В статье рассматривается существующая система критериев оценки качества и эффективности медицинской помощи, основанная на Приказе Минздрава от 07.07.2015 № 422ан, выдвигаются предложения по повышению эффективности системы критериев оценки качества и эффективности медицинской помощи.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, критерии оценки качества и эффективности медицинской помощи, мониторинг качества медицинской помощи
Актуальность данной статьи заключается в том, что для оценки качества и эффективности медицинской помощи все еще не разработана система критериев, показателей и понятий, полностью отражающих его конечные результаты, и отвечающих требованиям ВОЗ.
Многочисленные попытки оценить качество медицинской помощи через призму уровня состояния здоровья населения не всегда являются корректными, так как оценка уровня состояния здоровья в большей мере зависит от социально-экономической политики государства, состояния окружающей среды, образа жизни семьи, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня генетического риска и пр, по критериям независимой оценки оказания качества медицинских услуг, получаемых путем опроса пациентов удовлетворенностью качеством работы конкретного лечебного учреждения, также нельзя вывести полную картину качества оказания медицинской помощи.
В настоящее время существуют критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава от 07.07.2015 № 422ан [2], которые сформированы на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Минздравом России, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, установлены не столько к своевременности, правильности медицинской помощи и степени достижения запланированного результата, сколько к правильности заполнения медицинской документации и быстроты осмотра пациентов.
Таким образом, нормативно закрепленные критерии оценки качества медицинской помощи также недостаточно эффективны и достоверны.
По нашему мнению, оценивать качество медицинской помощи следует с помощью показателей, относящихся к объекту «медицинская помощь», а не к другому объекту «состояние здоровья», а это, прежде всего, медицинская результативность, удовлетворенность потребителя, а при оценке эффективности еще и уровень затрат.
Мониторинг может проводится на основе экспертной оценки негативных состояний, которые по нашему мнению больше всего подходят под критерии качества оказания медицинских услуг.
Данные критерии можно разделить по следующим разделам:
- Оценка формализованного обозначения элементов диагноза;
- Оценка формулировки замечаний по постановке диагноза;
- Замечания по формализованному описанию обеспечения преемственности;
- Оценка формализованного языка описания негативных следствий дефектов медицинской помощи.
Медицинский эффект качества оказания медицинских услуг будет определен степенью адекватности и результативности медицинского вмешательства, уровнем качества лечения конкретного больного и использованием современных инновационных технологий при оказании медицинской помощи.
Для обоснования дефектов применяются 6 групп негативных следствий, позволяющих описать их негативное влияние на состояние основных компонентов качества медицинской помощи (таблица 1).
Таблица 1
Критерии оценки качества оказания медицинской помощи по группам негативных следствий дефектов
Состояние пациента |
Негативные последствия |
Социальные ресурсы |
|
Процесс оказания помощи |
|
Оценка процесса оказания помощи |
|
Ресурсы здравоохранения |
|
Планирование потребности в ресурсах здравоохранения |
Набор универсальных показателей позволяет применять не только для системы здравоохранения в целом, но и их на уровне отдельного ЛПУ, его подразделения, персонально для отдельного врача/медсестры.
Таким образом, мониторинг медицинской помощи по мнению И. Б. Болтенковой [3, с.21–23] проводится по следующим разделам:
1 Контроль качества ведения историй болезни, выявление дефектов в проведении лечебно-диагностических, лабораторных исследований.
2 Проверка правильности врачебного назначения лекарственных средств.
3 Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению ошибок в диагностике, обследовании, лечении.
4 Оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
5 Медицинский отбор больных, направляемых на долечивание после стационарного лечения, в том числе — в специализированные санатории.
Таким образом, разработка обновленных критериев оценки качества медицинской помощи необходима для совершенствования как оказания медицинской помощи надлежащего качества, так и к ее оценки, а также прозрачности и открытости сферы здравоохранения, ведущих к балансу прав и законных интересов пациентов, медицинских работников и экспертов медицинской помощи и критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава от 07.07.2015 № 422ан [2], требуют доработки и дополнения.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724
- Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 октября 2015 г. N 43
- Болтенкова И. Б. Мониторинг медицинской помощи // Медицинские науки — 2012 — № 4 — С. 21–23.