Театр — это всегда сказка, чудо, волшебство… Чем же могут помочь занятия сценическим искусством в развитии ребенка дошкольника? Сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, — все обрастает массой проблем. Да, наше время — время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?
Стало модным старые добрые сказки переделывать на новый лад. Конечно же, каждый художник имеет право на свое видение того или иного произведения, ведь его первое с ним знакомство было еще в детстве. Художник рос, менялся, менялся и его взгляд на жизнь, на сказку, на тему, которую первоначально разрабатывал автор. И вот в меру своих возможностей и таланта он предлагает нам то или иное прочтение. Новое видение сказки в авангардистском стиле дается детям, не знающим первоисточника. Такие эксперименты над восприятием ребенка приводят к тому, что в лучшем случае, он, может быть, когда-нибудь откроет книгу и попытается «стереть» тот зрительный ряд, который ему навязал художник. В худшем случае ему это произведение станет навсегда чуждым и неинтересным…
Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребенок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Есть целый ряд русских народных сказок о добре, которое всегда побеждает зло, сказок «… о чудесах, о подвигах…», которые непременно надо услышать в детстве. Ну и как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, впрочем, как и в жизни взрослого. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по — своему объясняя его.
Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Да, на занятиях они играют, творят. Создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня. В том — то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры…
Но вот когда стихает зал, открывается бесшумно занавес и музыка будит тишину… А в зале притихли и смотрят на тебя такие же дети, а главное — папа, мама, бабушка, дедушка… Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Он становится ГЕРОЕМ! Из робкого мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую и чуткую Белоснежку. Ах, как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства — ему рукоплещет зал! И такое возможно только в Театре! — это всегда сказка, чудо, волшебство…
Есть еще проблема — это роль зрителя. Уметь слушать и слышать, смотреть и видеть очень важно, как для тех, кто на сцене, так и для тех, кто в зрительном зале. Умение слышать красоту поэтического слова. Оценивать игру своих товарищей — эти первые трудные уроки дети получают на просмотрах спектаклей. Но никакой спектакль не найдет отклика в сердцах зрителей, если не будет понятна и выразительна речь. Даже малыши 2–3 лет, для которых более важен зрительный. Образный ряд, вслушиваются в слова, не до конца понимая, что они значат. Для старших важны все компоненты Театра — и музыка, и костюмы, и декорации, и главное СЛОВО. Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. И в театральных постановках ребенок начинает ощущать его силу и власть, учится «действовать словом». Учить создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью надо в раннем детстве.
Чему же в развитии ребенка могут помочь занятия сценическим искусством? Скорее всего, и это самое главное, они способствуют формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки — умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие. Занятия стимулируют развитие и основных психических функций — внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. Занятия строятся на использовании театральной педагогики — технологии актерского мастерства, по возможности адаптированной для детей, — в ней увеличены игровые моменты. Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, применение на занятиях аудио — вот неполный перечень задействованных приемов.
Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старших группах иногда ребята сами решают, у кого, что лучше получается, и кто кого должен играть.
Организация занятий.Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства. Как и в театральной педагогике, идем от бессловесных этюдов к этюдам со словами. Отыгрываем сказки, где главные действующие лица — звери. Роль зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче всего представить себя зайкой, собачкой и т. д. Так уж устроен человек.
Для самых маленьких предназначены потешки, игры с Петрушкой, сказки. Старшая и подготовительная группы берут большие пьесы. На этом материале строится игровая часть занятий. Из игр и этюдов постепенно делается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя. И самое главное — это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.
Я занимаюсь с детьми в возрасте от 3 до 7 лет. В каждой группе в неделю проходят два музыкальных занятия, куда включаются элементы сценического действа (работа над словом, над движением, над жестом и т. д. Младшая возрастная группа (дети четвертого года жизни) занимаются по 20 минут. Более старшие возрастные группы делятся на подгруппы, которые занимаются по 25 мин. Во всех календарных праздниках, дети всех возрастов активно участвуют, показывая свое мастерство. Как итог занятий первого полугодия — в конце ноября, я провожу театрализованное представление по осенней тематике. Каждая группа участвует в своем празднике. В Международный день театра (27 марта) — начинается традиционная Театральная неделя. Каждая группа показывает свое театрализованное представление, где в полной мере открываются таланты детей. Атмосфера театра, тем более театра детей, — это та стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр позволяет реализовать и развить огромные, далеко невостребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности ребят. Разыгрывание этих пьес-игр уже сегодня позволяет детям становится маленькими актерами, художниками, костюмерами, режиссерами, творцами своего собственного театра.
Таким образом, я стараюсь познакомить детей с миром Театра, чтобы они полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем.
Литература:
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
- Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 145 c.
- Гончарова О. В. Театральная палитра. Программа художественно–эстетического воспитания. — М.: ТЦ Сфера 2010. –128 с.
- Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
- Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. — М.: Линка-Пресс, 2000. — 222 с.