Урок — гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые приёмы и методы обучения.
Нетрадиционный урок — у учащихся вызывает удовлетворение от самого процесса труда. Эффективность нетрадиционных форм развития и обучения хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, им нужно проявить не только свои знания, но и творчество, смекалку.
Поэтому наша работа направлена на рассмотрение одного из видов нетрадиционных уроков — это кино-урок. С его помощью можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Данным вопросом занимались ученые и методисты, такие как: А. С. Макаренко, М. М. Полонский, В. И. Крапчатов, С. Н. Пензин, М. С. Шатерникова, Ю. Н. Усов, Ю. М. Рабинович, Геронимус Т. М. и др.
Но нужно заметить, что в использовании кино-уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков, а в частности кино-уроков, в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Цель работы: показать, как использование кино-уроков будет способствовать расширению представлений учащихся о процессе производства различных материалов по предмету «Технология» во 2 классе.
Задачи:
- Изучить научно-методическую и психолого-пдагогическую литературу по проблеме выпускной квалификационной работы.
- Описать основные базовые понятия темы выпускной квалификационной работы.
- Проанализировать учебник Т. М. Геронимус «Я все умею делать сам» для 2 класса, с целью выявления тем с возможным использованием кино-уроков для расширения представлений учащихся о процессе производства различных материалов.
- Разработать конспекты кино-уроков.
- Изучить динамику расширений представлений учащихся о процессе производства различных материалов на уроках «Технология».
- Обобщить полученные результаты в ходе исследования.
Гипотеза: если использовать кино-урок по предмету «Технология», то это будет способствовать расширению представлений учащихся о процессе производства различных материалов во 2 классе по программе.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
Практические (эмпирические): наблюдение, анкетирование, беседа, анализ полученных результатов, изучение педагогического опыта, эксперимент.
В нашей теоретической части «Теоретические основы использования кино-урока вначальной школе» мы рассматривали следующие вопросы:
1.1. Кино-урок как тип урока технологии.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития учащихся начальной школы.
1.3. Методика обучения составления учащимися алгоритма процесса производства разных материалов.
Во второй главе «Формирование представлений учащихся 2 класса опроцессе производства разных материалов» нами описаны проведенные уроки и полученые результаты по поставленной проблеме.
Экспериментальный характер исследования реализовался в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для проведения эксперимента была определена следующая цель:
— показать, как использование кино-уроков будет способствовать расширению представлений учащихся о процессе производства различных материалов по предмету «Технология» во 2 классе по программе Геронимус Т. М.
Для проведения формирующей части нашего эксперимента мы определили темы уроков:
– Кино-урок. «На деревообрабатывающем комбинате».
– Кино-урок. «Производство полиэтиленовой пленки».
– Кино-урок. «Производство ткани».
Мы считаем, что выбранная нами тема достаточно перспективна, так как изучая разные источники информации, мы убедились, что цель нашего исследования была выбрана своевременно. В своей будущей профессиональной деятельности мы планируем продолжать наше исследование.
Литература:
- Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа, 2008.
- Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014. № 3.