Основные медико-биологические проблемы личного состава тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в период похода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Романов А. В., Канякин А. А. Основные медико-биологические проблемы личного состава тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в период похода // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/125/34809/ (дата обращения: 19.10.2018).



The article deals with the basic problems of staff facing the medical service of heavy aircraft carrier «Admiral Kuznetsov» in the campaign period. Obtained cause permanent medical-biological problems associated with features of habitability on the ship. Among the fixes problems related state of fatigue. The ways of solution eliminates the medical and biological reasons.

Key words: pilot, hiking, relaxation, fatigue

Одним из острых проблемных вопросов во время похода, в связи с продлением его сроков свыше трех месяцев, явилась необходимость соблюдения требований приказа ГК ВМФ от 1995 г. («после трёх месяцев плавания производится замена лётного и инженерно-технического состава на АНК или его профилактический отдых») [6, 15].

Требования данной статьи были обоснованы специалистами испытательного научно-исследовательского центра авиационной и космической медицины в ходе исследований, проводимых в дальних морских походах, когда было научно доказано, что через три месяца у личного состава развивается утомление [7, 12]. Следствием утомления может явиться учащение рисков совершения ошибочных действий личного состава при выполнении своих функциональных обязанностей [1, 2, 4, 10, 17].

В части, касающейся личного состава авиагруппы, это могут быть ошибки при обслуживании и эксплуатации авиационной техники, особенно в ситуациях, требующих повышенной концентрации внимания или быстрого принятия решения, что может привести к возникновению неисправности летательных аппаратов в полете или ошибкам в технике пилотирования [7].

Основным пусковым механизмом развития утомления в процессе боевой службы являются условия обитаемости на боевом корабле как таковые [9]. Основные неблагоприятные факторы и условия длительного плавания на авианесущих кораблях общеизвестны: это технические шумы и запахи, вибрации, качка, явления десинхроноза, возникающие при плавании в разных часовых поясах, повышенные показатели температуры и влажности в помещениях корабля при нахождении в низких широтах, отсутствие возможности постоянного доступа к пресной воде, особенно горячей, для отправления нужд личной гигиены, ограниченность пространства, недостаток свежего воздуха внутри корабля, духота в каютах, однообразие окружающей обстановки, круглосуточная работа трансляции и частая подача звуковых сигналов, периодические аварийные тревоги. Устранение влияния перечисленных негативных факторов на корабле невозможно [11, 14, 16].

Поэтому главным в организации профилактического отдыха является устранение этих факторов, т. е. удаление летного и инженерно-технического состава, обслуживающего авиационную технику, с корабля на период отдыха, либо его замена [5].

Действующий приказ Министра обороны РФ от 10 сентября 2012 г. № 2550 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает проведение на безвозмездной основе реабилитационных мероприятий, которые осуществляются по окончании выполнения специальных задач и только для лиц, у которых выявлены признаки утомления. Для направления на реабилитацию при этом необходимо прохождение военнослужащими медицинского освидетельствования в лечебно-профилактических учреждениях МО РФ после выполнения ими специальных задач для определения степени утомления и отсутствия противопоказаний к реабилитационному лечению. При этом военнослужащим, признанным по результатам медицинского освидетельствования нуждающимися в медико-психологической реабилитации, бесплатный проезд к месту лечения не предоставляется.

Необходимо подчеркнуть, что медико-психологическая реабилитация — это лечение и восстановление функций организма, т. е. ликвидация возникшего в результате деятельности в определенных условиях утомления, в то время как профилактический отдых направлен на предупреждение возникновения утомления и его последствий для организма и лечением не является [3, 8, 13].

Предложения по организации профилактического отдыха летного и инженерно-технического состава авиагруппы:

