Библиографическое описание:

Рудчик А. А. К вопросу о правовом регулировании трудовых отношений работников Крайнего Севера // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 99-101.



а также наделением полномочий по ряду вопросов органов местного самоуправления, что достаточно широко освещается в современной литературе [1]. Что же касается Крайнего Севера, то необходимо отметить, что гармоничное сочетание федерального, регионального, муниципального регулирования является особенно актуальным, поскольку эти вопросы непосредственным образом связаны с миграционными процессами, которые, несмотря на их повсеместное явление, происходят в экстремальных природно-климатических условиях особенно активно [2].

Специфика правового регулирования трудовых отношений регламентируется частью четвертой ТК РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления и работодателями внебюджетной сферы финансирования. Следует отметить, что наиболее важным источником в системе нормативно правовых актов является Трудовой Кодекс РФ, хотя, как отмечено многими специалистами в данной области, он имеет свои недостатки [3]. Так, вопросу о труде лиц, работающих в условиях Крайнего Севера посвящена глава 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Проанализировав содержание данной главы, можно сделать вывод о том, гарантии и компенсации делятся на 2 группы: установленные для всех работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и установленные только для работников федеральной сферы финансирования. К первой группе следует отнести выплату районного коэффициента к заработной плате (ст.316), процентных надбавок к заработной плате (ст.317), гарантии при ликвидации организации и сокращении численности штата (ст. 318), дополнительный выходной день без сохранения заработной платы лицам, имеющим детей до 16 лет (ст.319), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.321), порядок предоставления и соединения отпусков (ст. 322). Ко второй группе относят гарантии и компенсации по сокращенному рабочему времени для женщин (ст.320), медицинскому обслуживанию (ст.323), оплате компенсации проезда к месту использования отпуска и обратно (ст. 325) и при переезде (ст.326). Они устанавливаются ТК РФ исключительно для работников федеральных организаций. Остальным работникам гарантии и компенсации должны устанавливаться субъектами РФ, органами местного самоуправления, работодателями внебюджетной сферы финансирования, с которыми они непосредственно состоят в трудовых отношениях. Данный факт, несомненно, указывает на развитие иерархичности системы предоставления гарантий и компенсаций в условиях труда районов Крайнего Севера.

Как уже говорилось ранее, помимо ТК РФ, трудовые отношения работников Крайнего Севера регламентируются и иными законами. Так, например, Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [4] определяет, что минимальный размер пособия по безработице необходимо выплачивать с учетом районного коэффициента (ст.30); федеральный закон от 17.07.2011г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [5] устанавливает гарантии в области жилищных прав — предоставление субсидий при выезде из районов Крайнего Севера; федеральный закон от 22.08.2004г. № 122-ФЗ217 [6] о реформировании порядка предоставления гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера, основываясь на многоуровневом правовом регулировании [7].

Проанализировав судебную практику и существенное количество юридической литературы по данному вопросу, хотелось бы отметить следующие основополагающие моменты:

1) рассматривая положения ФЗ № 122, которые достаточно часто являются предметом спора в судах, можно утверждать о неприемлемости снижения гарантий и компенсаций лицам, работающим в условиях Крайнего Севера, ниже установленных на законодательном уровне;

2) отсутствие определения в законодательстве основных гарантий прав работников, несомненно, является пробелом в праве. Представляется возможным дать следующее определение: «Основные гарантии трудовых прав работников — это основы трудового законодательства, направленные на обеспечение возможности реализации работниками своих трудовых прав».

3) также, отдельные положения части IV ТК РФ содержат определенные недочеты, характерные и для норм отдельных институтов Кодекса — их бланкетный характер не допускает высокоэффективной реализации установленных начал. Для решения этой проблемы предлагается закрепить на законодательном уровне путем внесения изменений в ТК РФ четких критериев реализации гарантий трудовых прав работников.

Таким образом, делая вывод из всего вышесказанного, следует сказать, что несмотря на некоторые недостатки, трудовое законодательство достаточно активно развивается и совершенствуется, что, безусловно, является положительным аспектом в законотворческой деятельности.

Литература:

  1. Демидов М.В. Место и роль Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 28–33; Корякин И.И. Административная реформа в Республике Саха (Якутия) // Административное право и процесс. 2012. № 11. С. 12–16
  2. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. М.: Контракт, 2008. 336 с
  3. Хныкин Г.В. Конституционные основы деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 19–21; Головина С.Ю. Проблемы применения медиации при разрешении трудовых споров // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 119–126; Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2012. № 5. С. 5–18
  4. Федеральный закон от 19.02.1993г № 4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. № 73. 16.04.1993.
  5. Федеральный закон от 17.07.2011г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. № 84. 06.05.1996.
  6. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/
  7. Кобылинская С. В. Общепризнанные принципы и нормы международного права в системе права социального обеспечения / С.В. Кобылинская // Апробация. — 2014. — № 3. — С. 71–72
Основные термины (генерируются автоматически): Крайнего Севера, районах Крайнего Севера, ТК РФ, работников Крайнего Севера, условиях Крайнего Севера, районов Крайнего Севера, трудовых прав работников, местного самоуправления, Российской Федерации, Федеральный закон, работникам Крайнего Севера, отношений работников Крайнего, органов местного самоуправления, «О жилищных субсидиях, жилищных субсидиях гражданам, отношения работников Крайнего, работодателями внебюджетной сферы, внебюджетной сферы финансирования, 211-ФЗ «О жилищных, труда районов Крайнего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос