Information and communication technologies today serve as the main tool that provides support, control and management of the development of the Kyrgyz Republic region.
Key words: Information provision, efficiency, ICT, costs, dynamics, control
Повышение эффективности социально-экономического развития региона в формате обеспечения его оптимального функционирования и устойчивого развития — одно из острейших противоречий, требующих разрешения органов власти области.
В условиях рыночной экономики эффективная управленческая деятельность региона невозможна без использования своевременной, достоверной и полной информации.
Информационно-коммуникационные технологии сегодня выступают в роли главного инструмента, обеспечивающего поддержку, контроль и управление развитием региона КР.
В масштабах области затраты на информатизацию, растут в соответствии с появлением на рынке новых, более качественных предложений, а основные эффекты от внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий не имеют очевидного стоимостного выражения, следовательно проблема определения эффективности использования ИКТ является актуальной.
Затраты на ИКТ представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы предприятия, связанные с закупкой вычислительной техники и программного обеспечения, оплатой услуг связи, обучением сотрудников разработке и применению информационно-коммуникационных технологий, оплатой услуг сторонних организаций и специалистов, а также прочие расходы на ИКТ, включая затраты организации на разработку программных средств собственными силами
Данные таблицы 1, отражающие динамику затрат на информационно-коммуникационные технологии за 2011–2015 гг.по КР, свидетельствуют об их росте.
Затраты на ИКТ в Ошской области в 2015 году увеличились на 157 % по сравнению с 2010 г. В 2010 г. в структуре затрат на информационно-коммуникационные технологии наибольшую долю занимали г.Бишкек, г.Ош и Иссык-Кульская область по расходам на приобретение вычислительной техники и программных продуктов, и оплата услуг связи. А Ошская область занимает пока, что пятое место в рейтинге субъектов КР (6142,2 млн.сом).
Таблица 1
Общие затраты предприятий иорганизаций, использующих компьютерную технику иинформационно-коммуникационные технологии (млн.сомов)
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Всего |
|||||
Кыргызская Республика |
294 560,6 196 739,7 |
237 544,9 |
255 367,4 |
339 111,0 |
|
Баткенская область |
2 169,2 |
3 285,4 |
3 957,9 |
4 855,2 |
2 867,5 |
Джалал-Абадская область |
10 191,7 |
9 483,4 |
11 300,0 |
12 271,4 |
12 753,8 |
Иссык-Кульская область |
1 562,7 |
1 516,1 |
2 078,3 |
4 056,8 |
4 430,8 |
Нарынская область |
2 266,2 |
3 465,1 |
5 217,3 |
3 729,9 |
3 650,2 |
Ошская область |
3 920,0 |
6 105,0 |
6 973,9 |
6 639,9 |
6 142,2 |
Таласская область |
2 109,3 |
2 295,2 |
2 445,6 |
2 613,5 |
2 574,3 |
Чуйская область |
45 342,0 |
62 519,8 |
57 094,1 |
66 363,6 |
67 001,8 |
г. Бишкек |
218 017,0 |
99 401,3 |
132 160,9 |
138 336,0 |
227 349,0 |
г. Ош |
8 982,1 |
8 667,9 |
16 316,9 |
16 501,1 |
12 342,2 |
В том числе на развитие ииспользование информационных технологий ивычислительных средств
Кыргызская Республика |
3 085,6 |
3 565,6 |
4 694,4 |
4 339,7 |
2 729,3 |
Баткенская область |
55,9 |
69,7 |
46,2 |
50,2 |
33,5 |
Джалал-Абадская область |
144,9 |
187,3 |
553,5 |
185,8 |
68,4 |
Иссык-Кульская область |
98,5 |
106,9 |
78,4 |
183,8 |
149,6 |
Нарынская область |
34,9 |
34,3 |
34,4 |
40,7 |
32,3 |
Ошская область |
181,3 |
285,5 |
221,9 |
59,0 |
55,8 |
Таласская область |
33,1 |
42,9 |
57,9 |
44,8 |
29,7 |
Чуйская область |
93,9 |
147,6 |
129,7 |
200,6 |
112,8 |
г. Бишкек |
2 332,3 |
2 533,3 |
3 429,1 |
3 414,7 |
2178 |
г. Ош |
110,6 |
157,9 |
143,4 |
160,1 |
69,3 |
Без учета сектора образования
Таблица 2
Затраты предприятий иорганизаций на развитие ииспользование информационных технологий ивычислительных средств по источникам финансирования (млн. сомов)
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
20141 |
||||||
Собственные средства —Собственные средства |
||||||||||
Кыргызская Республика |
2 252,2 |
2 415,5 |
1 546,6 |
3 527,9 |
2 221,2 |
|||||
Баткенская область |
20,1 |
36,2 |
22,3 |
22,4 |
10,4 |
|||||
Джалал-Абадская область |
72,9 |
84,1 |
115,4 |
66,8 |
36,9 |
|||||
Иссык-Кульская область |
27,1 |
24,5 |
38,7 |
41,7 |
25,9 |
|||||
Нарынская область |
16,3 |
9,3 |
10,2 |
12,8 |
16,6 |
|||||
Ошская область |
75,9 |
127,5 |
89,6 |
16,8 |
29,6 |
|||||
Таласская область |
12,3 |
14,2 |
16,9 |
17,2 |
10,7 |
|||||
Чуйская область |
47,1 |
58,0 |
59,8 |
103,9 |
79,5 |
|||||
г. Бишкек |
1 908,3 |
1 963,9 |
3 113,9 |
3 153,1 |
1 967,3 |
|||||
г. Ош |
72,3 |
97,4 |
79,9 |
93,1 |
44,4 |
|||||
Средства государственного бюджета |
||||||||||
Кыргызская Республика |
565,5 |
722,4 |
677,9 |
557,8 |
352,3 |
|||||
Баткенская область |
12,6 |
26,7 |
22,4 |
26,3 |
21,4 |
|||||
Джалал-Абадская область |
30,8 |
81,2 |
65,7 |
80,9 |
28,9 |
|||||
Иссык-Кульская область |
20,4 |
19,4 |
34,8 |
33,2 |
17,6 |
|||||
Нарынская область |
12,7 |
19,7 |
17,9 |
22,9 |
14,1 |
|||||
Ошская область |
101,8 |
152,7 |
124,7 |
38,6 |
24,2 |
|||||
Таласская область |
17,6 |
26,2 |
37,4 |
26,2 |
15,4 |
|||||
Чуйская область |
34,8 |
80,7 |
63,0 |
77,2 |
31,3 |
|||||
г. Бишкек |
319,0 |
295,4 |
291,6 |
230,3 |
177,3 |
|||||
г. Ош |
15,7 |
19,9 |
20,4 |
22,2 |
22,1 |
|||||
Инвестиции |
||||||||||
Кыргызская Республика |
109,8 |
214,4 |
38,9 |
46,4 |
47 |
|||||
Баткенская область |
0,8 |
3,5 |
0,7 |
0,7 |
1,5 |
|||||
Джалал-Абадская область |
10,9 |
3,9 |
3,1 |
4,7 |
2,5 |
|||||
Иссык-Кульская область |
1,6 |
0,8 |
1,3 |
1,7 |
1,3 |
|||||
Нарынская область |
2,6 |
3,7 |
3,0 |
3,8 |
1,5 |
|||||
Ошская область |
2,2 |
4,4 |
5,4 |
1,4 |
1,8 |
|||||
Таласская область |
3,2 |
2,2 |
3,2 |
1,3 |
3,6 |
|||||
Чуйская область |
2,2 |
1,8 |
0,7 |
1,4 |
1,9 |
|||||
г. Бишкек |
84,5 |
191,9 |
19,7 |
23,7 |
30,1 |
|||||
г. Ош |
1,8 |
1,9 |
1,3 |
7,6 |
2,7 |
|||||
Без учета сектора образования.
[По данным Национального статистического комитета КР]
Информатизация представляет собой единый процесс, включающий в себя такие составляющие как компьютеризацию, развитие технологий использования информации и повышение интеллектуального потенциала общества. На наш взгляд, понятие информатизации следует рассматривать в двух контекстах. С одной стороны, информатизация — это процесс, в результате которого информация и знания выделяются в число наиболее важных ресурсов общества на основе развития технических и технологических средств их использования. С другой стороны, под информатизацией понимается «организованный социально — экономический и научно — технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».
В 2015 году действия Правительства КР в рамках поддержки и развития регионов были направлены в основном на обеспечение сбалансированного и качественного развития каждого региона через реализацию принятых региональных стратегий и запуск отдельных инвестиционных проектов.
Неравномерное размещение основных производственных мощностей усиливало диспропорции в региональном развитии: в 2015 году основная доля производства ВВП сформировалась за счет функционирования экономик города Бишкек (37,1 %), Чуйской (15,6 %), Иссык-Кульской (12,4 %), Джалал-Абадской (11,4 %) областей, с удельным весом 76,5 %, суммарный вклад которых в ВВП республики составил 2,64 процентных пункта.
Оставшаяся часть распределялась между другими областями с наименьшим вкладом на уровне 0,86 процентного пункта — в Ошской, Баткенской, Нарынской, Таласской областях и городе Ош [1].
В 2015 году в целях социально-экономического, инфраструктурного развития Ошской области реализовывалась программа «Стратегия экономического развития Ошской области на 2012–2016 годы».
В 2015 году в целях надлежащего и эффективного внедрения электронного управления в работу государственных органов и органов местного самоуправления КР [9] образован Центр электронного управления Правительства КР; администрацией Ошской области проведены мероприятия для решения задач поставленных Правительством КР.
В 2015 году активно продвигалась реализация Программы Правительства по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014–2017 годы и План мероприятий (постановление Правительства от 17 ноября 2014 года № 651).
В целях гармонизации нормативной правовой и законодательной базы, ускорения процессов централизованного внедрения электронного управления разработаны проекты законов КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «Об информатизации», «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «Об информации персонального характера», «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
Вопрос эффективности использования ИКТ приобрел особую актуальность в последнее время, когда под давлением экономического кризиса бизнес начал сокращать бюджеты развития.
Еще в 1987 году профессор Массачусетского технологического института Р. Солоу сформулировал эту проблему крылатой фразой: «Мы видим компьютеры везде, кроме статистики производительности» [4]. С тех пор затраты на информационно-коммуникационные технологии во всем мире выросли в разы и на целые порядки, но внятной статистики, описывающей эффективность применения ИКТ в управлении бизнесом, так и не появилось.
На сегодняшний день существуют следующие серьезные проблемы в использовании методов оценки:
- Отсутствиеклассифицированной базы методов оценки эффективности использования информационно-коммуникационных технологий, охватывающих все области деятельности предприятий;
- Отсутствие опыта в применении известных методов оценки эффективности информационно-коммуникационных технологий;
- Фрагментарность использования существующих методик;
- Наличие пробелов в критериальной оценке.
У каждого метода и приема есть свои специфические проблемы:
1)Проблема контроля фактического эффекта. Каждый метод определяет какие организационные и экономические параметры предприятия должны измениться, а также дает количественную оценку этих измерений и их сроки.
2)Проблема обратимости метода. Подход к оценке эффективности должен оценивать все реальные последствия, а не только желательные.
Многообразие современных ИКТ требует уточнения и корректировки экономического эффекта по каждому конкретному проекту. Поскольку выбор конкретных методов оценки экономической эффективности ИКТ зависит от специфики ситуации. В частности, финансовые методы позволяют подсчитать денежные затраты и выгоды, связанные с инвестициями в ИКТ, вместе с тем они не учитывают многие важные нематериальные выгоды и существенные нематериальные затраты, которые сопутствуют информационной деятельности.
Для предприятий Ошской области наибольшее значение имеет постановка адекватных целей и требований к ИКТ. Как правило, центральной проблемой является оценка затрат на информатизацию промышленного предприятия.
Особое значение имеют методы вероятностных оценок, которые позволяют учесть непредсказуемость результатов от внедрения и использования ИКТ, закупкой и использованием компьютеров и оборудования.
Литература:
- Отчет Премьер-министра Кыргызской Республики о работе Правительства КР за 2015 год от «4» апреля 2016 года № 10
- Бир С. Мозг фирмы / С. Бир. Пер. с англ. М. М. Лопухина. — М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.
- Бурков В. Н. Большие системы: моделирование организационных механизмов / В. Н. Бурков, Б. Данев, А. К. Еналеев, В. В. Кондратьев, Т. Б. Напева, А. В. Щепкин. — М.: Наука, 1989 (III). — 245 с.
- Solow R. W. Wed Better Watch Out // New York Times Book Review. — 1987 — July 12
- Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Сочинения. Т.5: Наука логики / Гегель Георг Вильгельм Фридрих; Пер. Столпнера Б. Г.; Под ред. Митина М. Б. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1937. — 715 с.
- Раевский С. В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона / С. В. Раевский. — Владивосток: Дальнаука, 2000. — 213 с.
- Солодкая М. С. Надежность, эффективность, качество систем управления / М. С. Солодкая // Теоретический философский журнал «Credo», 1999. № 5 (17).
- Шеховцева Л. С. Стратегическое целеполагание развития региона: концептуальные основы / Л. С. Шеховцева // Экономические науки, 2007. № 2 (27). С. 71–74.
- Постановление Правительства КР от 6мая 2015 года № 272