  1. Формирование дублирующего состава в пункте основного базирования для замены летного и инженерно-технического состава через три месяца плавания. Рассмотреть вопрос о разработке в МО РФ документа, позволяющего прикомандировывать на АНК одиночного базирования вертолетную авиагруппу «не своего» флота (например: если АНК одиночного базирования Северного флота, по истечении трех месяцев плавания, находится в Средиземном море, разрешать для замены авиагруппы использовать личный состав морской авиации ЧФ на период отдыха «своей» авиагруппы).
  2. Разработать в МО РФ документы, регламентирующие организацию профилактического отдыха личного состава авиагрупп, участвующих в дальних морских походах на АНК свыше трех месяцев в учреждениях санаторно-курортного типа МО РФ, находящихся в прибрежных зонах РФ. В состав группы при этом для оказания консультативной помощи в вопросах авиационной медицины, необходимо включать специалиста лаборатории авиационной медицины, находящегося на АНК.
  3. Рассмотреть вопрос о возможности доставки личного состава авиагруппы к месту проведения отдыха на территории РФ, при осуществлении делового захода АНК в порт иностранного государства, самолетом военно-транспортной авиации, экипаж которого имеет допуск к международным перевозкам. В состав группы при этом необходимо включать специалиста лаборатории авиационной медицины.
  4. Рассмотреть возможность, при осуществлении делового захода АНК в порт иностранного государства, о направлении личного состава авиагруппы на отдых в местный дом отдыха или гостиницу. В состав группы при этом необходимо включать начальника медицинской службы авиагруппы, специалиста лаборатории авиационной медицины и врача-терапевта медицинской службы АНК. Данный вариант наиболее экономически целесообразен (не требует затрат на морские перевозки и рейсы ВТА), укладывается в минимальные временные рамки.

Литература:

  1. Глазырина Т. М., Ятманов А. Н., Юсупов В. В., Ятманова Т. М. Патогенетические особенности влияния отношения к болезни и артериального давления на нервно-психическую адаптацию военнослужащих // Клиническая патофизиология. — 2014. — № 2. — С. 36–39.
  2. Дорофеев И. И., Корзунин В. А., Овчинников Б. В., Юсупов В. В., Ятманов А. Н. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов // Клиническая и специальная психология. — 2016. — Т. 5. № 2 (18). — С. 113–120.
  3. Зайцев А. Г., Смуров А. В., Зайцев Г. К. Психолого-педагогическое обеспечение здоровья военнослужащих // Военно-медицинский журнал. — 2010. — Т. 331. № 3. — С. 53–55.
  4. Лобачев А. В., Ятманова Т. М., Ятманов А. Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2012. — Т. 7. № 1. — С. 127–128.
  5. Мызников И. Л. «Коэффициент здоровья» как инструмент стравнительной оценки качества здоровья в воинских коллективах // Здоровье. Медицинская экология. Наука. — 2012. — Т. 47–48. № 1–2. — С. 202.
  6. Мызников И. Л. Экспресс-оценка функционального состояния организма подводников // Военно-медицинский журнал. — 2004. — № 7. — С. 35.
  7. Мызников И. Л., Милошевский А. В., Аскерко Н. В., Устименко Л. И., Плескач В. В., Бурцев Н. Н., Тур Ю. С. Состояние здоровья, заболеваемость и травматизм плавсостава северного флота // Авиакосмическая и экологическая медицина. — 2013. — Т. 47. № 2. — С. 13–20.
  8. Овчинников Б. В., Богданова Л. В. Психическое здоровье: диагностика и коррекция // Профилактическая и клиническая медицина. — 2006. — № 2. — С. 168–170.
  9. Порожников П. А., Федоров Е. В., Ятманов А. Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно — морского флота в зависимости от вида деятельности // Новая наука: От идеи к результату. — 2016. — № 1–2 (60). — С. 16–18.
  10. Солодков А. С., Федоров Е. В., Днов К. В., Чернега И. М., Ятманов А. Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 12 (130). — С. 318–322.
  11. Солодков А. С., Юсупов В. В., Днов К. В., Туманова Н. Н., Ятманов А. Н. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 5 (123). — С. 254–258.
  12. Солодков А. С., Юсупов В. В., Чернега И. М., Дорофеев И. И., Ятманов А. Н. Особенности военно-профессиональной адаптации военнослужащих первого года службы // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 9 (127). — С. 241–246.
  13. Федоров Е. В., Глазырина Т. М., Дорофеев И. И., Корзунин В. А., Юсупов В. В., Ятманов А. Н. Развитие адаптационных характеристик личности курсантов в процессе обучения в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 326–329.
  14. Щербина Ф. А., Мызников И. Л. Компенсаторно-приспособительные реакции организма моряков в плаваниях различной продолжительности // Физиология человека. — 2004. — Т. 30. № 1. — С. 117–123.
  15. Щербина Ф. А., Мызников И. Л. Формирование компенсаторно-приспособительных реакций моряков в длительном рейсе // Экология человека. — 2002. — № 2. — С. 10.
  16. Щуров А. Г., Курьянович Е. Н. Морфологический статус и функциональное состояние личного состава подводных лодок ВМФ РФ // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. — 2016. — № 1. — С. 178–181.
  17. Ятманова Т. М., Ятманов А. Н., Лобачев А. В. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2011. — Т. 6. № 1. — С. 521–522.
Основные термины (генерируются автоматически): профилактический отдых, авиационная медицина, специалист лаборатории, состав группы, месяц плавания, личной состав авиагруппы, инженерно-технический состав, авиационная техника, деловой заход, иностранное государство.


