The author analyzes the standard conditions of the transfer contracts in the field of football in terms of their impact on the legal status of the subject of sports. The conclusion is that 1) transfer the contract to a permanent transfer of a player to another football club has no properties inherent to labour law; 2) transfer the contract under a "lease" is the properties of labor law among other.
Keywords: the transfer contract, transfers, lease of sportsmans.
В общем приближении трансферный контракт – это соглашение между двумя спортивными клубами о переходе конкретного спортсмена из одного клуба в другой.
На первый взгляд, в целом правила трансфера спортсменов касаются отношений между различными спортивными клубами и не затрагивают социально-трудовых отношений спортсменов непосредственно со спортивными клубами. Однако так как спортсмена и клуб связывают трудовые отношения, при заключении и исполнении трансферного контракта неизбежно вторжение в трудоправовую сферу [1, С. 208; 2, С. 130].
Отсюда может возникнуть соответствующий вопрос о поиске конкретных трудоправовых свойств соответствующего трансферного контракта, так как ответ на этот вопрос может влиять, во-первых, на выбор того или иного круга норм (гражданско-правовых либо трудоправовых), которые могут применяться при оценке конкретного трансферного контракта (включая оценку на предмет действительности), во-вторых, на выбор способа разрешения потенциального спора между субъектами спортивной деятельности (включая выбор соответствующей юрисдикции).
Практика российского спортивного права в сфере футбола знает два основных типа трансферных контрактов: трансферный контракт и трансферный контракт на условиях «аренды» (ст. 1 Регламента РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов[3]).
Рассмотрим их отдельно.
1. Трансферный контракт– двусторонний договор, заключаемый между профессиональными футбольными клубами, определяющий порядок, сроки и условия перехода (трансфера) футболиста – профессионала (ст. 1 Регламента РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов).
Согласно условиям такого трансферного контракта [4] «Футбольный клуб 1 (ФК 1)[1]» обязуется расторгнуть срочный трудовой договор с футболистом с определенной даты и уволить его в порядке перевода к другому работодателю. «ФК 2» обязуется принять на работу Футболиста и заключить с ним срочный трудовой договор с определенной даты.
С трудоправовой точки зрения речь идет о:
- принятии обязательства работодателем («ФК 1») уволить работника в порядке перевода на работу к другому работодателю (п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ)),
- принятии обязательства будущим работодателем («ФК 2») заключить трудовой договор с уволенным в порядке перевода работником.
Таким образом, в данном случае трансферный контракт выступает как формализованная процедура соглашения двух субъектов (настоящего работодателя и потенциального работодателя) о переводе работника к другому работодателю (при этом трудовое законодательство не регулирует данную процедуру).
Указание в контракте на обязательство будущего работодателя заключить трудовой договор с уволенным в порядке перевода работником – это, по сути, воспроизведение нормы закона (ст. 64 ТК РФ), которое приводится для обоснования «предмета» договора. Такое условие позволяет нам говорить о действительном намерении сторон (соглашение именно о переводе работника, а не о каких-либо иных действиях), но такое условие не влияет на права и обязанности сторон в трудоправовом аспекте.
Первое же условие – условие о принятии обязательства работодателем уволить работника в порядке перевода к другому работодателю – вызывает больше вопросов.
Порядок перевода работника к другому работодателю установлен законодательно (ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ): для перевода работника необходимо наличие сложного юридического состава, включающего в себя: 1) письменную просьбу работника о переводе или письменное согласие и 2) решение работодателя (в принятии решения работодатель полностью свободен, процедура принятия такого решения лежит вне рамок регламентации трудового законодательства).
Представляется, что принятие работодателем – футбольным клубом обязательства по увольнению работника в порядке перевода к другому работодателю говорит о сформированности лишь одного из двух элементов сложного юридического состава (в данном случае исходим из того, что футбольный клуб, взяв на себя обязательство, стремится его исполнить и не теряет интерес к его исполнению). Сформированность другого элемента юридического состава (согласия работника) лежит вне рамок трансферного контракта.
Так как сложный юридический состав не формируется при реализации трансферного контракта, нельзя говорить о том, что такой трансферный контракт может влиять на трудоправовой статус субъектов.
Кроме того, как уже указывалось выше, решение работодателя о переводе спортсмена к другому работодателю – решение экономического плана, принятие которого лежит вне сферы регламентации трудового законодательства.
Следовательно, и заключение, и исполнение трансферного контракта (в тех пределах, в которых это может сделать работодатель без каких-либо волеизъявлений работника) не содержат трудоправовых элементов.
Необходимо отметить, что судебная практика придерживается аналогичной позиции. Так, в одном из дел ответчик ссылался на то, что, по его мнению, трансферный контракт был заключен по поводу трудовых отношений футболиста и не соответствует ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом был проанализирован трансферный контракт, типовая форма, по которой этот трансферный контракт был заключен. По результатам анализа суд пришел к выводу, что трансферный контракт и его типовая форма не регулирует трудовые отношения с футболистом, футболист не является стороной данного контракта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 № 09АП-13241/2014-ГК по делу № А40-130042/13[5])
2. Далее обратимся к трансферному контракту на условиях «аренды».
Трансферный контракт на условиях «аренды» – трехсторонний договор, заключаемый между профессиональными футбольными клубами и футболистом-профессионалом, определяющий порядок, сроки и условия перехода (трансфера) футболиста - профессионала на условиях «аренды» (ст. 1 Регламента РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов).
Согласно условиям такого контракта [6], «ФК 1», имеющий первоначально заключенный действующий срочный трудовой договор с футболистом, обязуется по согласованию с футболистом приостановить действие указанного трудового договора и временно перевести футболиста в «ФК 2» с определенной даты для временной работы. При этом течение срока действия первоначально заключенного срочного трудового договора между «ФК 1» и футболистом не прерывается.
«ФК 2» обязуется принять футболиста на временную работу и заключить с футболистом срочный трудовой договор на установленный сторонами период. «ФК 2» обязуется в период действия такого контракта и в период действия срочного трудового договора выплачивать футболисту заработную плату и иные вознаграждения в порядке и на условиях, определенных срочным трудовым договором; нести ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, установленных таким контрактом, Регламентом и иными регламентирующими документами РФС.
«ФК 1» и футболист возобновят действие первоначально заключенного срочного трудового договора с момента окончания трудового договора с «ФК 2».
Таким образом, в структуре данного контракта можно выделить следующие обязательства сторон:
- «ФК 1» временно приостанавливает действие трудового договора и переводит Футболиста к другому работодателю («ФК 2») на определенный срок,
- «ФК 2» обязуется принять футболиста на временную работу и заключить с Футболистом срочный трудовой договор на установленный сторонами период, при этом «ФК 2» приобретает права и обязанности работодателя по отношению к Футболисту,
- «ФК 1» и футболист взаимно обязуются возобновить действие первоначально заключенного срочного трудового договора с момента окончания трудового договора с «ФК 2».
Указанные обязательства полностью находят отражение в трудовом законодательстве, а точнее – в институте временного перевода спортсмена к другому работодателю (ст. 348.4 ТК РФ).
В данном случае трансферный контракт выступает как в роли внутриорганизационного согласования воль экономических субъектов по принятию решения о переводе спортсмена, так и в роли письменного согласия работника на такой перевод (ч. 1 ст. 348.4 ТК РФ). При этом полагаем, что согласие работника в данном случае может быть выражено и в форме выступления стороной в трансферном контракте в силу ч. 3 ст. 348.1 ТК РФ.
В настоящем случае происходит смешение норм гражданского права и трудового права в одном договоре-документе. Такое явление становилось предметом исследований представителей науки трудового и гражданского права.
Некоторые авторы полагают, что элементами смешанного договора являются исключительно гражданско-правовые договоры. Договоры иной отраслевой принадлежности, в частности трудовой договор, не могут являться элементами смешанного договора [7]. В обоснование своей позиции автор указывает, что поскольку под законами и иными правовыми актами РФ, которыми могут быть предусмотрены элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ) в соответствии со ст. 2 и 3 ГК РФ, понимаются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников [7].
