Управление государственным долгом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 747 раз

Библиографическое описание:

Бакиева, И. А. Управление государственным долгом / И. А. Бакиева, Б. У. Шермухамедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 597-598. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30284/ (дата обращения: 26.04.2024).



Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным долгом подразделяется на два больших блока: управление внутренним и управление внешним государственным долгом.

В целом государственный внутренний долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов за предшествующие годы, увеличенную на сумму расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга.

Основными методами финансирования государственного внутреннего долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. Денежно-кредитная эмиссия — это наиболее простой способ финансирования государственного долга и дефицита государственного бюджета. В этом случае государственный долг не увеличивается, следовательно, не возникает издержек по его обслуживанию. Покупая государственные обязательства центральные банки создают “базу” для последующей депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков, что непосредственно ведет к увеличению массы обращающихся денег. Финансирование бюджетного дефицита на основе денежно-кредитной эмиссии вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляции, которая имеет тяжелые социально-экономические последствия. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где финансовые рынки развиты недостаточно, налицо эмиссионный характер финансирования бюджетного дефицита. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке и доходов от денежной эмиссии. Размещение государственных займов среди юридических лиц не сопровождается увеличением денег в обращении, то есть носит неинфляционный характер. В практике развитых стран Запада дефицит бюджета, как правило, финансируется за счет новых ценных бумаг, выпускаемых правительством в течение года. Финансовой базой погашения займов выступают налоги. В периоды экономического кризиса займы могут опережать налоговые поступления. Растущие государственные расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, обусловливают повышение налоговых платежей за счет увеличения налогооблагаемой базы, или повышения ставок налогов.

Существуют следующие меры в области управления государственным внутренним долгом:

‒ конверсия — изменение доходности займов. Государство чаще всего снижает процентные ставки по займам, в целях снижения расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга. Не исключается возможность повышения доходности государственных ценных бумаг;

‒ консолидация — изменение условий займа, связанных с их сроками. Как правило срок займа увеличивается, но может быть и уменьшен. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов ценных бумаг, обращающихся одновременно, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Рефинансирование предыдущих займов означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Аннулирование государственного долга — это мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним, или по всему государственному долгу).

Аннулирование государственных ценных бумаг проводится по двум причинам:

‒ в случае финансовой несостоятельности приход к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.

‒ отсрочка погашения займа — мера, при которой отодвигаются сроки погашения займов и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения внешней задолженности может и не повлечь приостановку выплаты процентов. Отсрочка погашения займа принимается в таких случаях, когда большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашение по ранее выпущенным займам.

В настоящее время в мировой практике управления выпущенным долгом отчетливо проявляются две тенденции:

‒ направленность большинства стран на диверсификацию видов ценных бумаг и сроков погашения;

‒ стремление к пролонгированию государственной задолженности.

В этих условиях доля долгосрочных долговых обязательств в обороте государственных ценных бумаг становится показателем устойчивости рынка.

Комплекс мер по управлению государственным внешним долгом намного уже, чем по управлению внутренним долгом.

В случае, если государство-заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку и провести реструктуризацию задолженности, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов этой страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату долгов кредиторам, парализуется импорт.

Если государство признает угрозу банкротства, то по просьбе правительства под эгидой международных финансовых организаций в стране вводится контроль над экономикой и финансами. Создается управляющий орган — международный валютный совет, который уполномочен решать вопросы распределения и использования выделяемых правительству средств. При этом национальная валюта привязывается жестко к доллару и доллар запускается в обращение наряду с национальной валютой.

Литература:

  1. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление. // Вопросы экономики. 2014
  2. Головачев Д. Л. Государственный долг. М.,2013.
  3. www.gki.uz
  4. www.lex.uz
  5. www.stat.uz
Основные термины (генерируются автоматически): долг, займ, бумага, бюджетный дефицит, денежно-кредитная эмиссия, государственный долг, национальная валюта, отсрочка погашения займа, управление.


Похожие статьи

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; - бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из...

Управление государственным долгом РФ | Статья в журнале...

Рис. 1. Система управления государственным долгом. Следовательно, под управлением государственным долгом в широком

Приказ Минфина России от 15 июля 2015 г. № 214 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом № 52001RMFS».

Сущность и значение государственного долга в экономике

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет)...

Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса

И деятельность органов власти по управлению государственным долгом называется долговой политикой.

Эти условия должны включать в себя выбор источника финансирования, способа займа, валюты займа, срока погашения задолженности и др.

Государственный кредит, его особенности по сравнению...

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм

Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита.

государственный долг рф и его роль на современном этапе

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [1].

Так, в структуру внешнего долга РФ входит задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного...

Система управления государственным долгом

Ключевые слова:долговая политика, государственный долг, система управления

Управление государственным долгом — сложный аспект экономической политики

При этом определение объемов эмиссии новых ценных бумаг для покрытия дефицита или объема...

К вопросу о дефиците бюджета субъекта Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

В настоящее время в сфере функционирования государственных и муниципальных финансов проблема бюджетного дефицита и государственного (муниципального) долга...

Специфика внутреннего долга Российской Федерации

государственный долг, внутренний долг, государственный бюджет, ценные бумаги, облигации, фондовый рынок, дефицит бюджета, денежно-кредитная политика, кризис, дефолт, купонный доход, процентная ставка.

Похожие статьи

Управление государственным долгом: проблемы и возможности

Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; - бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из...

Управление государственным долгом РФ | Статья в журнале...

Рис. 1. Система управления государственным долгом. Следовательно, под управлением государственным долгом в широком

Приказ Минфина России от 15 июля 2015 г. № 214 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом № 52001RMFS».

Сущность и значение государственного долга в экономике

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет)...

Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса

И деятельность органов власти по управлению государственным долгом называется долговой политикой.

Эти условия должны включать в себя выбор источника финансирования, способа займа, валюты займа, срока погашения задолженности и др.

Государственный кредит, его особенности по сравнению...

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм

Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита.

государственный долг рф и его роль на современном этапе

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [1].

Так, в структуру внешнего долга РФ входит задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного...

Система управления государственным долгом

Ключевые слова:долговая политика, государственный долг, система управления

Управление государственным долгом — сложный аспект экономической политики

При этом определение объемов эмиссии новых ценных бумаг для покрытия дефицита или объема...

К вопросу о дефиците бюджета субъекта Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

В настоящее время в сфере функционирования государственных и муниципальных финансов проблема бюджетного дефицита и государственного (муниципального) долга...

Специфика внутреннего долга Российской Федерации

государственный долг, внутренний долг, государственный бюджет, ценные бумаги, облигации, фондовый рынок, дефицит бюджета, денежно-кредитная политика, кризис, дефолт, купонный доход, процентная ставка.

Задать вопрос