Философские аспекты охраны окружающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 2755 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, Ю. С. Философские аспекты охраны окружающей среды / Ю. С. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29600/ (дата обращения: 17.12.2024).



Проблема экологии является ключевой для человечества. Её решение возможно лишь в рамках философского осмысления взаимоотношений человека и природы. Всестороннее изучение окружающей среды может помочь нам лучше познать себя и мир. Кроме того, гармоничное сосуществование и совместное развитие человека и природы будут способствовать моральному преображению людей и дальнейшему социальному и научному прогрессу.

Ключевые слова: природа, экология, человек, окружающая среда, философское осмысление, сосуществование.

The problem of ecology is a key for humanity. Its solution is possible only in the framework of philosophical understanding of relationships between man and nature. A comprehensive study of the environment can help us to better understand themselves and the world. Besides, the harmonious coexistence and common development of man and nature will contribute to the moral transformation of the people and further social and scientific progress.

Key words: nature, ecology, man, environment, philosophical understanding, coexistence.

Философия занимается изучением вопросов, связанных с постижением общих основ бытия, наиболее существенных характеристик человека, его взаимодействием с другими людьми, обществом, окружающим миром. Философское осмысление той или иной проблемы помогает рассмотреть её в целостности, проанализировать взаимодействие различных элементов и изучить связи объекта исследования с другими явлениями. Кроме того, философия помогает интегрировать данные различных наук, получая, таким образом, новые знания.

Природа является одним из наиболее важных объектов исследования, как в экологии, так и в философии. Человек постоянно взаимодействует с природой, используя её ресурсы и потенциал для улучшения условий собственной жизни, а также усовершенствования экономики и технологий. При этом на протяжении многих столетий в человеческом сознании преобладает утилитарно-потребительское, нередко даже грабительское и хищническое отношение к окружающей среде. Природа воспринимается лишь как кладовая ресурсов, которые можно черпать бесконечно, ничего не отдавая взамен. Человеческая цивилизация по-прежнему плохо представляет себе, чем является природа как отдельный феномен и как тесно связано с ней наше существование. Философское осмысление важности охраны окружающей среды может помочь человеку не только более бережно относиться к природе, но и понять своё место в мире и вселенной.

Господствующий в науке и массовом сознании антропоцентризм предполагает отношение к человеку как к «мере всех вещей» и трактует окружающую реальность исключительно с точки зрения человека, воспринимая её в качестве среды обитания homosapiens, а не самостоятельной ценности. Тем самым природа оказывается отделена от мира людей и нередко даже противопоставляется ему как некое препятствие, которое необходимо преодолеть.

В то же время человеку для продолжения своего развития и поддержания существующего уровня жизни требуется всё больше ресурсов, а это значит, что наша зависимость от окружающей среды будет только возрастать. Тем не менее, в обществе господствует идеология потребления, которая имеет ряд негативных моментов. Во-первых, она приводит к дегуманизации, поскольку высшей ценностью становится уже не духовно развитая личность, а внешние атрибуты, фетиши, предметы. Во-вторых, происходит фрагментация сознания, вызванная тем, что круг интересов и потребностей человека сужается до размеров узкого мирка потребления. Остальные явления (например, природа, экология) начинают выпадать из поля зрения. В-третьих, потребительство развивает в человеке эгоизм и фетишизм и, как следствие, иррационализм.

В такой ситуации утилитарное отношение к природе только усиливается, несмотря на наличие влиятельных экологических движений. Человек воспринимает природу в лучшем случае как некую декорацию для своей жизни или как место для отдыха. Однако данный подход нельзя признать удовлетворительным. И дело здесь не только в экологическом кризисе, который становится всё более заметным по мере возрастания роли антропогенного фактора. Хотя этот кризис обостряется, всё же пока он не до такой степени влияет на нашу жизнь, чтобы заставить людей изменить своё отношение к природе. Поэтому важнейшая задача философского осмысления проблем экологии — это необходимость взглянуть на природу как на феномен, связанный с человеком не только утилитарно, но и экзистенциально. Таким образом, для борьбы с экологическим кризисом необходима смена парадигмы общественного сознания и его ценностных ориентиров [1, с. 93].

Прежде всего необходимо отказаться от противопоставления культуры и природы. Оба этих начала играют важнейшую роль в жизни человека и постоянно взаимодействуют друг с другом. Культура меняет природу, но и сама не может без неё обойтись: мы заимствуем у окружающей среды не только ресурсы, но и отдельные формы, образцы. Сам человек (о чём нередко забывают) является существом с двойственной природой — и биологической, и социальной. Наша природная сторона не должна сводиться лишь к простому удовлетворению физиологических потребностей. Кроме того, человек сам по себе — это дитя природы, пусть и поднявшийся на более высокую ступень развития, чем его сородичи. Понимание проблемы экологического кризиса привело к возникновению в 70-х годах ХХ века новой парадигмы — энвайронментализма, или экоцентризма, которая предполагает гармоничное сосуществование и коэволюцию человека и природы, их паритет [2, с. 76]. Объединить эти два начала призвана экологическая культура — обеспечение развития общества в гармонии с природой [3, с. 7].

