Сходные мотивы в архаическом эпосе народов запада и востока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 672 раза

Библиографическое описание:

Рузметов, Х. К. Сходные мотивы в архаическом эпосе народов запада и востока / Х. К. Рузметов, Б. Р. Сапаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 927-928. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26678/ (дата обращения: 04.12.2024).



В статье сопоставляются английский эпос «Беовульф», французский эпос «Песнь о Роланде», персидский эпос «Рустам» и отдельные мотивы из тюркского эпоса, анализируются их типологические особенности.

В древнейший период жизненный уклад человечества во многих отношениях был сходным. В те времена люди непосредственно верили в различные сверхъестественные явления, разного рода небылицы и вымыслы. Они были неспособны проникнуть в истинную суть природных явлений.

В древнейшем архаическом эпосе народов находит свое конкретное воплощение их мировоззрение. Данные аспекты привлекают к себе внимание своей взаимной сходностью. В частности, главный герой англосаксонского эпоса (сложился в VII-VIII вв.) «Беовульф» по своему происхождению мифолого-сказочный» [2, с. 302].

Характерной особенностью мифологического эпоса является то обстоятельство, что имена главных героев в нем во многих случаях имеют значения сильный (силач), мощный. «Так же как имя Беовульф (буквально «волк-пчел»), означает«медведь» (ср. обширную группу сказок о медвежьем сыне, силаче и победителе чудовищ)» [3, с. 90].

В архаическом эпосе восточного фольклора также имеет место данная тенденция. Например, Рустам из «Шахнаме» Фирдоуси, корень данного имени руст- означает отважный, непобедимый. Имя героя узбекского эпоса Алпамыш тоже имеет значение великий, сильный. А также Манас из киргизского эпоса (его назовут чонг жинди — широкие плечи, что значит силач).

Многие из этих героев ведут единоборство с мифологическими силами — драконами, дивами. В этой связи, «от архаического эпоса тянется традиция изображать в качестве основного (и самого трудного) подвига богатыря его единоборство с противником, наделенным также фантастической силой» [4, с. 80].

Если обстоятельно рассмотреть образ Беовульфа, то становится очевидным тот факт, что в деятельности главного героя проявляется множество фантастических изображений.

«Беовульф», считающийся уникальным образцом саксонского эпоса, издревле проник в Британию в качестве народного героического эпоса, впоследствии превратившись в бесценное произведение, повествующее об историческом периоде жизни проникших сюда англосаксонцев. Данный эпос, будучи переписан в Х веке неизвестным каллиграфом, в виде рукописи хранится в настоящее время в Лондоне в Британском музее.

События, изображаемые в произведении, касаются народов, проживавших в те времена на Скандинавском полуострове, и повествуют, в основном, о сражении молодого человека по имени Беовульф с огромным морским чудовищем, а также с огнедышащим драконом.

Согласно краткому изложению событий, у датчан был король по имени Хротгар, который был удачлив в войнах и скопил большие богатства. Он воздвиг обширную, богато изукрашенную палату для пиров со своей дружиной. Недолго длилось веселье в этой палате. Сюда каждую ночь стал наведываться Грендель, страшное чудовище, жившее в соседнем приморском «болоте». Он увлекал за собой и пожирал десятки лучших хротгаровских дружинников. Никто не мог отвратить беду. Палата опустела, пиры прекратились, датчанами овладела великая скорбь.

Это продолжалось на протяжении 12 лет, пока весть о чудовище не достигла земли геатов (скандинавское племя гаутов, населявшее южные области Швеции). Услышал об этом и Беовульф, храбрейший из витязей короля геатов Хигелака, велел снарядить корабль и отправился на помощь датчанам вместе с 14 лучшими воинами. В первую же ночь их пребывания в гостях у Хротгара произошла страшная битва между Беовульфом и Гренделем. Грендель явился в палату в полуночный час, подкрался к геатам, схватил одного из них, разорвал пополам, раздробил его кости, стал сосать кровь из его жил и глотать мясо огромными кусками. Не успел он потянуться за другим, как схватила его могучая рука Беовульфа и началась между ними борьба. Напрасно Грендель пытался вырваться; жилы в плече его порвались, лопнули кожа и мясо, кости выскочили из суставов, вся рука Гренделя осталась у Беовульфа. Смертельно раненное повлеклось чудовище издыхать в свои болотные топи. На другой день Хротгар устраивает богатый пир в честь победителя и щедро одаривает Беовульфа. Однако в данном сражении Беовульф получил серьезные ранения и вскоре скончался, поручив управление народом своему близкому соратнику Виглафу.

Помимо этого, в национальном эпосе английского народа приводятся сведения о том, что Беовульф после смерти дяди в течение 50 лет мудро управлял своим народом.

В эпосе «Беовульф» о главном герое говорится следующее:

…that he thirty men`s grapple,

Has in his hand, the hero in battle.

То есть, он обладал мощью тридцати человек, никто не мог противостоять ему на поле брани [1, с. 14].

В данном аспекте следует остановиться и на образе Роланда из уникального эпоса французского народа «Песнь о Роланде» (La chanson de Roland). По мнению ученых, эта эпическая стихотворная поэма была записана в промежутке 1040–1115 годов поэтом по имени Турольд, и данный эпос основывается на событиях Ронсевальской войны 778 года в период правления Карла Великого. Идейный замысел сказания о Роланде выясняется из сопоставления «Песни о Роланде» с теми историческими фактами, которые лежат в основе этого предания. В 778 году Карл Великий вмешался во внутренние раздоры испанских мавров, согласившись помочь одному из мусульманских царей против другого. Перейдя Пиренеи, Карл взял несколько городов и осадил Сарагосу, но, простояв под ее стенами несколько недель, должен был ни с чем вернуться во Францию. Когда он возвращался назад через Пиренеи, баски, раздраженные прохождением через их поля и села чужих войск, устроили в Ронсевальском ущелье засаду и, напав на арьергард французов, перебили многих из них.

Роланд, являясь главным героем данного исторического эпоса, предстает в образе могучего и блестящего рыцаря, безупречного в выполнении вассального долга. Он в полном смысле слова — образец рыцарской доблести и благородства. В песне об этом повествуется следующее:

The count Rolland has never loved cowards,

Nor arrogant, nor men of evil heart.

Сражение Роланда, имеющее фантастический характер, ученый Н. Томашевский отмечает особо. «География «Песни о Роланде» фантастична; её персонажи вымышлены или просто чудовищны, как например, язычники из Мицены с огромными головами, заросшие щетиной, как кабаны. Действия этих уродов также невероятны. Звук Роландова рога раздаётся на тридцать лиг; Турпен после четырех ранений копьем или Роланд с раскроенной головой и брызжущим из ушей мозгом действуют и сражаются, как ни в чем ни бывало. Армии в «Песни о Роланде» огромны, по 360000 и 450000 рыцарей. Пять французов побивают 4000 язычников» [5, с. 18].

Подобного рода описания приводятся в аналогичном виде в отношении главных героев в эпосе всех народов.

В приключениях Рустама из «Шахнаме» Фирдауси также имеют место соответствующие эпизоды. Он также сражается с драконом.

Перед боем он своему врагу говорит следующее:

Я один буду противостоять всему войску,

Я могу уничтожить весь мир.

Затем начинается сама битва:

Некое чудовище набросилось на него,

Однако нашло здесь свою смерть.

Голова его скатилась с плеч,

Полились реки крови [6, с. 340–341]. (Построчный перевод)

В сражении Рустама с драконом доминирует фантастический характер изображения. Данное обстоятельство объясняется стремлением выразить превосходство эпического героя над эпическим врагом, показать его в качестве неуязвимого персонажа.

Особенности подобного рода, присущие главному герою эпоса, обладая типологическим характером, приобретают общность в эпосе народов мира.

Литература:

  1. English Literature. — М.:Просвещение,1969.
  2. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. — Л.: Наука, 1979.
  3. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: Наука, 1986.
  4. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. — Л.: Наука, 1988.
  5. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. — М.: Художественная литература, 1976.
  6. Фирдауси. Шахнаме. — Ташкент: Литература и исскуство, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, VII-VIII, архаический эпос, имя, Пиренеи.


Похожие статьи

Странствующие мотивы фольклора

В статье исследуются странствующие мотивы в фольклоре народов мира. Такие мотивы, как чудесное рождение, вскормление тотемом раскрываются на примерах «Авесто» и «Шахнамэ». Данные мотивы изучаются в сравнении с эпосом «Едигей».

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутского героического эпоса Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний П.А. Ойунским

Этническая идентификация в якутском олонхо и киргизском эпосе «Манас»

В статье в сравнительном плане рассмотрели особенности этнической идентификации в якутском и киргизском героических эпосах. Историзм киргизского эпоса «Манас» обусловил сильную этническую идентификацию героев произведения, а в якутском олонхо, наобор...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов

В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Похожие статьи

Странствующие мотивы фольклора

В статье исследуются странствующие мотивы в фольклоре народов мира. Такие мотивы, как чудесное рождение, вскормление тотемом раскрываются на примерах «Авесто» и «Шахнамэ». Данные мотивы изучаются в сравнении с эпосом «Едигей».

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных отрезков поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и якутского героического эпоса Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний П.А. Ойунским

Этническая идентификация в якутском олонхо и киргизском эпосе «Манас»

В статье в сравнительном плане рассмотрели особенности этнической идентификации в якутском и киргизском героических эпосах. Историзм киргизского эпоса «Манас» обусловил сильную этническую идентификацию героев произведения, а в якутском олонхо, наобор...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов

В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Задать вопрос