Данная статья посвящена проблеме утилизации использованных автомобильных шин и информированию владельцев автомобилей, работников шиномонтажных мастерских о вреде от непереработанных автомобильных шин для окружающей среды. В статье говорится об истории создания резины, о составе современных резин, а также рассматривается вопрос: какую опасность несут автомобильные шины. Приведены варианты решения вопроса утилизации автомобильных шин.
Гипотеза: отслужившие свой срок и вовремя непереработанные автомобильные шины негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека.
Ключевые слова: резина, автомобильные шины, вред, утилизация, переработка, сжигание, складирование, закапывание, окружающая среда.
Автомобиль имеет важное значение для жизни людей. Но при этом он является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Во время эксплуатации автомобиля образуется большое количество отходов, а именно: вредные выхлопные газы, старые технические жидкости (масло, антифриз, и т. д.), и конечно же изношенные покрышки.
Проблема влияния автомобильных шин на окружающую среду актуальна как никогда. С каждым годом число автомобилей увеличивается. Для каждого автомобиля необходимо два комплекта шин (зима-лето). При эксплуатации автомобиля шины изнашиваются и приходят в негодность. Быстрый рост количества автопарка в нашей стране приводит к постоянному накоплению изношенных шин. Шин становится всё больше и больше, а негативное влияние, которое они оказывают, возрастает. Шины представляют большой вред для экологии. Они выделяют более ста вредных химических веществ в окружающую среду, как во время эксплуатации, так и в процессе дальнейшего хранения.
Утилизация отработанных покрышек одна из самых наболевших экологических проблем нашего времени. Шины не разлагаются под открытым небом. Выброшенные на свалку или закопанные в землю шины будут разлагаться более ста лет. При складировании они служат идеальным местом для размножения мышей, крыс и комаров, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний.
Отработанные автомобильные шины представляют собой ценное вторичное сырьё, содержащее резину, технический углерод и высококачественный металл. Поэтому вопрос массовой переработки автомобильных шин является очень актуальной на данный момент, как с экологической, так и с экономической точки зрения.
Резина — эластичный материал, получаемый из каучука. История резины начинается с открытием американского континента. Издревле коренное население Центральной и Южной Америки, собирая млечный сок каучуконосных деревьев, получали каучук. Ещё Колумб обратил внимание, что индейцы применяли в играх тяжёлые монолитные мячи из черной упругой массы, отскакивают намного лучше, чем кожаные. Так Колумб узнал о деревьях, растущих Индонезии и Бразилии, надрезы по которым, давали тянущийся сок — латекс. Именно он дал начало новому материалу, из которого в современном мире изготавливают резиновые изделия. В 1839 году Чарльз Нельсон Гудьир обнаружил, что если добавить в каучук немного серы и погреть, то прочность, твердость, эластичность, тепло и морозоустойчивость его улучшаться.
Для получения высококачественной резины добавляют ряд примесей. Состав современных резин представляет собой смесь из различных компонентов: присадок, наполнителей, пластификаторов и других специализированных добавок.
В последнее время много говорят о том, какой вред природе и здоровью людей наносят автомобильные выхлопы. Но не меньший вред человеческой жизни несут автомобильные шины. Как выяснили ученые, шины автомобилей несут серьезную угрозу здоровью миллионов людей при эксплуатации, а также при их утилизации. При изнашивании выделяют высокотоксичную пыль, вдыхание которой способствует развитию раковых заболеваний, астмы, аллергии. Отслужившие и выброшенные шины разлагаются в земле более ста лет, при этом происходит загрязнение почвы, вымывание токсинов и канцерогенных веществ грунтовыми водами. Сейчас детские площадки, а то и песочницы принято красиво обкладывать выкрашенными в различные цвета покрышками. Летом, на жарком солнце, краска лопается, резина нагревается, канцерогены испаряются. Представляете, какой ядовитый гадостью дышат дети? А есть еще огромные свалки, где шины сжигают, и вреднейшие вещества попадают в атмосферу.