Второй важный момент — это необходимость по-другому воспринимать природу. Природа должна стать такой же абсолютной и высшей ценностью, как, например, человек или общество. Утилитарно-потребительское отношение к окружающей среде нужно трансформировать в духовно-эстетическое. Одним из возможных решений этой проблемы может стать экологическая этика — нравственное регулирование взаимодействия человека и природы, базирующееся на представлении о природе как о равноправном партнёре, имеющем свою ценность [4, с. 15]. При этом, разумеется, важность человека не станет меньше, но окажется вписанной в новую систему координат.

Изменение отношения к природе коснётся не только этики, а практически всех сторон жизни. Забота об экологии потребует выработки комплексных правил и ценностей. Прежде всего, необходим идеологический механизм реализации мер по защите экологии, то есть «сложная, многоуровневая система философских, политических, правовых и иных взглядов и идей, в которых осознаются отношения с природой; это система идеологических мер воздействия на сознание и поведение людей, включающая в качестве основных элементов экологическое воспитание, образование и научные исследования, распространение экологических знаний, направленных на формирование современной экологической культуры общества» [5, с. 95].

Перспективной задачей, призванной гармонизировать отношения человека с окружающей средой, является построение экологического общества. Такой тип общества ориентирован на дальнейшее развитие цивилизации, но вместе с тем забота об экологии становится одним из основных критериев прогресса [6, с. 420].

Современные концепции взаимоотношений человека и природы позволяют гармонично сочетать их права. Вопреки распространённому заблуждению, забота об экологии вовсе не будет препятствовать развитию общества. Хотя в настоящее время «зелёные» технологии ещё малодоступны ввиду их новизны, но в будущем эту проблему, возможно, удастся решить. Кроме того, требования экологичности могут способствовать дальнейшему научно-техническому прогрессу.

Важно отметить, что окружающая среда вмещает в себя не только природу, но и многие объекты, созданные человеком, — дома, дороги, заводы и т. д. Для заботы об экологии люди должны научиться поддерживать чистому и порядок в своей социальной среде обитания, иначе они не смогут охранять природу.

Однако охрана окружающей среды имеет не только прагматическое, но и мировоззренческое измерение. Природа — это важнейшая ипостась Вселенной, которая заключает в себе её материю и формы. Природа выступает как связующее звено между человеком и космосом, между человеком и Абсолютом, поскольку она одновременно близка и человеку (как породившее его начало), и вселенной. Природа диалектична по своей сути: способна развиваться и в то же время сохранять устойчивость; демонстрирует поразительное разнообразие форм жизни и вместе с тем выработала для всех организмов общие механизмы существования и т. д. Поэтому, не познав природу, человек не сможет познать себя и мир. Научно-технический прогресс человечества также сильно ограничен окружающей средой, теми ресурсами и возможностями, которые она нам предоставляет.

Поэтому необходимо не только заботиться о природе, но и хорошо понимать законы её существования.

Окружающая среда также может помочь человеку лучше познать себя. В формировании личности человека огромную роль играет наследственный фактор, передающий нам базовые инстинкты и потребности. Только заботясь о природе и сохраняя её первозданность, мы сможем, наблюдая за ней, лучше понять эту «животную» сторону своей натуры, от которой так много зависит.

Человек и природа являются важнейшими частями бытия, которые то взаимодействуют, то противостоят друг другу. Познание бытия также невозможно без погружения в сущность природы, которая во многом представляет собой изначальное состояние сущего, ещё до начала активного воздействия человека на окружающий мир.

Признание природы в качестве ценности важно ещё и потому, что вносит заметные коррективы в картину мира человека. Раньше сама ценность (человек) и её носитель (тоже человек) совпадали в одном объекте. Подобный идейный «монополизм» приводил к тому, что какие-либо объективные критерии для оценки деятельности людей просто утрачивались, ведь мы просто не можем взглянуть на себя со стороны. Это приводило к нравственной эрозии, поскольку то, что было вредным для природы, людьми воспринималось как нечто естественное. Теперь человек перестаёт быть единственной абсолютной ценностью. В таком случае он вынужден будет думать не только о себе, но и об окружающем мире, чтобы поддерживать необходимый баланс.