Ключевые слова

утомление, летчик, поход, отдых

Похожие статьи

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

− совершенствование процессов организации летной работы; − развитие летно-методической базы и ее использование в профессиональной подготовке летного состава; − разработку направлений целевой профилактической работы по предупреждению авиационных...

Авиационная часть как система управления | Статья в журнале...

В состав авиационного полка входит инженерно-авиационная служба и несколько авиационных эскадрилий. Для выполнения задач авиационному полку оперативно подчинены части обеспечения (часть связи и радиотехнического обеспечения, авиационно-техническая...

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

При чем, высокая интенсивность применения авиационной техники, как со стороны России, так и со стороны противника, привели к большим потерям в авиации.

Вылеты осуществлялись практически без отдыха для летного и инженерно-технического состава, при отсутствии...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой...

Состав армейской авиации представлял собой отдельные смешанные авиадивизии (авиационные соединения).

Авиагруппа. Авиационной группой являлось временным образованием, которое осуществлялось под единоличным руководством.

Эволюция структуры и организации военной авиации...

Появились авиационные части: эскадрильи, группы, бригады, создавались соединения. В 1916–1917 гг. в ряде государств авиаотряды стали объединять в авиагруппы и

Авиаотряд базировался на одном и входил в состав стрелковых и кавалерских дивизий, армий фронта.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Техники, только пришедших авиационных частей, ознакомился с принципами использования материального

Чтобы взаимоотношения с сухопутными войсками были налажены командный состав авиационных соединений выезжал на командные пункты общевойсковых соединений.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

3. Третья группа проблем — вопросы, связанные с тем, как организована работа всей логистической системы.

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой авиационной промышленности.

Состав административных правонарушений, совершаемых на...

Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

2. Нарушение действующих требований авиационной безопасности; В качестве объекта анализируемой группы...

Системная подготовка штурмана к выполнению полётного задания

Авиация вступила в такой этап своего развития, который предъявляет особые требования к профессиональной подготовке авиационных специалистов, но какой бы совершенной не была техника, она даст отдачу только тогда, когда летный состав будет уметь грамотно и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

− совершенствование процессов организации летной работы; − развитие летно-методической базы и ее использование в профессиональной подготовке летного состава; − разработку направлений целевой профилактической работы по предупреждению авиационных...

Авиационная часть как система управления | Статья в журнале...

В состав авиационного полка входит инженерно-авиационная служба и несколько авиационных эскадрилий. Для выполнения задач авиационному полку оперативно подчинены части обеспечения (часть связи и радиотехнического обеспечения, авиационно-техническая...

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

При чем, высокая интенсивность применения авиационной техники, как со стороны России, так и со стороны противника, привели к большим потерям в авиации.

Вылеты осуществлялись практически без отдыха для летного и инженерно-технического состава, при отсутствии...

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой...

Состав армейской авиации представлял собой отдельные смешанные авиадивизии (авиационные соединения).

Авиагруппа. Авиационной группой являлось временным образованием, которое осуществлялось под единоличным руководством.

Эволюция структуры и организации военной авиации...

Появились авиационные части: эскадрильи, группы, бригады, создавались соединения. В 1916–1917 гг. в ряде государств авиаотряды стали объединять в авиагруппы и

Авиаотряд базировался на одном и входил в состав стрелковых и кавалерских дивизий, армий фронта.

Тактика действий военно-транспортной авиации... | Молодой ученый

Техники, только пришедших авиационных частей, ознакомился с принципами использования материального

Чтобы взаимоотношения с сухопутными войсками были налажены командный состав авиационных соединений выезжал на командные пункты общевойсковых соединений.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

3. Третья группа проблем — вопросы, связанные с тем, как организована работа всей логистической системы.

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой авиационной промышленности.

Состав административных правонарушений, совершаемых на...

Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

2. Нарушение действующих требований авиационной безопасности; В качестве объекта анализируемой группы...

Системная подготовка штурмана к выполнению полётного задания

Авиация вступила в такой этап своего развития, который предъявляет особые требования к профессиональной подготовке авиационных специалистов, но какой бы совершенной не была техника, она даст отдачу только тогда, когда летный состав будет уметь грамотно и...

Задать вопрос