В условии усложнения рыночных отношений на фоне разыгравшейся холодной войны со странами Запада, усложнения экономических и присутствия финансового кризиса в России повышается актуальность проведения как внешних, так и внутренних аудиторских проверок в целях подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственного предприятия, оценки системы внутреннего контроля, выявления внутрипроизводственных резервов.
В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями проведения аудита готовой продукции в организациях агропромышленного комплекса, приводится описание аудиторских процедур и сбора аудиторских доказательств, основанные на объектах аудита, отраслевой специфике агропромышленного сектора и нормативно-правовом регулировании конкретного учетного проверяемого объекта.
Научная новизна результатов настоящей статьи заключается в обобщении комплекса вопросов, связанных с характеристикой системы ведения аудита готовой продукции, методики выпуска и продажи готовой продукции, а также их теоретическом обосновании. Так же рассматривается и предлагается своя форма программы аудита, совершенствуется рабочий документ аудитора, а именно — ведомость определения результатов от реализации готовой продукции, все это служит для улучшения и ускорения процесса аудита, учета и реализации готовой продукции.
Ключевые слова: методика проверки, аудит готовой продукции, сельскохозяйственное предприятие, АПК, аудиторский контроль.
Введение
В условиях очередного экономического кризиса в стране, исходя из действующих жестких условий рыночных отношений, сопровождающихся кризисными явлениями, наиболее рациональным решением выступает оптимальный поиск эффективных и рациональных рычагов управления действующими хозяйствующими субъектами предпринимательства. Экономическая независимость страны в обеспечении продуктами питания зачастую зависит от успешности решения проблем сельского хозяйства. Исследования и систематизация методических аспектов формирования, управленческого аудита готовой продукции на сельскохозяйственных предприятиях, ее учет, калькуляция себестоимости и объемов выпуска имеют важное теоретическое и практическое значение.
Система ведения аудита готовой продукции сельскохозяйственного предприятия на сегодняшний день выступает наиболее верным условием получения актуальной и достоверной информации по формированию информации о полноте оприходования продукции, себестоимости, реализации, правильному и обоснованно верному выбору и правильность применения варианта оценки готовой продукции. Особенностью рассматриваемой системы является многочисленность операцией по движения сельскохозяйственной продукции, их спецификой и разнообразием.
Объектом исследования является готовая продукция сельскохозяйственного предприятия.
Предметом исследования служит система ведения аудита учета готовой продукции на сельскохозяйственных предприятиях.
Целью настоящей статьи является характеристика и специфика ведения аудита готовой продукции на сельскохозяйственных предприятиях.
Цель аудита учета выпуска и продажи готовой продукции на сельскохозяйственных предприятиях — выражение мнения о достоверности и полноте отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о готовой продукции. Специфика деятельности сельскохозяйственного предприятия оказывает существенное влияние на порядок проведения аудиторской проверки, определяет задачи и функции аудита готовой продукции. Основным документом, определяющим задачи и функции аудита готовой продукции, являются Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности [2].
Проверка организации бухгалтерского учета готовой продукции относится к одному из видов аудиторских услуг, оказываемых аудиторской организацией по специальным заданиям согласно установленному договору с экономическим субъектом, или включается в общий аудит сельскохозяйственной организации. Аудиторская проверка учета готовой продукции — сложный и длительный научно-аналитический процесс по проведению независимой экспертизы бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью установления достоверности показателей этой отчетности.
Следует также отметить, что задачи аудита учета готовой продукции в сельскохозяйственном секторе тесно связаны с четырьмя сферами АПК:
производство средств производства;
сельскохозяйственное производство;
переработка продукции, хранение, торговля;
материально-техническое обеспечение, информационно-консультационное обслуживание.
Таким образом, функции аудита готовой продукции на предприятиях АПК в целом повторяют функции аудита МПЗ, но имеют свою специфику.
Следуемо так же заметить, что в настоящее время наряду с актуальным внешним аудитом готовой продукции большую актуальность приобретает и внутренний аудит, являющийся более приоритетным и действенным инструментом выявления всех возможностей для повышения эффективности деятельности предприятия АПК в целом и способствующий снижению затрат организации на проведение внешнего аудита.
При проведении внешнего аудита готовой продукции аудиторские организации при проверках применяют методы, жестко прописанные в стандартах аудиторской деятельности. При проведении внутреннего аудита предприятия АПК руководствуются своими внутренними разработками и стандартами.
