Библиографическое описание:

Шкуринская Е. В. Солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны: поэтика, композиция // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1312-1316.



Анализ фронтовых писем Великой Отечественной войны является частью общей проблемы, связанной с изучением эволюции формы и содержания письма как культурно-исторического феномена, с исследованием культурно-коммуникативных функций эпистолярного жанра, а также с выявлением особенностей эпистолярного жанра в период Великой Отечественной войны.

Выбор темы исследования обусловлен необходимостью введения в научный оборот обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников (фронтовых писем), а также анализа данных источников с точки зрения литературоведения с целью проследить эволюцию эпистолярного жанра и выявить его особенности.

Эпистолярный жанр — текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений. На протяжении столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях.

Потребность в эпистолярном жанре возникла в связи с необходимостью входить в речевое общение при отсутствии непосредственного контакта. В отличие от контактного, непосредственного устного общения, через письмо осуществляется дистантное монологическое общение. При этом письмо как жанр требует особого учета адресантом ответного восприятия адресата.

Большой вклад в изучение этой проблемы внесли работы создателей теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Сёрля, П. П. Грайса, исследователя организации повседневного разговора Г. Сакса и другие.

В письмах, как в эпистолярном жанре, особо ценятся ясность и краткость.

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:

‒ сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

‒ разделение писем по сфере общения на деловые и частные, с учетом мотивов и целей — по видам, различающимся языковой формулой;

‒ использование языковых средств, соответствующих сфере переписки; книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;

‒ устойчивая композиция текста: более жесткая в официальных и более свободная в частных письмах;

‒ точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

‒ соблюдение речевого этикета с учетом фактора адресата, характера сообщений и национальных «эпистолярных» традиций.

В текстах эпистолярного жанра сочетаются элементы монолога и диалога. Наличие адресата и ожидание ответа либо действия, поступка обуславливает появление признаков, присущих диалогу, в виде обращения, вопроса, напоминания, описания жеста (обнимаю, жму руку и т. д.). Однако наряду с этим выражается мнение, что через письма осуществляется дистантное монологическое общение.

Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринужденность; естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность; индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определенная (нежесткая) структура; учет «эпистолярных» традиций, принятых пишущим.

В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают нежесткой устойчивой структурой. Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информационная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.

В тексте наблюдается употребление форм обращения, приветствия, прощания, личных местоимений ты, вы и др. соответственно избранной автором стилистической тональности, конкретной ситуации общения и требованиями национального этикета.

Подпись в конце письма соответствует форме обращения в зачине: называющие друг друга по имени-отчеству корреспонденты, прощаясь, обычно тоже указывают имя-отчество, иногда — вместе с фамилией; те, кто обращается друг к другу, употребляя имена, наименования родства, прозвища, иногда фамилии или только инициалы и т. п., соответственно так же и подписываются.

Целесообразно рассматривать эпистолярный стиль в ряду стилей различных жанров прозы, или жанровых (типовых) стилей различных видов литературы, о которых упоминал В. В. Виноградов (например, стили художественной прозы, стихотворной речи, стили повести, романа и др.).

Характерные особенности эпистолярного стиля:

‒ определенная роль адресата и адресанта, их точное обозначение;

‒ отражение социального положения корреспондентов;

‒ проявление авторского «Я»;

‒ индивидуальные речевые специфики;

‒ сочетание признаков диалога и монолога;

‒ устно-разговорной и книжно-письменной речи;

‒ соблюдение речевого этикета письма.

Частные письма, имея разное назначение, несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения, ставящего читателя лицом к лицу с мыслью, чувствами, настроениями пишущего. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, взглядах, душевной настроенности автора. В письме пишущая личность выдвигается на первый план, объективное представление уступает место субъективному.

Эпистолярный стиль дает представление о состоянии живой литературно-разговорной речи, насыщенной фразеологией, сравнениями, метафорами, конкретной бытовой лексикой, словами с уменьшительно-ласкательными (оценочными) суффиксами и др. В письмах с некоторым налетом книжности используются высокие слова. В эпистолярном стиле проявляются авторское «Я», многообразие и единство авторского образа, диалогизация речи.

Фронтовые письма отчетливо делятся на три разновидности. Первая — персональные письма персональным адресатам — родным, близким, знакомым. Вторая — персональные и коллективные письма в партийные, советские, комсомольские организации. Третья — коллективные письма с фронта родным, близким, знакомым фронтовиков. К сожалению, практически неизвестны письма с фронта на фронт, т. е. переписка фронтовиков — друзей, знакомых, родственников, земляков, участников боевых действий друг с другом.

Каждая из разновидностей этих писем имеет свой, резко отличный от других формуляр.

Формуляр первой, наиболее распространенной разновидности фронтовых писем, включал с разной последовательностью несколько устоявшихся элементов. Первый из них — обращение автора к индивидуальному или коллективному адресату, часто, когда письма писали авторы, сформировавшиеся в начале ХХ в., в очень торжественной, степенной, основательной форме: «Добрый день, многоуважаемая супруга» (2, 425–426).

Второй элемент этой разновидности фронтовых писем очень часто представлен информацией о погоде в момент написания письма, нередко встречается описание окружающей природы, особенно, когда фронтовик оказывался за границами СССР.

Третий элемент — сообщение о состоянии автора письма (жив, здоров, ранен, находится на лечении, готовится к бою, закончил бой и т. д.).

Четвертый элемент содержал приветы односельчанам, родственникам, знакомым.

Пятый элемент формуляра состоял из бытовых просьб (например, прислать что-либо) и предложений от себя (перевод денег, отправка фотографий и др.).

Шестой элемент представлял собой пожелания получения ответа и продолжения переписки.

Седьмой элемент состоял из сознательной и бессознательной передачи фактов фронтовой повседневности.

Восьмой элемент состоял из просьб сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых.

Девятый элемент — это простая или распространенная подпись автора письма.

Десятый элемент представлял собой размышления авторов.

Формуляры второй и третьей разновидностей фронтовых писем были похожими друг с другом, включая с разной последовательностью: 1) торжественное обращение к партийным, комсомольским, советским адресатам с выражением верности идеям партии и действиям советского руководства; 2) сообщение о подвигах и заслугах; 3) предложения и просьбы; 4) заверения в неизбежности Победы и о жертвенном вкладе ради нее авторов писем; 5) коллективную или индивидуальную подписи.

Две другие разновидности фронтовых писем, за небольшим исключением, разительно отличаются от личных фронтовых писем. Исключение это связано с тем, что звание воина-фронтовика давало основание быть требовательным к местным властям в оказании помощи родственникам. Писем-просьб, писем-требований, писем-защит с фронта в партийные, советские органы, в райвоенкоматы, в редакции газет очень много.

В своем же подавляющем большинстве эти разновидности фронтовых писем отличаются своей «правильностью», согласованностью с официальной пропагандой. Пронизывающая их риторика, неизменно героическая, не обходится без упоминания партии, Сталина, описания боевых побед, призывов трудовыми подвигами крепить единство фронта и тыла. В этих разновидностях фронтовых писем совсем иная война — тревожная и торжественная, исключительно героическая, победоносная, не с человеческим, а с коллективным лицом. Такие письма были рассчитаны и на коллективного читателя и слушателя.

Формально фронтовые письма, как и личные письма вообще, можно отнести к коммуникативному типу документов. Это не что иное как «весточка» с фронта, прежде всего сообщение о том, что человек жив, ранен или убит, физический знак родным, близким, землякам о его состоянии на войне. Однако для авторов писем и их адресатов письма, несмотря на их часто внешне малосодержательный характер, означали не что иное как молитву, т. е. обращение фронтовика к некоей сверхъестественной силе. Что за сила была в этом обращении? Кажется, ее можно назвать Надеждой, Мечтой, которые были не чем иным как Верой в Победу. Именно эта сила постоянно присутствует или подразумевается в письмах. С ней фронтовики связывают абсолютно все свои помыслы, которые есть не что иное как просьбы-мечты о будущем и в будущее. Ей они измеряют свою судьбу на войне. Ей они поклоняются, ее восхваляют, ее благодарят.

Следует обратить внимание на главные черты воспоминаний фронтового поколения, написанных в 1960–1970-х гг. Это — высокая идейность, подход к оценке всех событий с партийных позиций, героизация и идеологизация конкретных боев и их участников, социологизация, замена индивидуальных портретов и событий романтизированными героизированными образами, призванными дать подрастающему поколению идеализированный образ защитника Отечества.

Письма с фронта не только позволили создать временной фон для осмысления войны, но и рассматривались, как одна из попыток человека уйти, вырваться из экстремального пространства к нормальной жизни. Они помогли раскрыть внутренний мир солдата, узнать, какими они были там, на большой войне, представить частную жизнь человека, демонстрирующую одновременно целый ряд типичных ситуаций. В проанализированных письмах зачастую прослеживается сходство мыслей, переживаний, оценок, чувств.

Основные результаты научного исследования:

‒ фронтовые письма являются уникальным документом военной эпохи;

‒ фронтовые письма являются источниками информации, по которым можно определить судьбу солдата, найти его место гибели;

‒ фронтовые письма раскрывают не только судьбу автора, но и отражают его личные переживания, впечатления, размышления.

Композиционно обычное письмо состоит из трех частей: зачина, информационной части и концовки, фронтовые же письма состоят из десяти частей:

‒ обращение автора к индивидуальному или коллективному адресату;

‒ описание погоды и окружающей природы;

‒ сообщение о состоянии автора письма;

‒ приветы односельчанам, родственникам, знакомым;

‒ бытовые просьбы и предложения от себя;

‒ передачи фактов фронтовой повседневности;

‒ просьба сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых;

‒ подпись автора письма;

‒ размышления автора.

Расширилась также и тематика писем:

Во фронтовых письмах мы преимущественно видим твердое, само собой разумеющееся, не подверженное даже тени сомнения понимание Родины — как родного своего дома, оставшегося за спиной фронтовика.

Мечта о возвращении, мечта о встрече с близкими после войны.

Жалобы о нерегулярности получения писем из дома.

Там, где дом, осталась надежда на возможную, но по обстоятельствам военного времени не успевшую состояться, любовь.

Там, где дом, там жизнь — тяжелая, голодная, но все же чем-то напоминающая довоенную и не такую опасную как на фронте.

Сообщение родным и близким о гибели дорогого им человека («похоронки»).

Тема жертвенности, мщения и фатализма, особенно в первые месяцы войны.

Тема победы.

Отсутствует политическая тема, в личных письмах с фронта практически отсутствует партия, разве что так — мимоходом, да и то в основном официальным адресатам. В этих письмах нет места и Богу.

Не часто, но прорываются суровые реалии войны.

Итак, личные фронтовые письма при их внимательном чтении оказываются наполненными переливами чувств и многоголосием мыслей и мечтаний их авторов. За внешней невзрачностью, сухостью, строгостью и торопливостью их строк скрывались людские души беспокоящихся отцов, заботливых сыновей и дочерей, влюбленных воинов, людей, тоскующих по дому. В большинстве писем нет ничего героического, в них преимущественно отражается повседневный ратный труд, чуждый риторическому описанию. Война как обычная работа, только с постоянной угрозой для жизни, война без страха, война, ставшая привычным делом, приучившая к мысли о возможной гибели, война людей, оскорбленных за большую и малую Родину и жаждущих отмщения — такой представляется Великая Отечественная война из личных фронтовых писем ее участников.

Благодаря фронтовым письмам мы можем не только представить подлинную картину тяжелых военных лет, но и словно вживую увидеть и проследить судьбу целого поколения.

Военные письма — это не только материал для научных исследований. Это еще и отражение человеческих судеб.

Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.

Литература:

  1. Гинзбург Л., О психологической прозе, СПб., 2001.
  2. Елина Е. Г. Эпистолярные формы в русской литературе 60-х годов XIX века. // Живые страницы. Из истории и теории литературы. Сб. статей. Изд-во Саратовского унив., 2008.
  3. Лаптева М. П. Кризис жанра военных мемуаров // Человек и война (война как явление культуры): Сб. ст. / Под ред. И. В. Нарского и О. Ю. Никоновой. М., 2001.
  4. Письма Великой Отечественной. Тамбов, 2005г.
  5. Самошенко В. Н. Мемуарная литература о Великой Отечественной войне // История СССР. М., 2008. № 6.
  6. Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): фронтовых писем, разновидности фронтовых писем, фронтовые письма, эпистолярного жанра, автора письма, состоянии автора письма, личных фронтовых писем, написания письма, коллективные письма, дистантное монологическое общение, авторов писем, подпись автора письма, письма персональным адресатам, Великой Отечественной, фронтовых писем Великой, Великой Отечественной войны, личные фронтовые письма, содержания письма, форму письма, частных письмах.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос