Самоконтроль как компонент речевой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 1393 раза

Библиографическое описание:

Султонова, М. Ш. Самоконтроль как компонент речевой деятельности / М. Ш. Султонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1174-1175. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28627/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье речь идёт о некоторых особенностях самоконтроля в обучении иностранного языка. Самоконтроль в учебном процессе по иностранному языку играет важную обучающую, воспитывающую и контролирующую роль, являясь органической частью этого процесса.

Ключевые слова: самоконтроль, речевая деятельность, ошибка, слова, фраза, уровень, языковой материал, звук, предложения, самоисправление, контроль.

Раскрывая понятие самоконтроля в процессе обучения, следует отметить, что самоисправление ошибочных действий предполагает наличие образца, с которым сравнивается производимое действие. Этот образец может быть вне системы самого производящего действия, например, натура для рисунка, написанные буквы для орфографического упражнения или произнесенные звуки для имитации. В этих случаях мы имеем дело с внешним образцом, значение которого огромно для создания внутренней модели действия, или его внутренней программы, находящейся внутри системы. В процессе обучения речи на иностранным языке формирование внутренней программы, схемы речевого действия, является одной из основных задач обучения.

Выработка такой программы основывается на внешнем образце, который либо наглядно, либо умозрительно предъявляется учащимся. Так, когда на уроке иностранного языка преподаватель произносит звук, слово или фразу и при этом просит учащихся повторить за ним, он тем самые заставляет “подравнивать” их произношение под внешний образец, постепенно формируя их собственную программу действия. Учащихся учатся произносить звук, слова, объединять слова в предложения, руководствуясь теми образцами, правилами, которые дает преподаватель.

Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Выделяя проблемы, ошибки и недочёты, он указывает им направления и положения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащимся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Но наступает такой период в обучении, когда преподавателю не нужно каждый раз восстанавливать внешний образец — учащиеся сами могут воспроизвести требуемое действие. Существует несколько уровней формирования самоконтроля, который проявляется на материале исправления ошибок.

Первый уровень — формирования речевого навыка и, следовательно, первый уровень самоконтроля, с точки зрения исправления ошибок, характеризуется тщательным корригирующим и своевременным контролем со стороны преподавателя. Учащихся самостоятельно на ошибку не реагирует, отсутствует самоконтроль как механизм сличения.

Второй уровень — определяется тем, что учащихся, допустивший ошибку, самостоятельно ее не исправляет, по при указании преподавателя делает это достаточно быстро. Самоконтроль полностью не сформирован, хотя все компоненты, необходимые для его формирования, отработаны.

На следующем уровне внешний контроль уступает место самоконтролю. Учащийся уже самостоятельно реагирует на допущенную ошибку, но с некоторым опозданием. Исправление ошибки происходит без внешнего воздействия, но с некоторым временным отставанием. Самоконтроль сформирован, но недостаточно автоматизирован. Роль преподавателя на этом этапе состоит в создании наилучших условий для функционирования самоконтроля.

Четвертый, и самый последний, уровень характеризуется следующими признаками:

– учащихся исправляет ошибку в момент её возникновения, иногда даже не заканчивая ошибочное действие, т. е. происходит текущее сличение:

– исправление ошибки говорящим — самостоятельное, текущее, мгновение;

– самоконтроль сформирован и действие его автоматизировано.

Существует определенная связь между характером самого языкового материала и явлением самоконтроля. Под исправление попадают главным образом ошибки на согласование времен, на неправильные формы глаголов, на неправильное употребление слов и идиом, неправильное употребление предлогов и др..

Наряду с определением характера ошибки немаловажную роль играет способ исправление ошибки преподавателем. Можно выделить те приемы, которыми пользуется преподователь, сигнализируя учащимся об ошибках в их речи на иностранным языке. По форме сигнал может быть:

– простым (постукивание, мимика);

– вербальным указанием на ошибку;

– указанием места ошибки в предложении;

– исправлением, часто сопровождающимся объяснением.

Самоконтроль в учебном процессе по иностранному языку играет важную обучающую, воспитывающую и контролирующую роль, являясь органической частью этого процесса.

Чем выше самоконтроль, тем боле свернутый характер носит сигнал об ошибочности речевого действия. Роль коррекции со стороны преподавателя при обучении правильной речи на иностранном языке огромна, но важно так организовать контроль за речью учащегося, чтобы он не подменял собой самоконтроль, а создавал все условия для формирования последнего. От развернутого внешнего контроля следует постепенно переходить к контролю свернутому, носящему пусковой характер, т. е. приводящему в действие самоконтроль учащегося.

Самоконтроль за умениями и навыками учащихся является средством управления учебным процессом, т. к. позволяет выяснить недостатки и внести необходимые коррективы в организацию и планирование. Самоконтроль дает возможность оказать помощь отстающим посредством индивидуальной работы и тем самым обеспечить успешность и стабильность работы всей группы учащихся.

Преподаватель должен научиться прогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучаемых. Основываясь при этом прогнозировании на своем опыте и наблюдениях, которые позволяют ему отметить моменты, наиболее часто вызывающие затруднения у и учащиеся и ведущие к ошибочным действиям. Что касается определения степени сложности языковой или речевой единицы, то преподаватель должен научиться «препарировать» единицу, разлагать ее на действие, ее составляющие, тем самым облегчить ее усвоение.

Предположим, что учащиеся должны усвоить для употребления в речи фразу: IchinteressieremichfürMusik.

Допустим, что компоненты этого предложения не знакомы студентам. Студены должны совершать следующие действия:

– познакомиться со смысловым глаголом interessiere;

– усвоить парадигму спряжения глагола interessiere;

– сочетать слово ich с прилагательным местоимением mich;

– выбрать из парадигмы глагола interessieren соответствующую форму (1-е л. ед.ч.);

– присоединить глагол к сочетанию interessieremichfür…..;

– усвоить слово Musik, его род, число;

– присоединить существительные к уже составленным компонентам фразы;

– произнести всю фразу во внутренней речи и озвучить ее.

Данный пример позволяет сделать вывод о том, что для того, чтобы каждое действие было усвоено до оптимальгого уровня, т. е. чтобы механизм самоконтроля был сформирован и задействован, необходимо в процессе усвоения провести основательную тренировку.

Мы пришли к выводу, что самоконтроль как внутренний механизм формируется с помощью учителя, регулирует овладение внешней речевой деятельностью, является средством управления учебным процессом, позволяет выяснить недостатки и внести необходимые коррективы, обеспечивает обратную связь между учителем и учащимся при обучении иностранного языка. Из выше указанного можно сделать вывод, что организованный на уроке самоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого учащихся умение рассуждать, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки и тем самым создает ситуацию успеха каждому обучающему.

Литература:

  1. Слободчикова В. А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе. — М.: 1986.
  2. Брейгина М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку. ИЯШ -2000 № 1.
  3. Салистра И. Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. — М.,“Высшая школа“ 1989.
  4. Е. А. Кукушкина. Deutsche Grammatik in Űbungen und Kommentaren. Aufbaukurs. Саранск 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учащийся, самоконтроль, внешний образец, учебный процесс, исправление ошибки, ошибка, внутренняя программа, речевое действие, средство управления.


Похожие статьи

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный язык в языковом центре

При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного я...

Формирование познавательной и профессиональной деятельности учащихся при активном участии на занятиях

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самосто...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Функции ролевой игровой деятельности в обучении иностранному языку

В статье ролевая игра рассматривается как один из эффективных методов обучения на уроке иностранного языка. Приводится определение ролевой игры, даётся описание десяти функций ролевой игры: обучающей, мотивационно-побудительной, воспитательной, развл...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Применение информативного и деятельностного подходов при изучении клинических дисциплин

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя — создавать для каждого ситуацию успеха, не ост...

Исследование функции внимания у работников умственного труда

В динамике работы ухудшаются показатели, характеризующие функцию внимания работников умственного труда: увеличивается количество допущенных ошибок, снижается фактическая производительность, увеличивается время, идущее на выполнение задания, ухудшаетс...

Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения

Средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности обучающихся, они побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, самореализацию, улучшают запоминание и понимание ...

Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке

В статье рассмотрены теоретические основы, особенности и эффективные методы использования технологии портфолио в образовательном процессе, способствующие формированию ключевых компетенций обучающегося в современном мире, обусловленном влиянием информ...

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Похожие статьи

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный язык в языковом центре

При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного я...

Формирование познавательной и профессиональной деятельности учащихся при активном участии на занятиях

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самосто...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Функции ролевой игровой деятельности в обучении иностранному языку

В статье ролевая игра рассматривается как один из эффективных методов обучения на уроке иностранного языка. Приводится определение ролевой игры, даётся описание десяти функций ролевой игры: обучающей, мотивационно-побудительной, воспитательной, развл...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Применение информативного и деятельностного подходов при изучении клинических дисциплин

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя — создавать для каждого ситуацию успеха, не ост...

Исследование функции внимания у работников умственного труда

В динамике работы ухудшаются показатели, характеризующие функцию внимания работников умственного труда: увеличивается количество допущенных ошибок, снижается фактическая производительность, увеличивается время, идущее на выполнение задания, ухудшаетс...

Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения

Средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности обучающихся, они побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, самореализацию, улучшают запоминание и понимание ...

Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке

В статье рассмотрены теоретические основы, особенности и эффективные методы использования технологии портфолио в образовательном процессе, способствующие формированию ключевых компетенций обучающегося в современном мире, обусловленном влиянием информ...

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Задать вопрос