Концептуальные основы становления рынка научно-технической продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Аржанцев С. А., Писарев С. Л., Фролова А. А., Колязина Е. В. Концептуальные основы становления рынка научно-технической продукции // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 266-270. — URL https://moluch.ru/archive/119/32912/ (дата обращения: 24.09.2018).



В статье исследованы концептуальные основы рынка научно-технической продукции. Рынок научно-технической продукции авторами рассматривается в виде отдельного сегмента товарного рынка, обладающего рядом характерных особенностей. В статье приводятся и раскрываются следующие особенности: специфика реализуемого на этом рынке товара; особенности формирования спроса и предложения; нестандартные механизмы ценообразования; обязательное наличие собственной инфраструктуры.

Ключевые слова: научно-техническая деятельность, научно-техническая продукция, рынок научно-технической продукции, интеллектуальная собственность

Сегодня в России взят курс на развитие постиндустриальной экономики, базирующейся на производстве наукоемкой продукции и услуг. В настоящее время неразвитость рынка научно-технической продукции не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений, в результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными.

Сложность и уникальность российской ситуации после распада СССР состояла в том, что страна получила масштабный научный комплекс, представленный только государственным сектором науки, тогда как доля государственных расходов в ВВП значительно снизилась. В результате возможности финансирования науки по сравнению с поздним советским периодом многократно сократились. С точки зрения наличия доступности ресурсов для науки Россия оказалась в положении страны третьего мира. По объему финансирования научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (далее, НИОКР) в расчете на душу населения она была позади большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее, ОЭСР) и даже ряда стран Центральной и Восточной Европы.

Однако сохранившийся на сегодняшний день научно-технический потенциал достаточен для формирования на его основе рынка научно-технической продукции. Стабильно функционирующий рынок научно-технической продукции позволит не только развить и стабилизировать рыночные формы организации научных исследований, но и привлечет крупный бизнес для финансирования таких исследований, заинтересованный в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции [7].

Исходя из теории постиндустриализма в условиях ускорения научно-технического прогресса создание обособлявшихся на более ранних стадиях экономического развития научного, инновационного и технического продуктов должно рассматриваться не в виде самостоятельных технологических циклов, а как единый взаимосвязанный и взаимообусловленный инновационный процесс. Для его реализации требуется более сложная, по сравнению с индустриальным периодом, воспроизводственная система, соответствующая требованиям беспрепятственного продвижения нововведений из сферы науки в сферу производства. Эту роль в развитии экономики исполняет национальная инновационная система (далее, НИС), центральным звеном которой становится рынок научно-технической продукции [5].

Анализ литературных источников показывает, что в системе современных взглядов рынок научно-технической продукции рассматривается в виде отдельного сегмента товарного рынка, обладающего рядом характерных особенностей. В качестве наиболее значимых среди них, можно выделить следующие:

– специфика реализуемого на этом рынке товара;

– особенности формирования спроса и предложения;

– нестандартные механизмы ценообразования;

– обязательное наличие собственной инфраструктуры.

Под научно-технической деятельностью понимается деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. Помимо основных видов, к научно-технической деятельности относятся работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения их результатов.

Соответственно к научно-технической продукции относятся результаты научно-технической деятельности. Они содержатся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях, в конструкторской, технологической и сопроводительной документации, программных средствах, моделях, макетах, опытных образцах веществ, материалов и изделий, нормативных документах.

Однако, несмотря на достаточно полное, с правовой точки зрения, определение, данное научно-технической продукции, ее понятие требует более детального научного рассмотрения. В первую очередь это обусловлено тем, что в публикациях, имеющихся по данной тематике, терминологически близкие к ней понятия часто идентифицируются, что недопустимо с точки зрения государственного регулирования, так как в результате не создается адекватного представления об объекте его назначения.

По определению академика РАН В. Л. Макарова, научно-техническая продукция представляет собой кодифицированное знание, с помощью рынка которого организуется интерфейс между ее производителями и потребителями [6]. Притом, что такой подход вполне правомерен, он способствует формированию лишь общих представлений о ее содержании. Согласно же [2], данный вид продукции рассматривается как инновационный, что, с нашей точки зрения, уже в принципе неверно. Для обоснования нашей позиции интерпретируем понятие научно-технической продукции исходя из анализа структуры полного инновационного цикла.

Продолжительность жизненного цикла инновации рассматривается современными исследователями от момента зарождения научной идеи и до ухода товара с рынка.

Очевидно, что инновация как товар должна существовать во всем интервале инновационного цикла. Следовательно, к нему будут относиться как коммерциализованные результаты исследований и разработок, так и продукты конечного потребления (оборудование, товары для населения).

Однако в виде научно-технической продукции, инновацию следует рассматривать только в научной фазе цикла, которая, включает в себя четыре основных стадии: фундаментальные исследования; прикладные исследования; опытно-конструкторские разработки; создание образцов новых продуктов и процессов. Таким образом, ее отличие от любой другой инновационной продукции состоит в том, что в границах потребления она носит промежуточный характер и не выпускается в массовом производстве.

С рассматриваемых позиций явной методологической ошибкой, является также приравнивание рынка научно-технической к рынкам высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Необходимо различать, что последние относятся только к группе товаров, которые характеризуются либо принадлежностью к формирующемуся в экономике ядру VI технологического уклада, а это — космо- и робототехника, продукция, полученная на основе использования нано- и биотехнологий, либо к перечню изделий, наукоемкость которых (согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития) превышает 8,5 %: телекоммуникационное оборудование, продукты тонкой химии, фармакологические вещества, электроника медицинского назначения и др. [5].

Чисто теоретически научно-техническая продукция как промежуточный продукт относится к данному сегменту рынка, но не определяет принципов его формирования и регулирования. С нашей точки зрения, исходя из смысла, вкладываемого в нее Всемирной организацией интеллектуальной собственности, научно-техническая продукция является не чем иным, как материализованными (в товаре) объектами интеллектуальной собственности в научной и промышленной областях. Именно это и определяет ее специфику в общей структуре рынка [1].

Отсюда вытекает важное следствие, состоящее в том, что рынок научно-технической продукции должен представлять собой своего рода механизм трансфера инноваций из области науки в область производства. Поэтому в первую очередь он должен быть предназначен для актуализации и коммерциализации результатов НИОКР, а также организации цивилизованной торговли неовеществленными инновациями: лицензиями, патентами, научными идеями, разработками и др. [5].

На современном этапе инновационного развития экономики рынок научно-технической продукции приобретает все более важное значение. Он не только обеспечивает актуализацию и коммерциализацию интеллектуальной собственности, но и позволяет включить ее в хозяйственный оборот, организовать правовую защиту, создать благоприятные условия для формирования международных альянсов. Поэтому одним из эффективных направлений инновационного развития экономики является встраивание национального рынка научно-технической продукции в локальную сеть мирового товарообмена ноу-хау, технологиями и прототипами новой продукции.

Рынок научно-технической продукции выполняет важнейшую для государства связующую функцию в области инновационной деятельности, которую обычными рыночными методами осуществить не удается. Он становится тем регулятивным механизмом, который позволяет экономическими методами решить задачу трансфера инноваций из области науки в производство.

Таким образом, рынок научно-технической продукции представляет собой важнейший экономический механизм, обеспечивающий актуализацию, разработку, коммерциализацию и использование в производстве создаваемых в сфере науки объектов интеллектуальной собственности, системно способствующий интеграции национальной инновационной системы в мировое экономическое пространство.

Спрос и предложение на рынке научно- технической продукции являются трудно прогнозируемыми из-за сложности, динамичности и неожиданности процесса производства такой продукции. Однако производитель принципиально новой научно-технической продукции диктует цену на свой товар, становясь на рынке на какое-то время монополистом и защищая свою продукцию охранными документами.

Механизмы ценообразования на рынке научно-технической продукции, основываясь на характерной для него специфике спроса и предложения. Согласно общепринятым подходам цена на научно-техническую продукцию должна лежать в пределах стоимости затрат на ее производство, с одной стороны, и выручки (с учетом прибыли), которая теоретически может быть получена в результате практического использования инновации, — с другой [5].

Если государство выступает в качестве покупателя (заказчика) научной продукции, то в силу его некоммерческой сущности оценка стоимости работ будет носить нерыночный, не мотивационный характер и основываться, как водится в постсоветских странах, на остаточном принципе бюджетного финансирования исследований и разработок. Как следствие, такой подход влечет за собой дискриминационную эксплуатацию научного труда, снижение его престижности и в долгосрочной перспективе ведет к упадку научных школ.

Заказчиком научно-технической продукции могут выступать и производственные предприятия. Более того, чем выше общий уровень развития экономики, тем значительнее инновационная активность ее производственного сектора, доля которого в финансировании НИОКР в развитых странах мира достигает 75 % [5]. При этом государство преимущественно принимает на себя функции по стимулированию предпринимательской деятельности в области инноваций, созданию благоприятного инвестиционно-инновационного климата. Оно ликвидирует объективные «провалы рынка», субсидирует фундаментальную науку и исследования в общественно-гуманитарной сфере. Предприятия же во все возрастающих объемах финансируют исследования и разработки производственно-технологической направленности.

Здесь вступает в силу закон ценообразования, согласно которому государственный заказ на НИОКР минимизирует (занижает) стоимость их проведения, а государственные субсидии — увеличивают. Это обусловлено тем, что покупателем во втором варианте становится хозяйствующий субъект, стремящийся к тому, чтобы придать цене продукции максимально рыночный, а не административный характер.

Следует отметить, что стоимость фундаментальных исследований и инноваций, создаваемых в социальной сфере (общественно-функциональных инноваций), то представление о ней должно лежать за пределами традиционных подходов к товарному рынку. Цена на данный вид продукции независимо от наступающего за ней экономического эффекта должна определяться «на круг» и складываться из оплаты труда ученых, включая представляемые им государством социальные льготы.

Очевидно, что даже при самой высокой стоимостной оценке их вклада в процесс инновационного развития страны его трудно будет переоценить. Экономическую эффективность фундаментальных исследований можно определить хотя бы косвенно, без учета социального дохода (согл. исследованию Менсфилда, норма рентабельности составляет 30 % годовых [9]), что касается гуманитарной сферы, следует понимать — нация, не обладающая инновационной культурой, которая рассматривается сегодня в качестве стратегического ресурса XXI века, не имеет никаких шансов на доминантное положение в мировой постиндустриальной иерархии. Не говоря уже о том, что влияние общественно-функциональных инноваций на экономический рост, по мнению ряда исследователей, приобретает во многих случаях определяющий характер [2].

Если стоимость научной продукции станет определяться под доминирующим воздействием продавца. Цена научно-технической продукции для покупателя в этом случае окажется максимальной. Единственный путь ее снижения лежит для него в создании технологических альянсов, что позволит разовым договорным отношениям перейти в долгосрочное экономическое партнерство [5].

Следует отметить, что при финансировании НИОКР венчурным фондом происходит достаточно четкое ценообразование. Размер затрат на их проведение будет иметь взвешенный характер, позволяющий стимулировать исследователей к креативной деятельности. В первую очередь это обуславливается тем, что менеджеры фонда не только наиболее профессионально, по сравнению, например, с государственными чиновниками, ведут себя на рынке, но и являются финансово заинтересованными владельцами интеллектуальной собственности на весьма продолжительном этапе инновационного цикла: от момента постановки задачи исследования и до начала расширенного воспроизводства изделия, основанного на его результатах. Таким образом, они берут на себя всю сумму рисков, имеющихся в сфере инновационной деятельности и, следовательно, с наибольшей вероятностью представляют значимость и стоимость каждой разработки, а также размер прибыли, которая может быть получена от ее практического использования.

Платеж за научно-техническую продукцию носит инвестиционный (по продолжительности ожидаемого результата), венчурный (по возможности достижения положительного эффекта), и паушальный (по форме оплаты) характер. В том же случае, когда предметом купли-продажи становится научно-техническая продукция, готовая к освоению в производстве, ситуация существенно меняется. Степень риска возрастает в соответствии с увеличением стоимости затрат, которые, согласно [4], при освоении инновации в производстве увеличиваются более чем в 20 раз.

В итоге покупатель перекладывает часть своих рисков на продавца, предлагая ему оплату в виде роялти от дохода, который будет получен в процессе реализации продукции, произведенной на основе использования приобретаемых им результатов НИОКР. Здесь возможно также сочетание паушального платежа и роялти, когда с помощью первого полностью покрываются расходы продавца, понесенные им при производстве научно-технического продукта, а вторыми ему выплачивается вознаграждение за отказ от юридических прав на объект интеллектуальной собственности, являющийся потенциальным источником прибыли.

Следовательно, такая форма расчетов сопряжена со значительными транзакционными издержками, увеличивающими конечную цену продукции и снижающими ее конкурентоспособность на мировых рынках. Альтернативой данному процессу может служить интеграция национальной инновационной системы и в первую очередь — ее инновационной инфраструктуры в международную экономическую сеть [5].

Инновационная деятельность отличается высокой степенью зависимости ее прямых участников, определяющих последовательность реализации технологического цикла, от наличия способствующей его системному развитию структурно-функциональной среды. Необходимость в ее адекватной возникшим требованиям формализации привела к появлению в экономической терминологии понятия инновационной инфраструктуры.