Забота о природе также способна сыграть большую роль в деле воспитания человеческой личности. От эгоизма и беспечности, атомарного индивидуализма человечество может перейти к коллективной заботе об общем деле. Кроме того, природа — это универсальная ценность, одинаково важная для представителей различных стран и народов. Координация усилий в этой области способна привести к впечатляющим результатам. В целом изменение отношения к природе будет способствовать нравственному воспитанию человека.

Постижение природы и законов её существования окажет человеку помощь в познании бытия и самого себя. Нравственный облик людей тоже не останется неизменным. Заботясь о природе, человек должен будет изменить отношение не только к окружающей среде, но и к себе самому. Ограниченность ресурсов и исчерпание некоторых их видов, серьёзный экологический кризис могут вынудить человечество в значительной мере изменить свой моральный облик путём воспитания в себе таких качеств, как рационализм, умеренность, любовь ко всему живому на Земле, целостность мировосприятия, самоконтроль, эрудированность и т. д. Кроме того, забота об экологии может способствовать социальной эволюции человеческого общества и развитию инновационных технологий.

Литература:

  1. Гаевская Е. Ю., Шихалева О. В. Мировоззренческие аспекты охраны окружающей среды//Бизнес, менеджмент и право. 2011. № 1. С. 88–94.
  2. Рубанова Э. В. Проблемы современного экологического образования//Известия Томского политического университета. 2009. Том 315, № 6. С. 75–81.
  3. Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность//Библиотечное дело. 2010. № 3 (117). С. 6–11.
  4. Виноградова Е. Ю. Идеалы экологической этики с точки зрения социальной философии//Аспирантский вестник Поволжья. 2010. № 5–6. С. 15–17.
  5. Мангасарян В. Н. К вопросу об идеологическом механизме реализации экологического права//Философия права. 2009. № 4. С. 92–95.
  6. Гнатюк В. С. Экологическое общество как один из путей обеспечения социокультурной устойчивости//Вестник МГТУ. 2010. Том 13, № 2. С. 416–424.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, природа, окружающий мир, экологический кризис, экология, высшая ценность, гармоничное сосуществование, изменение отношения, познание бытия, философское осмысление.


Ключевые слова

Экология, человек, окружающая среда, природа, философское осмысление, сосуществование., сосуществование

Похожие статьи

Противоречия во взаимодействии человека и природы

В данной статье рассматриваются противоречия в отношениях природы и человека, их взаимозависимость и связь в современных условиях. Автор поставил перед собой цель: рассмотреть основы взаимодействия человека и природы, выяснить, насколько сильна их вз...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Философские аспекты современной экологической политики России

Россия является экологически неблагополучной страной. Однако проводимая государством природоохранная политика не приносит ожидаемых результатов. В первую очередь это связано с тем, что для решения данной проблемы необходимо формирование особого эколо...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления

Статья посвящена обоснованию значения Валеологии как учения об индивидуальном здоровье человека, для более активного использования её возможностей в образовательной, научно-исследовательской и практической оздоровительной деятельности, направленной н...

Научные основы формирования экологического воспитания на основе метапредметного подхода в общеобразовательных учреждениях

Развитие проблемы окружающей среды приобретает важное экономическое, социальное и культурное значение. В статье указываются пути и предпосылки формирования отношения школьников к окружающей среде для достижения полноценного эффекта, когда экологическ...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Межкультурный подход к обучению русским пословицам и поговоркам иранских студентов

Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности — природе, обществе, человеке, его истории и культуре....

Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения

В статье рассматривается интересное практическое направление экологическое образование в аудиовизуальных технологиях. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социально знач...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Похожие статьи

Противоречия во взаимодействии человека и природы

В данной статье рассматриваются противоречия в отношениях природы и человека, их взаимозависимость и связь в современных условиях. Автор поставил перед собой цель: рассмотреть основы взаимодействия человека и природы, выяснить, насколько сильна их вз...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Философские аспекты современной экологической политики России

Россия является экологически неблагополучной страной. Однако проводимая государством природоохранная политика не приносит ожидаемых результатов. В первую очередь это связано с тем, что для решения данной проблемы необходимо формирование особого эколо...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления

Статья посвящена обоснованию значения Валеологии как учения об индивидуальном здоровье человека, для более активного использования её возможностей в образовательной, научно-исследовательской и практической оздоровительной деятельности, направленной н...

Научные основы формирования экологического воспитания на основе метапредметного подхода в общеобразовательных учреждениях

Развитие проблемы окружающей среды приобретает важное экономическое, социальное и культурное значение. В статье указываются пути и предпосылки формирования отношения школьников к окружающей среде для достижения полноценного эффекта, когда экологическ...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Межкультурный подход к обучению русским пословицам и поговоркам иранских студентов

Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности — природе, обществе, человеке, его истории и культуре....

Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения

В статье рассматривается интересное практическое направление экологическое образование в аудиовизуальных технологиях. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социально знач...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Задать вопрос