По моему мнению, в целях аудиторской проверки готовой продукции на предприятии сферы АПК наиболее значимыми являются этапы аудита, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Основные этапы проведения аудита учета готовой продукции
Этапы |
Сущность этапа |
1. Планирование |
В соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. При планировании аудита целесообразно разработать общую стратегию и детальный подход к различным характерам, ожидаемым срокам проведения и объему аудиторских процедур Производится в разрезе пяти элементов системы внутреннего контроля: контрольная среда, процесс оценки рисков аудируемым лицом, информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, контрольные действия, мониторинг средств контроля Формирование выборки осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка». При этом используют стратификацию, из которой следует деление всей исследуемой совокупности операций на подсовокупности |
2. Сбор аудиторских доказательств |
Проведение аудиторской проверки означает процесс сбора и оценки аудиторских доказательств в соответствии с ФСАД № 7/2011 «Аудиторские доказательства». Аудитор получает доказательства путем выполнения аудиторских процедур |
3. Обобщение результатов аудиторской проверки, подготовка информации для формирования аудиторского заключения (итогового документа) |
По результатам аудиторских процедур проверки по существу аудитор должен экстраполировать ошибки, проанализировать их воздействие, оценить риски выборки и принять решение о возможности подтверждения достоверности проделанной работы. Аудиторское заключение по результатам проверки должно быть сформировано в соответствии с: ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»; ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»; ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» |
Каждый из рассматриваемых направлений включает в себя закономерную последовательность выполняемых работ.
Первый этап — планирование аудиторской проверки зачастую является и самым важным этапом. От него зависит качество проведения всей аудиторской проверки сельскохозяйственного предприятия. В ходе планирования аудиторской проверки следует составить общий план и программу аудита. В общем плане, который является рабочим документом аудитора, следует описать предполагаемые объем и порядок проведения проверки.Анализируя работы российских авторов [3, 4, 5], видим, что проверка осуществляется по укрупненным объектам, например аудит цикла продажи включает также проверку дебиторской задолженности.
Следует также отметить, что план проверки будет отличаться в зависимости от видов отчетности: индивидуальная или консолидированная. Ниже представлена предлагаемая форма общего плана аудита учета готовой продукции сельскохозяйственного предприятия (табл. 2).
Таблица 2
Общий план аудита бухгалтерской отчетности сельскохозяйственного предприятия
№ п/п |
Разделы проверки по объектам аудита |
Период проведения |
Исполнители |
Наименование нормативных документов, регламентирующих учет |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
В общем плане в постоянных реквизитах предлагаем добавить строку «Отчетный период». В таблице 2 предлагается название колонки 2 изменить исходя из назначенных на стадии планирования аудиторской проверки объектов аудита, а также добавить колонку «Наименование нормативных документов, регламентирующих учет» того или иного объекта. Считаем целесообразным в данную форму документа следует включить ссылку на законодательные и нормативные документы исходя из представленной в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязанности аудиторов предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторов. В целях формирования выводов и обоснования их, следует на стадии планирования проверки определить законодательные и нормативные документы, на основании которых будет проводиться проверка.
На основе составления общего плана аудита учета готовой продукции сельскохозяйственного предприятия разрабатывается программа аудита. Исходя из распределения обязанностей, аудиторам можно предоставлять не всю программу, а только те ее части, которые определяют конкретные объекты проверки.
При анализе источников, у ряда различных авторов предлагаются различные формы программы аудита. Предлагаем форму программы аудита учета готовой продукции сельскохозяйственного предприятия (табл. 3), включающую в себя уточненные наименования отдельных граф (2, 5, 7) и дополнительные колонки. Предполагается, что колонка «Аудиторские процедуры и способы проверки» должна включать в себя перечень процедур, которые будут применяться при проверке того или иного аудируемого объекта. К способам проверки относятся сплошная или выборочная проверки объекта.
