Роль государственного института искусств и культуры Узбекистана в развитии узбекского национального театра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.09.2016

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Халикулова, Г. Э. Роль государственного института искусств и культуры Узбекистана в развитии узбекского национального театра / Г. Э. Халикулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 401-405. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33619/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье ведётся речь о роли Государственного института искусств и культуры Узбекистана в подготовке высококвалифицированных кадров для национального академического драматического театра Узбекистана. Анализируется в эпохальном разрезе деятельность профессоров-преподавателей, вносивших огромный вклад в подготовку актёров и режиссёров, начиная с первых дней организации института. Освещается деятельность актёров, снискавших себе славу мастерски сыгравших роли в спектаклях, созданных знаменитыми режиссёрами.

This article is devoted to the role of Uzbekistan State Institute of Art and Culture in preparing qualified specialists for the Uzbek academic drama theatre. Since 1945 from the foundation of the institute the professor-teachers have brought up a number of actors and directors who succeeded in achieving higher levels of the theatre art within the period of these years. Therefore the article gives comparative analyses the great work of the institute. Besides we can find information about the plays staged by famous directors and the roles of the actors who gained people`s respect.

Сегодня появилась большая возможность для изучения и анализа Узбекского национального академического драматического театра, который за сто прошедших лет накопил большую кладезь творчества великих драматургов, режиссёров, актёров и их сценические произведения, всё это большое наследство для подрастающего и будущего поколения.

Принятое постановление Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «О праздновании 100-летия Национального академического драматического театра» под N. ПП-2114 даёт возможность для дальнейшего развития профессионального театра в стране, изучения богатой истории и бессмертного наследия наших предков, наших достижений за годы независимости, гармонично отражающую образы героев современного искусства, что в свою очередь работает на увеличение духовности нашего народа, идей добра в сердцах и умах молодого поколения в целях дальнейшего укрепления роли художественного театра. Независимость дала Национальному театру высококвалифицированных специалистов и предоставила возможность проводить образовательные и творческие мероприятия по повышению престижа и социального статуса страны. Театральные школы были обеспечены специально обученным квалифицированным персоналом, создание конкурентной среды в сфере своей деятельности.

Роль и место Государственного института искусств и культуры Узбекистана в подготовке высококвалифицированных кадров для театров республики насчитывает 70 лет. Этот исторический аспект следует рассмотреть отдельно.

Основанный в 1945 году институт театрального искусства находился при Ташкентской государственной консерватории им М. А. Ашрафий (ныне Государственная консерватория Узбекистана), позже в 1947 году институт перезжает в отдельное, новое здание по улице Г.Лопатина (ныне ул. Ю.Раджабий). На этом месте образуется отдельный ВУЗ под названием Ташкентский государственный институт театрального искусства. По воспоминания первого ректора института Михаила Полиевктовича Верхацкого, после окончания Второй мировой войны новый институт, оснащенный современными техническими возможностями и большой и богатой библиотекой, приподнял моральный дух многим деятелям искусства, театроведам и педагогам. [2,7–11.] В то время там преподавали такие деятели и великие пеагоги как: И.Радун, А.Гинзбург, М.Рубинштейн, Н.Тимофеева, И.Акбаров, С.Весклер, С.Гутмановичлар, отцы будущего национального театра Маннон Уйғур, Етим Бобожонов, Кудрат Хужаев и Садихон Табибуллаев. На тот момент в ВУЗе существовало три действуйщих факультета, а именно актёрский, режиссёрский и факультет театроведов. [6, 164] Наибольшая проблема, которая стояла перед институтом, стала подготовка национальных кадров для театра.

Ведущий режиссёр узбекского театра М.Уйгур одним из самых первых занимался проблемами национальных кадров, он преподавал и уже студийным актёрам, и обучал их не только методам постановки, но и актёрским, педагогическим и организационным нюансам, объяснял им все приёмы и делился своим опытом. Он сам, создав первый профессиональный театр, будучи там первым режиссёром, в институте так же с будущими актёрами осваивал секреты языка, дикции и устной речи. В создании основных образов героев ему не было равных на то время.

В этот период, основываясь на опыте актеров и режиссеров собственной молодежи он от всего сердца отдавался занятиям в институте. Первая узбекская группа. Которая закончила Вуз состояла из семи человек. Это: Яйра Абдуллаева, Эркли Маликбоева, Лола Бадалова, Зикир Муҳаммаджонов, Искандар Мусабеков, Мирсоат Усмонов, Ҳикмат Исматуллаев и Марям Орипова. После них Ирода Алиева, Тургун Азизов, Мирхосил Орипов, Обид Юнусов, Тути Юсупова, Рихси Иброхимова, Ойдин Норбоева, Пулат Саидкосимов окончив ВУЗ включились в театральное сообщество республики [3, 355–357.].

Начало делу строительства новой жизни после Второй мировой войны дал именно театр, вдохновлял людей жить и давал им силы. Один из ведущих режиссёров театра Е.Бобожонов, поставил на сцене театра с молодыми актёрамиЗ.Садриевой и З.Ходоятовой комедию по произведению А.Каххара «Царская сюзане» («Новая земля»). Молодые исполнители играя одно за одной новые сценические постановки стали любимы и знакомы местной зрительской публике. Создавались образы таких классических произведений как «Утро Востока» (по произведению НСафарова. Режиссры Т.Хужаев и Ш.Каюмов), из русской классики «Месчане» М.Горького, режиссёры А.Гинзбург и Ш.Каюмов, «Ревизор» Н.Гоголя режиссёры А.Гинзбург и Ш.Каюмов, «Дядя Ваня» А.Чехова режиссёр И.Радун. [7, 60]

Очень серьёзно и ответственно преподавались такие предметы, как актёрское мастерство и сценическая речь. А именно, внимание уделялось такой стороне как литературный язык и его качества, требования и правила. Актёры М.Уйгура и Н.Алиевой работали с режиссёрами в институте и в театре большие крупные роли. Ведущие актёры театра поддерживали выпускников института, помоги им во всех начинаниях, уделяли внимание индивидуально каждому.

С открытием кафедры “Сценическое движение” было начато усердное внедрение новых предметов, для последующих студентов вместе с предметов сценическая речь был введен предмет сценическое движение. Заведующим кафедрой был выбран Петр Дроздов. Так уже в 1960 годах, такие талантливые актёры как Т.Режеметов, Т.Каримов, Ш.Азизова, Х.Саъдиев, Т.Тожиев, Х.Нурматов, Г.Жамилова, Э.Комилов, Т.Муминов и Р.Авазов овладевают таким искуссвом как сценический бой. 15 лет главным режиссёром национального театра был А.Гинзбург, который привносил в жизнь и устои театра новые идеи и возможности. На сцене за это время были поставлены такие спектакли как: «Коварство и любовь» и «Разбойники» Ф.Шиллера, “Юлий Цезарь” (режиссёры А.Гинзбург, Т.Хаджаев), “Гамлет” и “Король Лев” (режисер Р.Ладигин), “Двое юношей Вероны” (режиссер Н.Атабаев) В.Шекспира. Эти спектакли вызвали бурную реакцию и интерес не только узбекской публики но и в других республиках.

В 1950–1955 годах был проведён приём групп на первый курс студентов из таджиков, киргизов, каракалпаков и уйгур. Институт таким образом становится единственным театральным ВУЗом в Центральной Азии. Начинается усовершенствование подготовки специалистов в области театрального искусства.

Начали свою исследовательскую деятельность по истории, теории и разитию театра такие театроведы как М.Григорьев, А.Эфрос, К.Березин, М.Рахмонов, Т.Турсунов, Х.Абдуллаев, М.Кадиров, Т.Баяндиев и их последователи М.Тулахужаева и Э.Мухтаров. Каждый поставленный спектакль со стороны театроведов подвергался серьёзному анализу. В это время начали проходить защиты докторских диссертаций, были выпущенны большое колличетсов монографий и учебных пособий по театральному искусству.

Позже начался складываться мощный коллектив из молодых и преуспевающих кадров. Эта молодёж которая в последствии становится сильным педагогическим костяком состояла из таких деятелей как Ольга Чернова, Яков Лобач, Эмиля Крушевская, Лола Хужаева, по теороведению делала большие исследования Халида Устабоева.

В 1950–1960 годы, когда вторым ректором института был назначен Якуб Эмирович Велиев институт поменял своё название, был переименован в Ташкентский Государственный театральный и художественный институт им А. Н. Островского (в 1954 г).

Таким образом инстиут начал готовить и театральных художников. На преподания были задействованы члены и профессоры Художетсвенной Академии УЗбекистана. Большую роль в развитие и преподавание театральной сценографии внесле художники В.Акудин, Б.Бобоев, Г.Брим, С.Муҳаммедов и М.Мусабоев. Например Г.Брим в дипломных спектаклях своих выпускников подключал и своих воспитаников из театра, и таким образом создавал творческий тандем актёров и художников. В пример тех кто из этой кагорты его воспитаников до сих пор служит во благо театра можно приветси художников Б.Тўраева и Ш.Абдумаликова.

Увеличивалось количество профессиональных педагогов-наставников. Такие преподаватели, как Ш.Маъзумова, М.Фаттоҳов, А.Сайфутдинов, Т.Исроилов, О.Абдураззоқов, И.Исеева, и М.Исроилов вели предметы актёрское мастерство и сценическая речь. Начала выпускать специализированный литература. Издавались учебно-методические и научно-исследовательские материалы. Я. Э. Велиев выпустил под своим руководством первый сборник института под назхванием “Научные труды института”. В сборнике исключительно были работы театроведов. [4, 359.] Этот сборник стал неким предпосылом для процесса обучения и научного потенциала института. В последующие годы институтом руководили такие ректоры как — Х.Абдуллаев (1959–1974), С.Камолиддинов (1974–1979), М.Рахмонов (1979–1985), Т.Саидбоев (1985–1986), Т.Турсунов (1987–1996), М.Кодиров (1996–1998), О.Ризаев (1999–2002), Б.Сайфуллаев (2002–2005), У.Корабоев (2005–2011), Б.Сайфуллаев (2012 — п.с.д.). Эти выдающиеся личности своим руководством развивали театральное образование в республике.

Под руководством нынешнего ректора, институт расцвел по новому и зажил новой жизнью. По инициативе Главы государства, на место ректора был назначен профессор Б.Сайфуллаев. (Сайфуллаев Бахтиёр Сайфуллаевич, кандидат педагогических наук, Заслуженный деятель культуры Республики Узбекистан Заслуженный деятель искусств Республики Каракалпакистан. Трудовая деятельность: Работал преподавателем, старшим преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кадыри, ректором Ташкентского государственного института искусств, первым заместителем Министра по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, курировал вопросы культуры. С 6 июня 2012 года ректор Государственного института искусств и культуры Узбекистана). Кроме этого, институт получил новое название — Государственный институт искусств и культуры Узбекистана.

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана создан Постановлением Президента Республики Узбекистан № 1771 от 4 июня 2012 года на основе Ташкентского государственного института культуры и Государственного института искусств Узбекистана.

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана — это государственное высшее учебное заведение, функционирующее в сфере профессионального образования и прошедшее государственную аккредитацию, позволяющую выдавать выпускникам государственный диплом о высшем образовании двух ступеней (бакалавриат и магистратура).

Институт является уникальным высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов по широкому спектру профессиональных направлений, имеющих непосредственное отношение к сфере культуры и искусства. В нем органично сочетаются наука и искусство, творческая деятельность и прикладные технологии. Обучение ведется по 30 направлениям образования, 8 специализациям, оно осуществляется 3 факультетами и 18 кафедрами. Институт готовит специалистов в области актерского мастерства, режиссуры, искусствоведения, театроведения, звукорежиссуры, операторского мастерства, народного творчества, управления учреждениями культуры и искусств.

Здесь получают знания более 1600 студентов и магистрантов. Высокий уровень учебного процесса обеспечивают 225 преподавателей, в том числе, 33 профессора, 45 доцентов и кандидатов наук, 23 педагога имеют почетные звания в области науки, образования, культуры и искусства.

В образовательный процесс активно внедряются современные информационные технологии, используются мультимедийные технические и программные средства. Учебная работа ведется в тесном взаимодействии с учреждениями культуры.

Большое внимание в деятельности института отводится художественно — творческой работе. Организованы и функционируют студенческие творческие коллективы и студии, которые принимают активное участие в различных фестивалях и конкурсах.

В институте издается малотиражная газета «Творческий полёт», на страницах которой отражаются все важные события, происходящие в жизни института.

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана активно включился в развитие международной деятельности и с готовностью рассматривает взаимовыгодные предложения о сотрудничестве с зарубежными вузами в сфере профессиональной подготовки специалистов в области искусств и культуры.

К услугам студентов и профессорско-преподавательского состава в вузе имеется богатый фонд информационно — ресурсного центра, насчитывающий порядка 100 тысяч наименований литературы. Здесь сосредоточены редкие и уникальные издания, имеющие отношение к профессиональной деятельности института. Активно ведутся работы по формированию электронных образовательных ресурсов.

При институте действует отраслевой Центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, целью которого является совершенствование знаний профессорско-преподавательского коллектива, педагогических кадров высших и средне — специальных образовательных учреждений нашей республики по различным направлениям и специализациям в сфере искусства и культуры.

После завершения работ по строительству новых и реконструкции ранее существовавших зданий, институт стал обладателем уникального учебного городка, на территории которого были возведены здания учебного театра, творческих мастерских, информационно-ресурсного центра. Кроме того, на территории института расположены новый учебный корпус, здание администрации, студенческие общежития, спортивный комплекс, открытые спортивные площадки и крытый бассейн.

Сегодня новый альма-матер с глубокой историей, это молодой и динамично развивающийся вуз, умело сочетающий в своей деятельности традиционные методы преподавания и инновационные подходы к обучению и воспитанию.

Литература:

  1. Ғофуров Т. Санъат олийгоҳи дарғалари. — Тошкент: “Мусиқа”, 2012.
  2. Турсунов Т. Саҳна ва замон. — Тошкент: “Янги аср авлоди”, 2007.
  3. Шокиров Ў. Ўзбек санъаткорлари. — Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 2010.
  4. Олий таълим. Меъёрий-ҳуқуқий ҳужжатлар тўплами. — Тошкент: “Tafakkur — Bo’stoni”, 2013.
  5. Буйруқлар.ЎзДСМИ архив фонди 1991–2014 йй., ФN360, N299, N250, N272, N299
  6. Книга Приказов ГИТИСа (основные) за 1949 г. св № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный институт искусств, культура Узбекистана, институт, Узбекистан, Ташкентский государственный институт, театральное искусство, актерское мастерство, сценическая речь, мировая война, Национальный академический драматический театр.


Похожие статьи

Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения

В данной статье рассматриваются педагогические идеи из жизни и творчества великого узбекского деятеля, выдающегося поэта, мыслителя Алишера Навои. Подчеркивается, что созданные им более шести веков назад произведения имеют очень ценные идеи для воспи...

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Некоторые аспекты повседневной жизни работников сферы общественного транспорта Башкирской АССР в 1950-1991 гг.

Данная статья представляет собой небольшой обзор таких аспектов повседневной жизни работников сферы общественного пассажирского транспорта как уровень заработной платы, культурно-просветительная работа, меры поощрения труда, система обучения и повыше...

Организация творческой деятельности учащихся на основе инновационных технологий

В статье определяется место информационно-коммуникационных технологий в решении поставленных образовательных задач. Обобщается и систематизируется накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях литературы....

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Элементы устного народного творчества на уроках английского языка

Данная статья посвящена использованию пословиц и поговорок при изучении различных аспектов английского языка. Применение пословиц на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познак...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета

В статье описаны формы и методы формирования активной заинтересованности студентов педагогического университета (будущих учителей, воспитателей, организаторов учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного профиля, уровня и ...

Похожие статьи

Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения

В данной статье рассматриваются педагогические идеи из жизни и творчества великого узбекского деятеля, выдающегося поэта, мыслителя Алишера Навои. Подчеркивается, что созданные им более шести веков назад произведения имеют очень ценные идеи для воспи...

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Некоторые аспекты повседневной жизни работников сферы общественного транспорта Башкирской АССР в 1950-1991 гг.

Данная статья представляет собой небольшой обзор таких аспектов повседневной жизни работников сферы общественного пассажирского транспорта как уровень заработной платы, культурно-просветительная работа, меры поощрения труда, система обучения и повыше...

Организация творческой деятельности учащихся на основе инновационных технологий

В статье определяется место информационно-коммуникационных технологий в решении поставленных образовательных задач. Обобщается и систематизируется накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях литературы....

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Элементы устного народного творчества на уроках английского языка

Данная статья посвящена использованию пословиц и поговорок при изучении различных аспектов английского языка. Применение пословиц на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познак...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета

В статье описаны формы и методы формирования активной заинтересованности студентов педагогического университета (будущих учителей, воспитателей, организаторов учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного профиля, уровня и ...

Задать вопрос