В условиях интеграции международной экономики и присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации возросла роль и значение таможенного регулирования как основного элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности, от работы которого зависят развитие и направление национальной экономики страны. Об этом говорилось уже неоднократно [5; 7–9], однако довольно остро стоит вопрос развития транзитного потенциала и роль таможенных органов в этом развитии неслучайна.
Одной из основных составляющих в обеспечении благоприятных условий развития экономического потенциала страны является таможенный контроль [4; 6], осуществляемый, в том числе, таможенными органами при помещении товаров под таможенные процедуры.
Таможенный транзит является одной из таможенных процедур, при которой в отношении помещаемых под нее товаров осуществляется таможенный контроль, в том числе с применением системы управления рисками [10].
В соответствии с п. 1 ст. 215, таможенный транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования [2, ст. 215].
Так же таможенный транзит рассматривается в специальном приложении «E» Пересмотренной Киотской конвенции и означает таможенную процедуру, при которой товары отправляются от одного таможенного органа к другому и без взимания таможенных пошлин. В данном определении рассматривается внутренний таможенный транзит, который представляет собой перевозку товаров от таможенного органа отправления к таможенному органу назначения внутри страны, а также международный таможенный транзит, то есть перевозка товаров через одну или несколько границ в соответствии с односторонними или многосторонними договорами [1, прил. Е].
На сегодняшний день важнейшим вопросом совершенствования таможенного законодательства является развитие таможенного контроля товаров, помещённых под таможенную процедуру таможенного транзита. Таким образом, необходимо рассмотреть два аспекта пути решения данной проблемы.
Во-первых, проработать подробный план о присоединении государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к международным договорам, которые применяются в Европейском союзе, а именно в отношении Конвенции 1987 года «Об упрощении формальностей в торговле товарами».
Основной смысл данной Конвенции заключается в упрощении формальностей в торговле товарами между участниками внешнеэкономической деятельности путем введения Единого административного документа. Данный документ используется при применении любой таможенной процедуры, связанной с импортом, экспортом или транзитом, не зависимо от происхождения либо вида товаров. Он применяется только тогда, когда торговля осуществляется между теми странами, которые подписали Конвенцию.
Единый административный документ — это сброшюрованный комплект, состоящий из восьми экземпляров, либо два комплекта, состоящие из четырех экземпляров в каждом и был введен в действие 1 января 1988 года. Первый, четвертый и пятый экземпляры используются для транзита; первый, второй и третий экземпляры — для экспорта; шестой, седьмой и восьмой — для импорта. Заполнение данных экземпляров заполнятся в соответствии с рекомендациями Объединенного комитета. Они заверяются как письменно, так и в электронном виде (с помощью электронной подписью).
Единый административный документ может быть, как таможенной декларацией, так и налоговым документом, который свидетельствует об импорте, экспорте и транзите товаров.
Отличительной чертой, характеризующей внешнеторговую деятельность в рамках Конвенции, является то, что органы, контролирующие товаропоток, не могут требовать от участников внешнеэкономической деятельности иных административных документов (разрешения, лицензии, согласия, удостоверения и т. д.). Однако, существуют три случая, когда контролирующие органы имеют право запросить дополнительные документы:
если в Едином административном документе предоставлено недостаточно сведений для выполнения предписаний внутреннего законодательства;
если необходимо представить дополнительные документы в силу требований международного договора, который заключен страной-участницей Конвенции;
если требуется представить дополнительные документы для обоснования предоставления участнику внешнеэкономической деятельности дополнительных упрощений или преимуществ.
Также, еще одной особенностью Конвенции является то, что участникам внешнеэкономической деятельности предоставляется такое преимущество как использование коммерческих документов вместо Единого административного документа или вместо добавочных листов к нему.
Особого внимания заслуживает Конвенция 1987 года «О процедуре общего транзита».
Таможенное законодательство Европейского союза подразделяет транзит на две процедуры:
внешний транзит, предназначенный для перемещения товаров иностранного происхождения; обозначается кодом «T-1»;
внутренний транзит, является более упрощенной процедурой, предназначенной для перемещения товаров Европейского союза на территории стран-участниц; обозначается кодом «T-2».
Главным различием между внешним и внутренним транзитом является то, что при внешнем транзите существует возможность возникновения таможенного долга в случае нарушений условий процедуры, а при внутреннем транзите долг не предусматривается. Это обусловлено тем, что между странами-участницами Конвенции заключено соглашение о свободной торговле.
Управляющим органом данной Конвенции является Смешанный комитет, который собирается ежегодно и имеет постоянно действующий секретариат.
Во-вторых, необходимо дальнейшее совершенствование интегрируемой транзитной системы Таможенного союза ЕАЭС и Европейского союза при обоюдной заинтересованности.
Причем важным является опыт Белоруссии и России по реализации New Computerised Transit System (NCTS), а также опыт многих стран по автоматизации отдельных процессов, связанных с таможенным транзитом [3].
На сегодняшний день транзитная система Таможенного союза ЕАЭС и Европейского союза разработана достаточно эффективно. Применение книжки МДП, предварительное информирование, электронное декларирование — все это необходимо объединить для дальнейшего сотрудничества между интегрируемыми странами.
Данный вариант представляется более перспективным, так как он является более последовательным, а также не требует резкого реформирования.
Таким образом, в рамках Таможенного союза ЕАЭС должны функционировать действенные механизмы обеспечения доставки товаров при таможенном транзите, которые участники внешнеэкономической деятельности будут выбирать по своему усмотрению. При этом, такие механизмы должны обеспечивать эффективность проведения таможенного контроля при таможенном транзите и прозрачную систему взыскания таможенных платежей при недоставке товаров, а также позволять оперативно и объективно применять установленные санкции в отношении нарушителей таможенных правил при таможенном транзите.
Литература:
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) в ред. Протокола от 26.06.1999 // СПС «КонсультантПлюс».
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27 ноября 2009 года // СПС «КонсультантПлюс».
- Бякин Г. И. Диспетчерская система таможенного контроля за таможенным транзитом на основе глобального позиционирования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014.№ 4 (52). С. 34–43.
- Костин А. А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб:, 2013. 344 с.
- Костин А. А., Костина О. В. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы взаимодействия. Белгород, 2013.С. 213–219.
- Кулешов А. В., Черных В. А., Шишкина О. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. М.: Российская таможенная академия, 2013. 262 с.
- Немирова Г. И. Развитие приграничного региона: особенности и финансовое обеспечение: Автореф. дис. … д-ра экон. наук / Оренбургский государственныйуниверситет. Оренбург, 2009.
- Прокушев Е. Ф., Костин А. А., Москаленко С. А. Проблемы и риски развития внешнеэкономической деятельности России // Инновационное развитие экономики: реалии и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов в 3-х частях. Белгород, 2015. С. 76–89.
- Синенко О. А., Немцов А. Г., Курасова Е. А. Направления совершенствования таможенного администрирования в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015.№ 4–2 (57–2). С. 187–191.
- Тебекин А. В. Управление рисками инновационной деятельности при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых по таможенной процедуре таможенного транзита // Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. О. Б. Казаковой, Н. А. Кузьминых, Э. И. Исхаковой. 2015. С. 226–229.