Библиографическое описание:

Допира Р. И., Попова Н. В., Базикова К. М. Применение современных технологий обучения для дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений» // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 81-84.

 

В статье рассмотрены инновационные технологии обучения, применяемые при подготовке студентов информационного профиля. В результате применения данных технологий преподаватель, выступая консультантом, помогающим студентам реализовать выбранную образовательную траекторию, учит студентов самостоятельно изучать, анализировать, систематизировать, оценивать полученные знания и применять их в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: разработка приложений, современные технологии обучения, таксономия Блума, Case-study

 

Развитие информационных и сетевых технологий диктуют новые форматы передачи и хранения знаний. Уникальные изменения в технологиях и методологиях обучения за последние пять лет предназначены для применения информационных технологии в профессиональной деятельности преподавателя. Сейчас учебный процесс больше должен быть направлен на яркость представления учебного материала и его скомпанованность в блоки, так как современная молодежь привыкла усваивать материал блоками, что связано с её большим интересом к информации, полученной через Интернет. Возможности Интернета так же обусловили изменения в направлении выбора акцентов в обучении. Так, сегодня преподаватель не является единственным источником знаний и информации, да и представить такой объём информации, который может предоставить Интернет не реально за отведённые учебные часы. Сегодня преподаватель в первую очередь должен научить студента эффективно выполнять отбор информации, правильно её систематизировать в зависимости от текущего положения вещей и всегда помнить о практическом её применении и не только в разрезе изучаемой дисциплины.

Дисциплина для специальности 5В060200 — «Информатика» «Разработка клиент-серверных приложений» изучается на четвертом курсе и относится к элективным дисциплинам. Пререквизитами дисциплины являются «Web-дизайн», «Программирование», «Базы данных и информационные системы». Учебно методический комплекс дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений» разработан с использованием современных подходов и методов, улучшающих качество преподавания, используются стратегии, инструменты и образовательные технологии для обеспечения эффективности учебного процесса и учебных достижений студентов, предоставляются инновационные подходы в обучении, претворяющие в реальность переход от концепции «передачи готовых знаний» к концепции «образование-становление». Поэтому дисциплина предназначена для синтеза теоретических знаний и приобретения практических умений в разработке приложений. Ожидаемые результаты изучения дисциплины:

  1.                знания:

                    особенностей разработки приложений с помощью среды Visual Studio

                    теоретических основ языка программирования C#

                    возможностей платформы Microsoft .Net Framework для разработки и выполнения программ;

  1.                умения: разрабатывать, внедрять и тестировать клиент-серверное приложение;
  2.                навыки:

                    использования современных инструментальных средств и технологий программирования

                    определения требований к разрабатываемому приложению.

При проведении лекционных занятий используются опережающие задания для определения начального уровня знаний; ассоциограммы, нацеленные на определение основных понятий дисциплины; написание эссе на тему «Мой первый опыт создания приложения»; рефлексия (ответ на вопросы о том, что на лекционном занятии понравилось, что нет, и что хотелось бы узнать подробнее). Используется метод Колба — теория, согласно которой весь процесс обучения и освоения информации у взрослых обучаемых состоит из четырех ступеней: непосредственный конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, теоретическое обобщение и эксперимент. Для демонстрации примеров были записаны видеоролики программой видеозахвата экрана монитора HyperCam, отредактированы и сконвертированы в программе FreemakeVideoConverter. Контроль и оценка результатов обучения студентов осуществляется тестированием, используя программу разработки тестов FreeQuizMarker. Эта программа позволяет создавать всевозможные тесты (открытого, закрытого типа, с множественным выбором, на соответствие).

Для закрепления теоретического материала студентам на практических занятиях выдаются индивидуальные задания. В качестве методических рекомендаций используются скринкасты. Цели практических занятий определены с применением таксономии Блума. На рисунке представлена пирамида Блума, для занятия по теме "Основные понятия языка программирования С#".

Рис. 1. Цель практического занятия

 

В таблице 1 приведены контрольные вопросы:

 

Таблица 1

Знание

Перечислите характеристики переменой.

Назовите операторы выбора, являющиеся эквивалентом тернарной операции «?:».

В какой кодировке хранятся символьные (char) переменные в C#?

Понимание

Объясните программные конструкции в C#.

Опишите области видимости переменной.

Почему сначала нужно присвоить значение переменной, а потом её использовать ?

Применение

Выполните явное преобразование типов данных.

Опишите функции которые можно применить для преобразования к строковому типу.