На начальном этапе, помимо субъектов инновационной деятельности, имеющих к ней косвенное отношение и характеризующихся вспомогательно-сервисной направленностью, в состав инновационной инфраструктуры включали научно-исследовательские организации, финансово-кредитные и управленческие государственные институты. Однако позднее, с введением в научно-практический оборот понятия национальной инновационной системы, все институциональные и макроэкономические функции, относящиеся к инновационной сфере, отошли к НИС, очертив инновационной инфраструктуре круг задач по обеспечению и обслуживанию инновационной деятельности, созданию благоприятного инновационно-инвестиционного климата.

В результате, с точки зрения своего целевого назначения, инновационная инфраструктура фактически идентифицируется с инфраструктурой рынка научно-технической продукции. Основу инфраструктуры, обеспечивающей функционирование всего рынка научно-технической продукции, составляют специализированные субъекты инновационной деятельности.

Таким образом, коммерциализация и использование собственных результатов научно-технической деятельности, увеличение затрат на науку и инновации, стимулирование и государственная поддержка использования отечественных изобретений и их реализация в базовых инновациях, увеличение научно-изобретательского и инновационного потенциала, повышение конкурентоспособности экономики государства, а также сокращение технологического отставания и зависимости от технологически развитых стран являются основными принципами формирования рынка научно-технической продукции.

Литература:

  1. Введение в интеллектуальную собственность / ВОИС. Женева, 1998.
  2. Багриновский К. А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Механизмы технологического развития экономики России: макро- и мезоэкономические аспекты. М.: Наука, 2003.
  3. Гаврилов К. Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. М.: «Дашков и Ко», 2003.
  4. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М., 1998.
  5. 1. Марков А. В., Шанько О. Ю. Методологические аспекты формирования рынка научно-технической продукции / Журнал «Труды Минского института управления», № 2, 2006 г.
  6. Макаров В. Л. Инновационный путь развития для новой России / Под ред. В. П. Горегляда. М.: Наука, 2005.
  7. Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и науковедение: Международный научный журнал, № 2, 2001.
  8. Самсонова М. В. Особенности формирования рынка научно-технической продукции в современных условиях хозяйствования / Журнал «Вестник ОГУ», № 11, 2008 г.
  9. Mansfield, Е. Academic research and industrial innovation. Research Policy, 1991. Vol. 20. Pp. 2–7
Основные термины (генерируются автоматически): научно-техническая продукция, интеллектуальная собственность, инновационная деятельность, рынок, научно-техническая деятельность, инновационная инфраструктура, национальная инновационная система, товарный рынок, инновация, разработка.


Ключевые слова

интеллектуальная собственность, научно-техническая деятельность, научно-техническая продукция, рынок научно-технической продукции

Похожие статьи

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций, коммерческий обмен, рынок лицензий, форма собственности, рынок, субъект.

Концептуальные основы рынка научно-технической продукции...

...единый рынок, научно-техническая деятельность, инновационная деятельность, рынок, инновационная инфраструктура, инновационный цикл

рынок, научно-техническая продукция, формирование, инновации, развитие, коммерциализация, ЕАЭС.

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для...

Данная статья посвящена возможностям стимулирования инновационной деятельности на предприятиях для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции. Цель доклада заключается в демонстрации широкому кругу экспертов существующих в...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Продвижение научно-технической и инновационной продукции...

В статье проведен анализ существующей системы продвижения на рынок научно-технической и инновационной продукции в Республике Беларусь; рассмотрены механизмы обеспечения распространения информации о научно-технических разработках, а также структуры...

Роль центров трансфера технологий в инновационном процессе

инновационная деятельность, инновационный процесс, трансфер технологий, интеллектуальная собственность, технологический трансфер, разработка, проект, коммерциализация результатов...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Иванова Н.И. Национальные инновационные системы.

Ключевые слова. инновация, инновационные процессы, теория инновационного развития.

Управление трансформацией отношений собственности на региональном уровне.

Теоретические основы инновационной деятельности

инновационная деятельность, инновация, усовершенствованный технологический процесс, усовершенствованная продукция, конечный результат, внедрение нового, разработка, творческий процесс, деятельность...

Развитие национальной инновационной системы и её...

национальная инновационная система, инновационная система, услуга, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное развитие, мировое хозяйство, инновационная активность, национальная...

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций, коммерческий обмен, рынок лицензий, форма собственности, рынок, субъект.

Концептуальные основы рынка научно-технической продукции...

...единый рынок, научно-техническая деятельность, инновационная деятельность, рынок, инновационная инфраструктура, инновационный цикл

рынок, научно-техническая продукция, формирование, инновации, развитие, коммерциализация, ЕАЭС.

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для...

Данная статья посвящена возможностям стимулирования инновационной деятельности на предприятиях для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции. Цель доклада заключается в демонстрации широкому кругу экспертов существующих в...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Продвижение научно-технической и инновационной продукции...

В статье проведен анализ существующей системы продвижения на рынок научно-технической и инновационной продукции в Республике Беларусь; рассмотрены механизмы обеспечения распространения информации о научно-технических разработках, а также структуры...

Роль центров трансфера технологий в инновационном процессе

инновационная деятельность, инновационный процесс, трансфер технологий, интеллектуальная собственность, технологический трансфер, разработка, проект, коммерциализация результатов...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Иванова Н.И. Национальные инновационные системы.

Ключевые слова. инновация, инновационные процессы, теория инновационного развития.

Управление трансформацией отношений собственности на региональном уровне.

Развитие национальной инновационной системы и её...

национальная инновационная система, инновационная система, услуга, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное развитие, мировое хозяйство, инновационная активность, национальная...

Теоретические основы инновационной деятельности

инновационная деятельность, инновация, усовершенствованный технологический процесс, усовершенствованная продукция, конечный результат, внедрение нового, разработка, творческий процесс, деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций, коммерческий обмен, рынок лицензий, форма собственности, рынок, субъект.

Концептуальные основы рынка научно-технической продукции...

...единый рынок, научно-техническая деятельность, инновационная деятельность, рынок, инновационная инфраструктура, инновационный цикл

рынок, научно-техническая продукция, формирование, инновации, развитие, коммерциализация, ЕАЭС.

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для...

Данная статья посвящена возможностям стимулирования инновационной деятельности на предприятиях для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции. Цель доклада заключается в демонстрации широкому кругу экспертов существующих в...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Продвижение научно-технической и инновационной продукции...

В статье проведен анализ существующей системы продвижения на рынок научно-технической и инновационной продукции в Республике Беларусь; рассмотрены механизмы обеспечения распространения информации о научно-технических разработках, а также структуры...

Роль центров трансфера технологий в инновационном процессе

инновационная деятельность, инновационный процесс, трансфер технологий, интеллектуальная собственность, технологический трансфер, разработка, проект, коммерциализация результатов...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Иванова Н.И. Национальные инновационные системы.

Ключевые слова. инновация, инновационные процессы, теория инновационного развития.

Управление трансформацией отношений собственности на региональном уровне.

Теоретические основы инновационной деятельности

инновационная деятельность, инновация, усовершенствованный технологический процесс, усовершенствованная продукция, конечный результат, внедрение нового, разработка, творческий процесс, деятельность...

Развитие национальной инновационной системы и её...

национальная инновационная система, инновационная система, услуга, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное развитие, мировое хозяйство, инновационная активность, национальная...

Рынок инноваций и его структура | Статья в журнале...

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций, коммерческий обмен, рынок лицензий, форма собственности, рынок, субъект.

Концептуальные основы рынка научно-технической продукции...

...единый рынок, научно-техническая деятельность, инновационная деятельность, рынок, инновационная инфраструктура, инновационный цикл

рынок, научно-техническая продукция, формирование, инновации, развитие, коммерциализация, ЕАЭС.

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для...

Данная статья посвящена возможностям стимулирования инновационной деятельности на предприятиях для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции. Цель доклада заключается в демонстрации широкому кругу экспертов существующих в...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Продвижение научно-технической и инновационной продукции...

В статье проведен анализ существующей системы продвижения на рынок научно-технической и инновационной продукции в Республике Беларусь; рассмотрены механизмы обеспечения распространения информации о научно-технических разработках, а также структуры...

Роль центров трансфера технологий в инновационном процессе

инновационная деятельность, инновационный процесс, трансфер технологий, интеллектуальная собственность, технологический трансфер, разработка, проект, коммерциализация результатов...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Иванова Н.И. Национальные инновационные системы.

Ключевые слова. инновация, инновационные процессы, теория инновационного развития.

Управление трансформацией отношений собственности на региональном уровне.

Развитие национальной инновационной системы и её...

национальная инновационная система, инновационная система, услуга, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное развитие, мировое хозяйство, инновационная активность, национальная...

Теоретические основы инновационной деятельности

инновационная деятельность, инновация, усовершенствованный технологический процесс, усовершенствованная продукция, конечный результат, внедрение нового, разработка, творческий процесс, деятельность...

Задать вопрос