Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Утилизация автомобильных шин

Прочее
06.02.2016
581
Поделиться
Библиографическое описание
Родионов, Д. А. Утилизация автомобильных шин / Д. А. Родионов, И. В. Суворина, Ю. В. Князев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 936-937. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25962/.


 

Автомобильная техника используется абсолютно на каждом предприятии, и количество предприятий постоянно увеличивается. Также растут и объемы использованной резины, которая накапливается и занимает полезную площадь. Поэтому перед многими руководителями, а также частными автолюбителями возникает проблема, куда сдать старые шины, покрышки.

В нашей стране утилизация б/у резиновых покрышек чаще всего сводится к их выбрасыванию на свалку или другое «удобное» место. Это совсем не безопасно для окружающей среды — ведь для полного разрушения этого материала требуется более ста лет. Кроме того, снижение объема добываемой нефти требует максимального использования вторсырья. Экономически гораздо эффективнее покрышки восстановить или превратить в сырье для производства.

Самый распространенный физический метод — измельчение, позволяющее сохранить свойства и структуру полимеров. Для измельчения используются следующие методы:

                    бародеструкция — дробление материала на крупные части и «отжим» резины из корда (конечный продукт — крошка с диаметром 0,8 мм и корд, который нужно утилизировать);

                    обработка озоном — шины разрезаются на четыре части и в специальной камере подвергаются механическому и озоновому воздействию (конечный результат — крошка с диаметром 0,1–0,2 мм);

                    механическое дробление на крошку;

                    обработка высокой температурой — по сути это переработка шин в топливо, так как резина разлагается на составляющие, параллельно образуется газ, который можно использовать как топливо;

                    взрыв с циркуляцией;

                    обработка при низких температурах — для охлаждения используется жидкий азот, резина подвергается дроблению при температуре от 600о до 900оС;

                    «псевдосжигание» — сжигание в специальной камере при высоком давлении;

                    переработка шин пиролизом при температуре 1000оС, в результате образуется газ, который можно использовать как топливо;

                    прямое сжигание — шины сжигаются при избытке кислорода;

                    косвенное сжигание — сжигание в присутствии газа, полученного в процессе пиролиза;

                    восстановление. [1]

Сегодня существует множество химических и механических способов утилизации. При этом большинство химических способов не являются экологически безопасными, а получаемое на выходе сырье отличается низким качеством. Предпочтительнее использовать механическую утилизацию резиновых покрышек. Это практически безотходное производство, позволяющее вторично использовать переработанное сырье.

Существует несколько современных технологий утилизации автомобильных шин:

                    Пиролиз сырья с последующим получением углерода. Разложение резины при температуре около 500°C позволяет получать технический углерод низкого качества, в котором содержатся примеси: газы, металлы, зола. Недостаток способа заключается в высокой токсичности выбросов продуктов пиролиза, которые опасны для живых организмов.

                    Растворение покрышек в горячем битуме. Подобная утилизация шин позволяет получать металлолом, сырье для изготовления технического углерода и материал для строительства автомобильных дорог. Данный способ требует чрезмерного количества энергии, а модифицированный битум слишком дорог для покрытия дорожного полотна.

                    Перемешивание измельченных автошин с каменным углем и последующее сжигание. Данный метод утилизации автомобильных шин пришел из США: порезанные изделия используют в качестве топлива для ТЭЦ. Недостаток технологии — высокая токсичность и достаточно высокая цена на утилизацию резины.

                    Девулканизация резины. Технология очень сложна, а продукт, получаемый на выходе, имеет низкое качество.

                    Термолиз резиновой крошки в среде углеводородного теплоносителя. Этот способ является наиболее экологичным и позволяет получать товарный углерод, а также его жидкий остаток — синтетическую нефть. Сырье можно использовать для повторного изготовления покрышек.

                    Механическая переработка шин. Самый популярный метод переработки, который позволяет получать множество продуктов из вторсырья — изношенных покрышек. Данный метод сравнительно недорогой, экологически чистый и не требует большого количества энергии. Утилизация колес, резины данным методом позволяет перерабатывать шины, как от легковых и грузовых автомобилей, так и от сельскохозяйственной техники. Полученное вторичное сырье не теряет свою структуру, характеризуется положительными качествами, поэтому эффективно применяется для дальнейшего производства многих изделий. В результате в окружающую среду попадает намного меньше вредных отходов. [2]

Переработанные автомобильные покрышки — резиновая крошка, используется:

                    в строительстве новых дорог,

                    в производстве покрытий для детских и спортивных площадок,

                    для производства кровельных материалов

                    для изготовления тротуарной плитки.

Кроме того, каждая шина или покрышка, сдаваемая в утилизацию, снижает нагрузку на добычу нефти, т. к. именно этот природный продукт лежит в основе автопокрышки. Иными словами, даже отработанная, непригодная для поездок шина, сама по себе является ценным материалом. Просто меняется цель ее использования. Таким образом, утилизация шин — это ресурсосберегающая современная технология.

 

Литература:

 

  1.                http://punkti-priema.ru/drugoe-vtorsiryo/utilizaciya-pokrishek/moskva
  2.                http://to-biz.ru/pererabotka-shin/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 936-937):
Часть 9 (cтр. 827 - 937)
Расположение в файле:
стр. 827стр. 936-937стр. 937

Молодой учёный