Таблица 3
Предлагаемая форма программы аудита
№ п/п |
Перечень вопросов по разделам аудита |
Период проведения |
Исполнитель |
Документы аудируемого лица |
Рабочие документы аудитора |
Аудиторские процедуры испособы проверки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Например, в общем плане определен раздел по объекту аудита «Проверка денежных средств». В программе можно определить перечень вопросов исходя из объектов проверки, к примеру:
«Проверка учета наличия и движения денежных средств:
в кассе;
на расчетных счетах;
на валютных счетах;
на специальных счетах в банке»;
Считаю целесообразным предоставление заказчику общего плана аудита, ввиду того, что в нем перечислены виды работ по объектам аудита. Исходя из специфики видов экономической деятельности на предприятии агропромышленного комплекса, аудируемое лицо может оценить положения общего плана проведения аудита, а также планируемый уровень существенности и аудиторского риска, а также все ли объекты учета включены в план и будут проверены. По моему мнению программу аудита готовой продукции, ввиду того, что она подготавливается больше для организации аудиторской проверки, предоставлять клиенту не обязательно. Более детально все обязанности аудиторов по этим вопросам должны быть определены и подробно описаны в договоре оказания аудиторских услуг.
Совершенствование рабочих документов аудитора. Для улучшения и ускорения процесса аудита учета и реализации готовой продукции можно использовать ведомость определения результатов от реализации готовой продукции. Предложенная форма ведомости представлена в таблице 1.4
Таблица 4
Рабочий документ аудитора. Ведомость определения результатов от реализации готовой продукции.
№ |
Номенклатурный номер |
Выручка от реализации |
Факт. Себест. Реализ. продукции |
Результат от реализации |
Отклонения |
|||||||||
Всего |
Заг.п. |
НДС |
Прибыль |
Убыток |
||||||||||
По учет.д. |
По ауд.д. |
По учет.д. |
По ауд.д. |
Отклонения не выявлено |
||||||||||
По учет.д. |
По ауд.д. |
По учет.д. |
По ауд.д. |
По учет.д. |
По ауд.д. |
По учет.д. |
По ауд.д. |
|||||||
1 |
001211515 |
2500 |
2500 |
1000 |
1000 |
500 |
500 |
700 |
700 |
300 |
300 |
- |
- |
|
Сумма выручки от реализации и результат от реализации взяты из форма№ 2. Номенклатурный номер взят из инвентаризационной карточки.
Согласно данной ведомости можно контролировать и давать конкретные предложения по регулированию реализации готовой продукции. Данная ведомость дает возможность аудитору оценить выполнение договоров по поставке продукции. С помощью этой ведомости предприятие может отслеживать увеличение или уменьшение объемов реализации и своевременно пополнять запасы готовой продукции. Также сопоставить данные аудитора с данными бухгалтерского учета и выявить отклонения.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что формирование общего плана и программы аудита — сложный организационный процесс, от которого зависит качество предстоящей аудиторской проверки.
Выводы
Таким образом, аудит готовой продукции, находящийся на всех уровнях управления, становится основой управления и гарантирует успешную деятельность сельскохозяйственных организаций в конкурентной среде рыночных отношений. На сегодняшний день большинство сельскохозяйственных предприятий осуществляют контрольные мероприятия в качестве дополнительных функций различных подразделений и отделов. Данный факт способствует возникновению разногласий между подразделениями в ответственности и обязанностях по проведению аудита готовой продукции. Рассмотрена и предложена своя форма программы аудита и предложен рабочий документ аудитора, а именно — ведомость определения результатов от реализации готовой продукции, все это служит для улучшения и ускорения процесса аудита, учета и реализации готовой продукции.
В целом для реализации функций и задач аудита готовой продукции в сельском хозяйстве аудитор должен обладать дополнительными знаниями в отношении:
договорной специфики в сельском хозяйстве;
обременений, связанных с пост-оплатой готовой продукции;
особенностей норм естественной убыли в сельхозпроизводстве.
В заключение необходимо отметить, что задачи и функции аудита готовой продукции в сельском хозяйстве — это первое, что необходимо определить перед началом аудита. Именно правильные постановка задач и определение функций влияют на реализацию аудита любого участка учета, в том числе и аудита готовой продукции, поэтому необходимо им следовать как профессиональным аудиторам, так и руководителям, которые хотят наладить учет готовой продукции экономического субъекта АПК.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002? 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 30.09.2002, № 39, ст. 3797
- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности» (утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, 25 от 22.04.2004)
- Бычков М. Ф., Балашова Н. Н., Алборов Р. А. Организационно-методические основы внутреннего контроля деятельности предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2013. — № 7. — С. 36–38.
- Остаев Г. Я., Концевая С. Р. Организация управленческого учета и внутреннего контроля в кормопроизводстве: Монография. М.: Изд-во МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014–212 с.
- Хосиев Б. Н. Развитие внутрихозяйственного контроля в системе управления сельским хозяйством // Известия Горского государственного аграрного университета. 2013- Т. 50 — № 1- С. 199–203.