Огромная проблема нашей области это скопление изношенных шин. На 2023 г. в Самарской области было зарегистрировано более 1,3 миллиона машин, численность населения в этот год составила 3, 142 миллиона человек. Ежегодно количество автомобилей в области увеличивается, соответственно увеличивается и количество шин от автомобилей. Многие самарцы знают о вреде автомобильных шин на экологию и на здоровье человека. Но мало кто из жителей знает, что старые изношенные шины можно перерабатывать, получая новый продукт. Подтверждением этому служит опрос, который мы провели среди автовладельцев, сотрудников шиномонтажных мастерских. В опросе приняли участие 21 человек.
Вопросы:
1) Как часто вы меняете автомобильные шины на новые? Ответ: один раз в год — 3 чел; один раз в три года — 9 чел; один раз в пять лет — 2 чел; один раз в два года — 6 чел; один раз в четыре года — 1 чел;
2) Знаете ли вы о вреде автомобильных шин на экологию и на здоровье человека? Ответ: Да — 13 чел; Нет — 8 чел;
3) Каким способом вы утилизируете изношенные автомобильные шины? Ответ: Выкидываю на свалку — 10 чел; Оставляю на шиномонтаж — 3 чел; Сжигаю — 1 чел; Использую на даче — 5 чел; Продаю — 2 чел;
4) Если у вас будет возможность безвозмездно утилизировать автомобильные шины на предприятие вторичной переработки, воспользовались бы вы этой возможностью? Ответ: Да — 19 чел; Нет — 2 чел.
Как показал опрос, самарцы готовы утилизировать автомобильные шины на предприятия вторичной переработки.
Изношенные шины — наиболее массивный органический балласт, к тому же плохо разлагающийся. Современный производитель понимает, чем вредны автомобильные шины. Технология утилизации покрышек намного выгоднее с любой точки зрения, чем старые методы сжигания, складирования и закапывания. Переработка отработанных покрышек способна значительно сократить потребление ценных полезных ископаемых и позволит получать экономическую выгоду, и в то же время сокращать урон, наносимый окружающей среде. На предприятиях по утилизации шин проводят измельчение резиновых колес, получают крошку, которую можно использовать:
— изготовление резиновых напольных покрытий;
— производство аксессуаров для автомобилей;
— специальное покрытие для детских и спортивных площадок;
— использование в качестве компонента при асфальтировании дорог;
— изготовление резиновой обуви;
— производство спортивного инвентаря, например, боксерских груш, матов, матрасов.
Таким образом, гипотеза о том, что отслужившие свой срок и во время непереработанные автомобильные шины негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека подтвердилась. Для привлечения внимания мы создали буклеты для владельцев автотранспорта и для работников шиномонтажных сервисов. В буклетах мы постарались донести краткую информацию о вреде от непереработанных автомобильных шин, а также адреса пунктов приема использованных автошин для вторичной переработки в нашем городе.
Литература:
- Стец А. А., Чайкун А. М. Экологические и экономические аспекты переработки и использования изношенных автомобильных шин // Известия Московского государственного технического университета МАМИ № 1 (15). 2013–36–40 с. [Электронный ресурс] — https://cyberleninka.ru.
- «Наша окружающая среда». Учебное пособие для начальных классов. Изд. дом «Дрофа», 2001г
- Резаев Е. И., Тюлюш Ч. О. Проект по переработке изношенных автомобильных шин и резиновых технических изделий в резиновую крошку //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Секция: управление современными предприятиями, отраслями, комплексами. 2013–130–133 с. [Электронный ресурс] — https://cyberleninka.ru.
- http://pererabotka-musora.ru/.shtml
- https://ru.wikipedia.org
- https://vk.com/rsbor_samara
- https://vtormarket-samara.ru/
- http://сбор-шин.рф/