Примените операторы цикла

Анализ

Определите эффективность оператора цикла.

Выявите сходство и различие операторов цикла.

Обоснуйте выбор оператора блока case

Синтез

Подумайте и предложите способы оптимизации решения задачи

Предложите свой альтернативный метод решения поставленной задачи.

Обоснуйте выбор методов описания массива

Оценка

Оцените методы описания массивов.

Выберите функции для преобразования данных к строковому типу.

Оцените эффективность использованного алгоритма

 

Все студенты ознакомлены с критериями оценивания практического занятия, приведенными в таблице 2:

 

Таблица 2

Критерии

Балл

Отсутствие понимания алгоритма решения задачи, была попытка составить программу

1

Программа реализации алгоритма составлена, но при компиляции выдает ошибки, отсутствует конечный результат

2

Программа имеет конечный результат в соответствии с алгоритмом, но студент затрудняется в объяснении и ответах на вопросы

3

Студент может объяснить постановку задачи, алгоритм решения задачи, интерфейс приложения не обрабатывает ошибки

4

Студент может объяснить постановку задачи и алгоритм решения, интерфейс приложения содержит диалоговые окна, программный код оптимизирован

5

 

Многофункциональный метод обученияCase-studyприменяется на практических занятиях и СРСП. Приведем один пример разработанного кейса:

Вид кейса практический

Метод — панельная дискуссия

Форма — групповая

Цель: Разработать информационно-справочную систему «Магазин» с использованием технологии доступа к данным ADO.NET и MicrosoftSQLServer

Ситуация: Вручную вести учет наличия товара и следить за продажей по различным категориям является очень трудоемкой работой, особенно в крупных магазинах. В связи с этим возникает необходимость создания автоматизированной системы для учета товаров и выполнения операций над ними. Необходимо разработать информационно-справочную систему для среднего по величине магазина.

Рекомендации: Студенты разбиваются на группы и рассматривают проблему.

Вопросы, на которые должны опираться студенты при нахождении решения:

  1.                Проанализируйте модель базы данных и интерфейс информационной системы, в соответствии с информационными потоками.
  2.                Выберите структуру базы данных, которая, по Вашему мнению, является самой эффективной.
  3.                Подумайте и предложите способы оптимизации схемы базы данных.
  4.                Опишите объекты интерфейса информационной системы.
  5.                В чем сходство и различие объектов реализации интерфейса?
  6.                Оформите отчет (3-5 страниц), включающий схему базы данных и описание интерфейса информационной системы.

Критерии и параметры оценивания Case-study представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Критерии

Баллы

Созданы таблицы для ИС

5

Разработана схема базы данных с связями между таблицами

8

При разработке БД используется нормализация отношений, тип данных определен эффективно

10

Модель интерфейса ИС разработана с учетом структуры БД

12

Определены свойства объектов для модели интерфейса ИС

15

Разработана техническая документация к ИС и создан отчет по работе в группе

+3

Активность

+2

Максимальный балл

20

 

Современные информационные технологии обучения нацеливают преподавателя на использование передовых подходов к учебному процессу, направленному на расширение интеллектуального уровня студентов, ориентирующего думать критически и творчески. В результате применения данных технологий достигаются поставленные цели и ожидаемые результаты изучаемой дисциплины. Тем самым, преподаватель, выступая консультантом, помогающим студентам реализовать выбранную образовательную траекторию, учит студентов самостоятельно изучать, анализировать, систематизировать, оценивать полученные знания и применять их в профессиональной деятельности

 

Литература:

 

  1.                 Допира Р.И., Попова Н.В., Базикова К.М. Проектирование и реализация информационной системы «Семейный бюджет» при изучении дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений». Вестник Карагандинского университета. Серия Математика. № 2 (78) / 2015, стр. 43-48.
  2.                Лазарева И. Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 94 / 2009, стр. 130-136.
  3.                Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/ Ижевск, УдГУ, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): «Разработка клиент-серверных приложений», дисциплины «Разработка клиент-серверных, информационной системы, базы данных, технологии обучения, профессиональной деятельности, применения данных технологий, изучаемой дисциплины, результате применения данных, интерфейса информационной системы, образовательную траекторию, разрезе изучаемой дисциплины, комплекс дисциплины «Разработка, инновационные технологии обучения, изучении дисциплины «Разработка, основных понятий дисциплины, результаты изучения дисциплины, данных технологий преподаватель, современных технологий обучения, результатов обучения студентов.

Ключевые слова

разработка приложений, современные технологии обучения, таксономия Блума, Тематическое исследование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос