные электронные учебники создаются посредствам PDF (виртуальный принтер), DJVU (конвертер), DOC (текстовый редактор MS Word), RTF (OpenOffice), HTML (текстовый редактор или HTML-редактор), FB2(специальное приложение или конвертер), EXE (специальное приложение-компилятор), CHM (специальное приложение или конвертер), JAVA (конвертер).

Для создания электронного учебника, подготовки информации и сохранения ее в виде WWW-документа (сайта) был выбран специальный язык разметки гипертекста — HTML (Hypertext Markup Language) — версия 4.0. Основное назначение языка состоит в представлении текстовой, графической, видео- и аудиоинформации в виде, обеспечивающем минимальный объем передаваемой в сеть информации [2, с. 287].

Однако есть довольно много книг написанных на этом языке или его модификациях. HTML подходит для создания собственных электронных книг, а не для сканирования уже готовых (хотя можно размещать отдельно отсканированные листы как рисунки). Для создания книги в этом формате необходимо иметь хотя бы базовые знания языка гипертекстовой разметки. Однако сегодня, возможно, конвертировать в HTML все тот же DOC или RTF файл при помощи текстового редактора [5].

Функциональная модель электронного учебника разработана в программе Ramus-Educational, предназначенной для создания диаграмм в формате IDEF0 и DFD. Функциональная модель система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков — в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы [4].

Представленная на рисунке 1 диаграмма потоков данных «Электронного учебника «Информатика» в нотации IDEF0 показывает, какие данные являются необходимыми для реализации поставленной задачи.

Рис. 1. Функциональная модель электронного учебника «Информатика»

Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта. Позволяет путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта.

Рис. 2. Информационная модель электронного учебника «Информатика»

Программная реализация. Электронный учебник «Информатика» разбит на три главы:

  1. Основные понятия теории информации и кодирования;
  2. Аппаратные средства реализации информационных процессов;
  3. Программные средства реализации информационных процессов.

Интерфейс электронного учебника «Информатика», реализованного в версии html 4 представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Интерфейс электронного учебника «Информатика»

Первоначальное использование и отладка электронного учебника по информатике проводилась на занятиях со студентами различных специальностей институтов экономики и финансов, агротехнологического и механико-технологического, входящих в состав Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Электронный учебник для студентов экономического направления являлся основным, тогда как для студентов других специальностей использовался в качестве дополнительного источника информации. Помимо этого, студентам данный учебник был рекомендован как отдельный источник для самостоятельной работы. До настоящего времени студенты из анализируемых групп занимались по бумажным версиям учебников и учебных пособий, что дало возможность получить объективную оценку разрабатываемого электронного учебника и проанализировать недостатки с точки зрения студентов.

Помимо студентов, в анализе эффективности электронного учебника учтено мнение преподавателей кафедры, а также членов методической комиссии института. В исследованиях приняли участие 95 студентов и 5 преподавателей, основными способами опроса были анкетирование и личные беседы со студентами методом прямого интервьюирования.

Из проведенного анализа следует, что среди основных факторов, определяющих привлекательность электронного обучения, помимо основного — возможности индивидуализации обучения. Отмечаются факторы, связанные с более полной реализацией образовательных потребностей (комфортность обучения, наглядность и привлекательность излагаемого материала, и т. д.). В целом, анкетирование выявило существенный интерес к инновационным методам обучения, основанным на использовании электронных обучающих средств, что приводит к выводу о целесообразности использования таких средств при обучении.

Результаты экспериментального обучения студентов с использованием электронного учебника «Информатика» показали различия между традиционным обучением и использованием электронных учебников в ряде аспектов, отмеченных ранее.

Таким образом, использование электронного учебника «Информатика» отвечает требованиям времени и дает положительный эффект при обучении; легкость тиражирования, разнообразие способов доступа к электронному учебнику. Возможность индивидуализации обучения. Для обучения студентов по электронному учебнику не требуется специальная подготовка, знакомство с новой формой обучения проходит на интуитивном уровне, вследствие использования гипертекстовой формы организации материала.

Литература:

  1. Пикина Н. Е. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы студентов сельскохозяйственного вуза по информатике [Текст]: дис. канд. педагогических наук / Е. Н. Пикина; Чебоксары, 2011. — 213 с.
  2. Романченко Т. Н. Проектирование обучающего воздействия в электронных учебных пособиях по информатике [Текст]: / Т. Н. Романченко// Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: материалы II Всероссийской научно-практической конференции — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. — 167 с.
  3. Чирков С. В. Технология обучения информатике студентов экономического направления в вузе [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Красноярск, 2013. — 26 с.
  4. Разработка электронного учебника по дисциплине «Объектно-ориентированное проектирование» [Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=526077.
  5. Создание электронного учебника в HTML-редакторе [Электронный ресурс] URL: http://refleader.ru/qasmerbewrna.html.
  6. Соломин В. П. Электронные учебники и их место в современном высшем образовании [Электронный ресурс] / Соломин В. П., Елисеев Д. О. // ИКТ Потрал: Конференции. Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда сегодня и завтра». РГПУ им А. И. Герцена. -URL:http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&d=light&id_sec=152&id_thesis=6207&id_vconf=26&r=thesisDesc.
  7. Хожиев А. Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемым в профессиональных колледжах [Электронный ресурс] / А. Х. Хожиев -URL: http://www.moluch.ru/archive/37/4255/ // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 311–313.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, HTML, DOC, RTF, аграрный вуз, студент, Северное Зауралье, функциональная модель, Государственный аграрный университет, информационная модель.


Похожие статьи

Разработка электронного учебного пособия по естественнонаучным дисциплинам

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

Разработка интерактивных методов обучения для проведения уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

К вопросу о разработке проекта применения 3D-печати в вузе при изучении учебной дисциплины «Ботаника»

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных методов обучения иностранному языку

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети»

Разработка дидактической настольной игры с использованием проблемного метода для занятий по русскому языку

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Похожие статьи

Разработка электронного учебного пособия по естественнонаучным дисциплинам

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

Разработка интерактивных методов обучения для проведения уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

К вопросу о разработке проекта применения 3D-печати в вузе при изучении учебной дисциплины «Ботаника»

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных методов обучения иностранному языку

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети»

Разработка дидактической настольной игры с использованием проблемного метода для занятий по русскому языку

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Задать вопрос