Полевой магистральный трубопровод предназначен для подачи больших количеств горючего на значительное расстояние.
На вооружении трубопроводных соединений и частей приняты комплекты трубопроводов повышенной производительности с типом соединения труб «Раструб». Сборка линейного оборудования и арматуры производится при помощи соединения типа «Раструб». Его конструкция обеспечивает надежное соединение элементов трубопровода, восприятие всех нагрузок, возникающие при работе, герметичность трубопровода при высоких давлениях, а также при отсутствии избыточного давления. Соединение «Раструб» (см. рисунок 1) состоит их раструба (1) и манжеты (2).
1 – раструб, 2 - манжета
Рис. 1. Соединение «Раструб»
В раструбе имеются большой (3) и малый (5) кольцевые пазы. В большой кольцевой паз (3) устанавливается резиновое уплотнительное кольцо (4), а в малый кольцевой паз (5) - резиновая микропористая подкладка(6) и стальное запорное кольцо (7) (см. рисунок 2). Уплотнительное кольцо и микропористая подкладка изготавливаются из бензостойкой резины.
Стальное запорное кольцо предназначено для запирания манжеты, которая входит при сборке соединения в раструб. Стальное запорное кольцо имеет круглого сечения диаметром 7 мм (см. рисунок 2).
1 – раструб трубы, 3 – большой кольцевой паз, 4 - резиновое уплотнительное кольцо, 5 – малый кольцевой паз, 6 – микропористая подкладка 7 – стальное запорное кольцо
Рис. 2. Устройство раструба
Данный тип соединения трубопровода оправдал себя и показал перспективность использования трубопровода в операции. Это подтверждено множеством проведенных за 37 лет экспериментальных и исследовательских тактико-специальных учений.
Трубопровод повышенной производительности работает при рабочем давлении 60 кгс/см2, испытательном давлении - 75 кгс/см2. Но бывают случаи, когда не согласованные действия мотористов или не опытность одного из них приводят к гидравлическому удару – резкому повышению давления в линии трубопровода более 100 кгс/см2. В этом случае, может произойти расстыковка соединения труб, вследствие срезания металла частично со стального запорного кольца и частично с венчика манжеты трубы.
Рис. 3. Стальные кольца – принятого на вооружение и предлагаемого
Целью данного изобретения является повышение надежности работы трубопровода при высоком давлении в линии трубопровода за счет изменения формы стального запорного кольца. На рисунке 3 приведены профили стальных колец – принятого на вооружение и предлагаемого.
У стального запорного кольца круглого сечения площадь контакта с манжетой и раструбом труб незначительная, поэтому при гидравлическом ударе происходит их металлический срез. У кольца с трапециевым сечением площадь контакта с венчиком манжеты значительно больше, что при гидравлическом ударе удержит соединение от расстыковки (см. рисунок 4).
Рис. 4. Удержание стальным запорным кольцом, с измененным профилем, манжеты от расстыковки труб
Эффективность использования в соединении труб стального запорного кольца трапециевой формы заключается в предотвращении расстыковок труб при резком повышении давления в линии трубопровода, тем самым резкое сокращение количества потерь горючего.
Предлагаемое изобретение решает задачу повышение эффективности использования трубопровода по подаче горючего войскам.
Список литературы
- Полевой магистральный трубопровод ПМТП-150. Техническое описание. – М.: Воениздат, 1975.
- Полевые магистральные трубопроводы повышенной производитель- ности. Руководство по эксплуатации. – М.: Воениздат, 1982.