С давних времён произведения несказочной прозы интересовали народ. К несказочной прозе относятся поверья, былички, предания и легенды (маленькие по объёму рассказы, не обладающие сюжетной завершённостью). Они служили важным источником информации и в основном несли в себе поучение и предупреждение. Установка на достоверность события — является главным жанрообразующим признаком жанров несказочной прозы. Истинность события подкрепляется с отсылкой к тому, от кого стал известен этот рассказ.
Арзамасская земля славится своей индивидуальной несказочной прозой. Поверья и былички арзамасской стороны служат главным источником информации о многочисленных демонологических персонажах арзамасского фольклора.
Поверье — убеждение человека в чём-либо, основывающееся на старинных предрассудках. Поверья бывают разные, к примеру, бытовые, о жилище:
Не к добру в доме, если при первом ударе топором в начале постройки его из рабочих кто-либо порубит себя до крови [2, С. 134].
Предвещающие гостей:
- Когда после обеда останется нечаянно ложка на столе [2, С. 141].
- При неосторожном снятии со свечки загасится огонь к неприятному гостю [2, С. 141].
Также, во все времена, люди верили в суеверия, которые приводили позднее к неблагоприятным последствиям, а именно к бедам и несчастиям:
- Поющий петух не в своё время, а гораздо ранее предвещает какие-либо чрезвычайные события [2, С. 139].
- Появление в лесу большого количества зверей, особенно волков, предзнаменует войну или голод [2, С. 138].
Об урожае и сельхозработах:
- Когда на осине бывает много вербы, в тот год, как замечают, будет обильный урожай гречи [2, С. 155].
- Когда при речках и ручейках бывает большая наслуда; то говорят, родится хороший ячмень [2, С. 155].
Довольно много существует поверий, связанных с животными:
- Если на одном порядке падеж скота, то другой порядок вдовы и девки объезжают кругом, думая, что чрез сие не может действовать падеж на их скот [2, С. 154].
- Камень, имеющий естественную скважину и повешенный в курятник, почитается великим хранителем кур [2, С. 154].
Чаще всего встречаются суеверия, в которых участвуют домашние животные, такие как лошади, коровы, собаки, кошки, но бывают, правда очень редко, пресмыкающиеся — ужи, лягушки, жабы. Есть примета, что если корова печальна и худеет, то её сосёт жаба [4, С. 243].
Большое внимание люди уделяли приметам, соотнесённым с погодой, ведь большую часть времени они проводили на свежем воздухе: в огородах, на полях, в лесах:
- Боль в спине и ломота в руках у стариков предвещают ненастье [2, С. 157].
- Лошадь своим храпением предвещает дурную погоду; так же к неприятной погоде валяется собака, визжит свинья, царапает стену кошка, стоя на задних лапах [2, С. 157].
Поверья сообщают лишь краткие сведения, а былички повествуют о конкретных встречах человека с представителями низшей мифологии.
Быличками являются устные короткие рассказы из области суеверий o леших, домовых, водяных, русалках, шишигах, банниках, оживших мертвецах, ведьмах, колдунах, чертях и вообще o вмешательстве всех сверхъестественных потусторонних сил в людскую жизнь. Рассказчик ведёт повествование от первого лица. В них описываются случайные встречи с магическими персонажами. Обычно действие происходит либо в доме, либо в других бытовых помещениях или же на фоне таинственной и мрачной природы: кладбище, болото, дремучий непроходимый лес. В основном все былички имеют трагичную концовку. Происхождение быличек возносится к народной демонологии.
Домовой — наиболее часто встречается в поверьях и быличках арзамасского края, по сравнению с другими представителями низшей мифологии. Домовой — является духом, который по поверью живёт в каждом доме, обитая в потаённых местах жилища (за печкой, на печи, на чердаке, под порогом или в печной трубе). Считается, что домовой предстаёт в трёх сущностях: антропоморфной, зооморфной и нулевоморфной (невидимой). В основном он принимает вид старика и маленького человечка в шерсти в соломенных штанах. Если домовой полюбит своих хозяев, то он будет всячески помогать им по хозяйству, защищать дом, также если семья держит скотину, то домовой будет ухаживать за животными, но если зверь придётся ему не по нраву, то может и забить до смерти. Не любит, когда в доме творится беспорядок и семья находится в разладе между собой, домовой начинает сердиться и строить козни (бьёт посуду, «шумит», громко ходит по дому оставаясь невидимым). Cчитается, что если домовой уходит из дома, то хозяевам следует подыскивать себе другое жильё, иначе будут преследовать их одни лишь неудачи и может случиться большая беда. Об этом свидетельствует рассказ жительницы арзамасского края, которая повествует о том, что после ухода домового из дома, через месяц вымер весь скот, а затем и вся семья понарушилась, спустя небольшое количество времени и вовсе померли [3, С. 154].
Былички и поверья о лешем распространены в лесистой местности арзамасского края. Леший, также известен нам и другим наименованиям: лешак, лесовик, «дикий мужичок». Существует много описаний, касательно его внешнего вида, к примеру, такое: «Волосы зелены, борода до колен, глаза большие круглы, а ни бровей, ни ресниц нету» [3, С. 155]. Он следит за тем, чтобы никто не причинил вред его владениям. Может подшучивать над людьми, нарочно путать и водить их кругами — это происходит в том случае, если поведение человека в лесу было неправильным (особенно не жалует в гости пьяных):
«Пошел один раз наш дед в лес. Ну, поесть там в сумку взял и кладет бутылку, а мать ему: «Нельзя по лесу-то пьяному ходить, леший заведет, оставь бутылку-то». А он не слушат. А потом и рассказывал. Ходит будто он в лесу, грибы берет да все поманеньку из бутылки-то прихлебыват. Уж, говорит, как следоват захмелел. Вдруг выходят двое.
−А ты, – говорят, – выпить хошь?
Отец им:
−Хочу.
−Пойдем с нами.
−А далеко?
−Да не больно далеко. Доведем мы тебя, чай.
Ну, все шли, шли, все нет и нет никого.
−Далеко ли?
−Да нет, ещё маненько.
Шли, шли, отец-то и говорит:
−Господи, да что уж это! Да где же выпивка?
Да и перекрестился, а они как ветром и разлетелись в разные стороны. А он глядь — стоит у самого болота, ещё маненько и утонул бы. Завели бы лешаки» [3, С. 155–156]. Хорошим же людям, наоборот, помогает выйти из лесистых местностей и предупреждает их заранее об опасности. Может являться человеку в разных видах, но в основном представляется в антропоморфном: в виде обычного человека, старика с огромной бородой и низкого роста, человека в шерсти, также в виде любого животного. Одна из быличек гласит, что «…Они имеют свойство равняться с высокими деревьями и с самою малою былинкою, и защекочивают попадающихся им людей. Если кто в лесу будет обойдён лешим, тот долго не может выйти из лесу: оттого всякой заблудившийся в лесу верит, что он обойдён лешим. Кроме больших леших, признают ещё малых леших, называемых дикарями или щекотунами и дикинькими мужичками. До смерти леший может защекотать только людей неосторожных и тех, кои не имеют на себе креста» [2, С. 159–160]
Кроме домовых и леших в арзамасском районе встречаются былички про водяного и русалку. По народным представлениям и водяные и русалки заманивают людей, пугают и топят их. Делают они это исключительно ради веселья и развлечения. Русалками становятся утопленницы, некрещённые и проклятые девушки, которые в последствие подчиняются водяному. Они обладают сладостным чарующим голосом и длинными волосами, соблазняя и околдовывая встречных путников. Чаще всего они появляются только в позднее время сидя на берегу, или плескаясь и хохоча выныривают из водных глубин в поисках жертвы. Когда им наскучит, они начинают дразнить проходящих мимо людей:
Подошли поближе, увидели: девка в воде стоит, волосами трясёт и хохочет.
А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они и бежать [3, С. 156].
Поверья о ведьмах и колдунах также зафиксированы на территории арзамасского края. Считается, что ведьмы и колдуны общаясь с нечистой силой могут навредить людям и скоту через наговоры. Также они могут и пускать нечистую силу по ветру:
Васёна испугалась и спрашивает Дуньку: «Что с лошадью-то?». Та успокаивает её, говорит: «Да это я нечистую силу по ветру пускаю, только ты не бойся, людей я не трогаю, только в лес иногда выхожу» [3, С. 160]
Ознакомившись с поверьями и быличками арзамасского края, мы приходим к выводу, что все они являются довольно разнообразными и интересными. Русское устное народное творчество легко находило объяснение явлениям природы и бытовым ситуациям, отражая их в народных сказаниях. И позитивные и негативные явления народ списывал на воздействие высших сил, потустороннего и необъяснимого. Каждое из поверий несло огромный смысл для русского народа. Домовой, леший, водяной, русалки — все они стали частью жизни русского народа, и арзамасского края в частности. Можно сказать, что появлению всех этих поверий способствовало язычество, разнообразие богов и сверхъестественных существ. В наше время поверья и былички существуют как отголоски прошлой жизни и ушедшей религии. Тем не менее, многие из героев поверий и быличек продолжают свою жизнь в сказках, которые переходят из уст в уста, из поколения в поколение. Но изменения быта и сознания людей привело к тому, что большинство современников относится к народным поверьям весьма скептически. В наши дни мало кто поверит, что за газовой плитой может обитать домовой, а в пруду за окном правит водяной. Но люди старой закалки, которые ещё помнят поверья своих предков и никогда не пойдут в лес без крестика на шее, чтобы не попасться лешему и не станут устраивать дома ссоры, дабы не разозлить домового.
Современный мир находит объяснение многим вещам при помощи наук и технологий, забывая о народных мудростях. Но все же, остались люди, которые по-прежнему верят в сверхъестественных существ оберегающих природу. Да, невозможно заставить человека поверить в сверхъестественные рассказы, если он не видит в них смысла, опираясь на реальные факты и науку. Но я считаю, что даже в наше время чудесам есть место. В конце концов, каждый человек сам выбирает верить ему в это или нет.
Литература:
- Русское устное народное творчество: Учеб. / В. П. Аникин. — М.: Высш. шк., 2001. — 726 с.
- Курдин Ю. А., Пряников А. В. Суеверия в домашнем быту русского народа первой половины XIX века // Карповские чтения: сборник статей. Выпуск 5 / Отв. ред. Ю. А. Курдин; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: АФ ННГУ, 2014. — С. 132–161.
- Курдин. Ю. А. Мифологические персонажи в фольклоре Арзамасского края и пушкинские бесы // Пушкин на пороге XXI века: Провинциальный контекст. Выпуск 10 / АГПИ, 2008. — С. 150–163.
- Карпов А. В. Народные поверья относительно домашних животных и народная ветеринария // Кустарные промыслы Нижегородской губернии / А. В. Карпов; ред.-сост. Ю. А. Курдин, А. В. Пряников; научн. Ред. Е. П. Титков; АГПИ. — Арзамас: АГПИ, 2012. — С. 241–258.
- Зеленин Д. К. Описание рукописей Учёного архива ИРГО. Вып. 2. Пг., 1915. 794 с.
- Мифологические рассказы арзамасского края. Ю. А. Курдин. Личность. Культура. Общество. 2009. T. XI. № 1 (46–47). С. 383–391.