Вместе с тем, существует и иные позиции. Так, М. Ю. Челышев и Д. В. Огородов предлагают расширенный подход к понимаю конструкции смешанного договора, распространив ее на те случаи, когда частноправовое соглашение (договор) содержит условия, относящиеся к разным отраслям права [8; 9]. Специалисты в области трудового права также признают возможность существования трудовых договоров с включением в них гражданско-правовых условий [10, С. 167]. Судебная практика придерживается аналогичной позиции: так, Верховный Суд РФ указывает, что трудовой договор со спортсменом, тренером также могут быть включены условия, носящие гражданско-правовой характер, в том числе порождающие обязательства сторон как субъектов спорта, принимающих участие в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.11.2015 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров» [11])
Представляется возможным присоединиться к последней точке зрения. Действительно, законодательство не позволяет нам включать в категорию «смешанный договор» (по смыслу ст. 421 ГК РФ) трудоправовые условия. Между тем, законодательство не содержит запрета на построение таких договоров-документов, которые бы содержали в себе как нормы гражданского, так и нормы трудового права. Разумеется, такая конструкция не может именоваться «смешанным договором» в смысле ГК РФ. Примером такого договора и является трансферный контракт на условиях «аренды».
Таким образом, правовая природа трансферных контрактов различна и дискуссионна. Так, трансферный контракт о постоянном переходе футболиста в другой футбольный клуб не содержит норм трудоправовой природы: его конструкция не предусматривает вторжения в трудоправовой статус субъектов спорта.
Между тем, трансферный контракт на условиях «аренды» имеет несколько иную природу. Включение в данный контракт третьей стороны – футболиста, - а также построение конструкции отношений, предполагающей сохранение трудовых отношений между сторонами во время перевода (пусть даже в «пассивном» состоянии) позволяют говорить о том, что такой контракт влияет на трудоправовой статус субъектов. В этом случае необходимо определить природу такого контракта как смешанную, которая будет включать также трудоправовую (но не исчерпывать ее полностью).
Литература:
- Шевченко О. А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России / О. А. Шевченко: дисс. … доктора юрид. наук. – М., 2014. – 371 с.
- Шевченко О. А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России / О. А. Шевченко. – М. : Проспект, 2015. – 224 с.
- Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов (редакция вступает в силу с 01 июня 2015 года) // Официальный сайт Российского футбольного союза. – Режим доступа: http://www.rfs.ru/res/docs/regulations/regl_status_transfer_1jun.doc (10.11.2015).
- Типовая форма трансферного контракта о переходе футболиста - Приложение №5 к Регламенту РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов.
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 № 09АП-13241/2014-ГК по делу № А40-130042/13 // СПС «Консультант Плюс».
- Типовая форма трансферного контракта о переходе футболиста на условиях «аренды» - Приложение №6 к Регламенту РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов.
- Бычков А. И. Смешанный договор в гражданском праве / А. И. Бычков // Юрист. – 2012. - №20. С. 18 – 25.
- Огородов Д. В. Смешанные договоры в частном праве: отдельные вопросы теории и практики / Д. В. Огородов, М. Ю. Челышев // Законодательство и экономика. - 2005. - № 10. С. 50 – 53.
- Огородов Д. В. К вопросу о видах смешанных договоров в частном праве / Д. В. Огородов, М. Ю. Челышев // Законодательство и экономика. - 2006. - № 2. С. 53 – 59.
- Бугров, Л. Ю. Трудовой договор в России и за рубежом / Л. Ю. Бугров. – Пермь, 2013. – 642 с.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров» // СПС «Консультант Плюс».
[1] Регламент РФС при обозначении сторон контракта оперирует условными понятиями «Футбольный клуб 1», «Футбольный клуб 2». Далее мы будем приводить такие понятия также в сокращенном виде – «ФК 1» и «ФК 2».