В статье рассмотрена разработка программного модуля интеграции данных между сайтами электронной торговли. Проанализировано несколько вариантов стандартов, описывающих структуру коммерческих документов, и сделан обзор аналогичных программных решений. Приведены ожидаемые результаты улучшения бизнес-процессов после внедрения разработанного программного модуля.
Ключевые слова: электронная коммерция, интернет-магазин, программный модуль, интеграция данных, базы данных, стандарты обмена данными, коммерческие документы.
Сейчас электронная коммерция претерпевает бурный рост, этому способствует ряд привлекательных для предпринимателей фактов: возможность создания своего интернет-магазина без больших первоначальных вложений и без специализированных знаний, широкие перспективы для развития, открытость информации по всем аспектам работы такого рода онлайн-бизнеса и многое другое.
Но создать интернет-магазин — всего лишь полдела. Для полноценного функционирования и получения дохода его нужно наполнить товарами и другой важной информацией. Часто именно на этом этапе владельцы интернет-магазинов сталкиваются с большими проблемами, особенно если торговых позиций в каталоге большое количество. Такие проблемы обычно встают у предпринимателей-дистрибьюторов, занимающихся агрегированием и перепродажей товаров от множества поставщиков.
Если рассматривать проблему со стороны оптовых продавцов, то они заинтересованы в наращивании сети продавцов-дистрибьюторов, реализующих их товары. Для этого должны быть хорошо налажены каналы передачи массивов данных с информацией о товарах от оптовых к розничным продавцам.
В данной статье рассматривается разработка программного модуля интеграции данных между сайтами электронной торговли (далее ПМ ИДЭТ).
Целью разработки является повышение эффективности процесса интеграции данных при минимальных материальных и временных затратах.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
‒ анализ стандартов, описывающих структуру коммерческих документов;
‒ обзор аналогичных программных решений, осуществляющих обмен данными между информационными системами;
‒ описание разработки ПМ ИДЭТ.
Для содержания современного интернет-магазина используются системы управления контентом (CMS), предоставляющие интерфейс как для сотрудников, так и для клиентов. Функционал таких систем часто уже предусматривает возможности создания, изменения и выгрузки товаров, но в настоящее время требуется новое решение.
В качестве базирующей платформы для программного модуля выбрана самая популярная в России и ближнем зарубежье коммерческая система управления контентом “1С-Битрикс: Управление сайтом” (далее БУС). Согласно рейтингу iTrack, доля данной CMS составляет 63,3 % среди коммерческих продуктов. В ходе исследования было опрошено порядка 4 миллионов доменов зоны RU, на 23,7 % из которых удалось однозначно определить используемую систему [1].
Устаревшая информация не только вводит в заблуждение пользователей, но и затормаживает бизнес-процессы. Поэтому очень важно позаботиться о выборе инструментов, позволяющих провести интеграцию с системой поставщика и организовать своевременное получение актуальной информации. Этим обусловлена практическая значимость разработанного программного модуля.
Одной из главных функций ПМ ИДЭТ является обмен данными между информационными системами оптового поставщика и розничного продавца. В качестве данных выступают коммерческие документы. Эта группа документов дает стоимостную, количественную и качественную характеристику товара. Рассмотрим несколько стандартов, которые унифицируют структуру коммерческих документов.
В 2000 году при совместной работе технических специалистов фирм Extra.RU, 1С и Microsoft была разработана линейка стандартов CommerceML [2]. В ходе работы было принято соглашение о поддержке и развитии единого стандарта обмена коммерческой информацией в формате XML. На данный момент линейка стандартов CommerceML состоит из трёх редакций: CommerceML 1, CommerceML 2 и CommerceML EDI. В стандартах учтены различные особенности работы как Интернет-компаний, так и торгующих организаций. Разработчики стремились обеспечить полную открытость стандартов, благодаря этому он развивался и развивается на основании объективных потребностей рынка и поддерживается широким кругом производителей экономического программного обеспечения и Интернет-компаниями. За основу был принят ряд западных аналогов, однако стандарты CommerceML существенно от них отличаются, так как учитывают отечественную специфику и включают несколько универсальных решений, необходимых для российских Интернет-компаний и торговых организаций.
Следующим стандартом, определившим единые правила по формированию коммерческого документа, является Yandex Market Language [3]. YML — особый стандарт, разработанный Яндексом для принятия и размещения информации в базе данных Яндекс.Маркет. Он основан на стандарте XML (XML DTD). За счет унификации процессов обмена коммерческой информацией, получилось добиться существенного снижения затрат на организацию информационного взаимодействия. При использовании программного обеспечения, поддерживающего данные стандарты, торговые организации с минимальными усилиями и без привлечения программистов организовывают публикацию своих предложений на любых поддерживающих этот стандарт Web-витринах, а также обмениваются информацией между собой без специальной доработки уже внедрённых программ.
Возможен и собственный формат документов. Например, когда придумывается и генерируется своя структура, далее вся информация сохраняется в одном из популярных файловых форматов TXT, XML или CSV. Электронный документ передается в информационную систему клиента, где производится его обработка. Самописный обмен позволяет достаточно гибко описать все его правила и алгоритмы, однако он хорошо работает при обмене небольшими объемами данных, при больших объемах возможны проблемы с производительностью.
Для работы ПМ ИДЭТ был выбран стандарт CommerceML EDI. Вследствие его характеристик, поддержки и рекомендаций компанией 1С.
В таблице 1 приведена сравнительная характеристика рассмотренных стандартов. В качестве собственного формата был выбран формат, обладающий следующими характеристиками: использование XML формата файла, поддержка кириллицы, без ограничения на объём файла, без учёта порядка следования свойств, доступность описания, отсутствие избыточности и шифрования.
Таблица 1
Сравнительная характеристика стандартов обмена данными
Характеристики |
CommerceML EDI [2] |
Yandex Market Language [3] |
Собственный формат |
Формат файла |
XML |
YML |
XML |
Поддержка кириллицы |
Есть |
Есть |
Есть |
Ограничения на объём документа |
Большие файлы разбиваются, размер устанавливается в параметре file_limit |
500 МБ |
Не накладываются |
Порядок следования свойств |
Не учитывается |
Учитывается |
Не учитывается |
Доступность описания |
В открытом доступе |
В открытом доступе |
Предоставляется по требованию |
Избыточность данных |
Присутствует |
Присутствует |
Отсутствует |
Шифрование |
Отсутствует |
Отсутствует |
Зависит от реализации |
У разрабатываемого программного модуля существуют аналоги. В программном продукте 1С-Битрикс: Управление сайтом встроены штатные процедуры взаимодействия и поддержки двунаправленного обмена данными с программным продуктом 1С:Предприятие [4]. Важно понимать, что обмен с 1С в режиме реального времени (real-time) — многофункциональная и сложная технология, для использования которой необходимо привлечение сторонних опытных, сертифицированных специалистов, чьи услуги требуют существенных денежных вложений, что может оказаться непозволительно большой статьёй расходов в малой компании.
Существуют и другие аналоги. Так, например, компания CMS1C предоставляет свой программный модуль UNIMODULE [5] со схожим функционалом. Модуль позволяет обмениваться данными в двух направлениях — как загружать товары и каталоги из 1C в Интернет-магазин нажатием одной-двух кнопок, так и выгружать их оттуда для дальнейших корректировок.
Следующий аналог — это программный продукт 1С:Сеть [6]. 1С-Сеть осуществляет надежную защищенную передачу коммерческих документов (Electronic Data Interchange, или EDI), таких как заказы, накладные, каталоги и т. п., между торговыми партнерами в электронном виде.
Последний аналог — это штатная возможность импорта и экспорта приложения JBZOO APP [7]. Данный программное решение работает на основе системы управления содержимым сайта Joomla. Есть огромное количество настроек, которые сохраняются в профиле. Например, можно удалять или деактивировать старые записи. Соответствие файла и материалов можно делать с помощью различных ключей (например, по артикулу). Для хранения информации используется файл формата CSV.
При выработке требований к разрабатываемому программному модулю был сделан упор на три основных положения:
‒ простота внедрения и использования, что позволит исключить работу высокооплачиваемых программистов-интеграторов;
‒ дешевизна;
‒ лёгкость доработки под индивидуальные нужды.
Точкой входа алгоритма работы ПМ ИДЭТ является входящий запрос. После его обработки происходит процесс выборки данных из базы данных сайта. До начала процесса непосредственной пересылки все данных конвертируются в XML-документ, согласно выбранному стандарту CommerceML EDI. После пересылки следующим этапом происходит разбор пришедших данных и их интеграция в информационную систему клиента. В завершение всего процесса формируются отчёты. В течение выполнения всех сценариев происходит логирование событий.
ПМ ИДЭТ выполняет функции:
‒ формирование запросов к системе поставщика;
‒ принятие входящих запросов;
‒ генерация и манипуляция XML-документами;
‒ пересылка данных между сайтами;
‒ обработка и интеграция полученных данных с системой;
‒ логирование событий;
‒ рассылка уведомлений о внештатных ситуациях.
Для непосредственной работы программного модуля необходимо, чтобы на выбранном хостинге сайта смог работать продукт “1С-Битрикс: Управление сайтом”. Он разработан на языке программирования PHP и может работать на любой UNIX или Windows платформе.
Исходя из того, что программный модуль базируется на платформе БУС, он относительно просто внедряется и не требует серьёзных денежных вливаний. В результате внедрения ПМ ИДЭТ ожидается:
‒ уменьшение человеко-часов, затрачиваемых на работу с содержимым базы данных;
‒ поддержка содержимого базы данных в актуальном состоянии;
‒ уменьшение как первоначальных, так и последующих периодических трат денежных средств.
Литература:
- Рейтинг CMS по версии iTrack. [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: http://www.itrack.ru/research/cmsrate/#!cms-commercial-tab
- Электронный обмен данными в цепочке поставок, стандарт CommerceML EDI. [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: http://v8.1c.ru/edi/edi_stnd/90/93.htm
- Технические требования YML. [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: https://yandex.ru/support/webmaster/goods-prices/technical-requirements.xml
- Интеграция с 1С. [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: https://www.1c-bitrix.ru/products/cms/1c/
- Интеграция 1С для интернет магазина на любой CMS. [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: http://cms1c.ru/vasha-lyubaya-cms/
- Услуги 1CNet. [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: http://1c-edi.ru/services.html
- Импорт и экспорт материалов CSV в JBZoo на Joomla. [Электронный ресурс]. М., 2016. Режим доступа: http://jbzoo.ru/features/import-export