Автор: Возломитель Мария Борисовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 01.04.2016

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Возломитель М. Б. Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 39-40.



В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, доминирует личностно-ориентированный подход к обучению. Одним из основных положений данного подхода является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Развитие автономии учащегося рассматривается как один из важнейших принципов обучения и в отечественной, и в зарубежной лингводидактике.

Рассматривая аспект автономии учащегося в рамках обучения иностранному языку, заметим, что тут роль учителя, бесспорно, выходит на первый план.

По мнению ряда исследователей, в рамках автономного изучения иностранного языка существует три основных метода, повышающих их активность и самостоятельность:

  • метод проблемного изложения, который трактуется как формулирование педагогом на уроке познавательной задачи непосредственно перед изложением материала для того, чтобы раскрыть систему доказательств, сравнить разные точки зрения и подходы, показывая способ решения поставленной задачи;
  • частично-поисковый (эвристический) метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;
  • исследовательский метод, который предполагает, что учащиеся после постановки ряда проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера [1].

С целью развития у учеников автономии, учитель ставит перед собой задачу в повышении частоты использования некоторых стратегий обучения, в частности тех, которые называются метакогнитивными [3]. В этом случае обучающиеся контролируют свое обучение и управляют им, оценивая процесс обучения, и принимают необходимые решения. Среди метакогнитивных стратегий можно выделить:

  • планирование своих действий при выполнении учебного задания;
  • постановку промежуточных целей;
  • рефлексию, позволяющую ученику адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны
  • самооценку;
  • гибкость, позволяющую выбрать нужную стратегию обучения.

Именно в развитии этих стратегий и состоит основная задача учителя иностранного языка, который готовит учащегося к дальнейшему, автономному обучению.Деятельность учителя - важнейшая часть окружения ученика, организующего как материал, находящийся в распоряжении ученика, так и возможности для его усвоения. Чем больший эффект независимости учащихся в овладении иностранным языком сможет создать учитель, тем выше будет оценена ими руководящая роль учителя [2].

Итак, на сегодняшний день эффективный учащийся - это не тот, кто безупречно выполняет все распоряжения учителя, а тот, который умеет организовать свое обучение. Учитель делегирует ученику часть своих полномочий, и чем меньше он использует источников и материалов в обучении, тем больше у ученика появляется шансов самостоятельно выстроить свою собственную модель познания. Таким образом, учитель играет роль советчика, наставника и руководителя, помогает учащимся сделать выбор в использовании ряда эффективных когнитивных стратегий, выбрать оптимальный алгоритм выполнения задания [2].

Литература:

  1. Алексеева М. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии. -Курск, 2007.
  2. Щепилова А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. – М.: Школьная книга, 2003.
  3. Benson, Ph. Autonomy and independence in language learning / Edited by Phil Benson and Peter Voller. – London and New York: Longman, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): автономии учащегося, роль учителя, аспект автономии учащегося, Развитие автономии учащегося, развитие личности учащегося, иностранного языка, руководящая роль учителя, учителя иностранного языка, автономному обучению.Деятельность учителя, метод проблемного изложения, часть окружения ученика, обучения иностранному языку, уроке познавательной задачи, активного субъекта учебной, эффективных когнитивных стратегий, автономного изучения иностранного, важнейших принципов обучения, непрерывному процессу образования, мнению ряда исследователей, распоряжения учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос