В настоящее время проблема противодействия коррупции находится в центре внимания российского общества и государства. После ратификации Россией основополагающих международных соглашений в этой сфере, таких как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в стране началось активное формирование законодательства о противодействии коррупции и разработка комплексных мер противодействия этому негативному явлению. Были приняты федеральные законы «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. № 273-ФЗ [1] и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009г. № 172-ФЗ [2], разработан Национальный план противодействия коррупции [3], утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
Результаты криминологических исследований состояния и проблем противодействия коррупции последних лет свидетельствуют о ее широком распространении, проникновении практически во все сферы жизни российского общества: медицину, образование, правоохранительную деятельность. Не является исключением в этом отношении и сфера антинаркотической деятельности Российской Федерации, в особенности — противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее — наркотики).
Высокая общественная опасность коррупции в указанной сфере обусловлена крайне негативными ее последствиями — дискредитацией всей деятельности государства по борьбе с преступным наркобизнесом и немедицинским потреблением наркотиков в стране. Коррупция в данной сфере приводит не только к безнаказанности организаторов наркобизнеса, но и способствует формированию у населения недоверия к правоохранительным органам, влекущего отказ от содействия при выявлении лиц, занимающихся распространением наркотиков.
Криминологические исследования показывают, что незаконный оборот наркотиков и коррупция — тесно взаимосвязанные явления. Наркобизнес является одной из наиболее прибыльных отраслей теневой экономики. Высокие доходы, приносимые этим видом преступной деятельности, активно используются преступниками для подкупа работников правоохранительных органов, позволяющих им безнаказанно пересекать границы государств, распространять наркотики среди населения нашей страны, уходить от ответственности.
Взаимосвязь незаконного оборота наркотиков с коррупцией признается и международным сообществом. Международный комитет по контролю над наркотиками отмечает, что ничто так не сковывает усилия по борьбе с незаконной торговлей наркотиками, как подкуп публичных должностных лиц со стороны организованных преступных групп, пособничество незаконному обороту наркотиков со стороны коррумпированных чиновников или их участие в криминальном наркобизнесе [4].
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690, разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, признано одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики.
Результаты проведенного исследования позволяют главной отличительной особенностью коррупции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков назвать ее способность оказывать негативное влияние на состояние борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, детерминировать ее рост, обуславливать расширение масштабов наркотизации населения.
Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков — часть негативного социального явления — коррупции в целом, которая создает благоприятные условия для роста наркопреступности и наркопотребления, обладает высокой общественной опасностью и латентностыо, и проявляется в специфической сфере общественных отношений, — связанной с борьбой с незаконным оборотом наркотиков, и профилактикой их немедицинского потребления, участниками которой выступают должностные лица правоохранительных органов, с одной стороны, и потребители, сбытчики наркотиков и иные лица, включенные в незаконный оборот наркотиков, — с другой.
На основе классификационных критериев и с учетом особенностей детерминации типология коррупции в данной сфере включает следующие основные типы: взяточничество, связанное с незаконным оборотом наркотиков; коррупционная наркопреступность (участие коррумпированных должностных лиц правоохранительных органов в незаконном обороте наркотиков); коррупционное посредничество в совершении наркопреступлений. Указанным типам коррупции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков присущи различные формы проявления, специфические характеристики субъектов, различия в детерминации.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о широком распространении коррупции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и ее высокой латентности. Изучение судебной практики по делам о коррупционных преступлениях, совершаемых должностными лицами уголовно- исполнительной системы, выражающихся в посредничестве в незаконном приобретении наркотиков, показало наличие серьезных трудностей в вопросах квалификации таких преступных деяний. Кроме того, такие преступления не отражаются в статистической отчетности как коррупционные. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 228 УК РФ квалифицированным составом, предусматривающим повышенную уголовную ответственность за совершение данного преступления с использованием служебного положения, в том числе из корыстной или иной личной заинтересованности, и относить данное преступление к числу коррупционных.
Специфика причин коррупции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, и условий, способствующих ее появлению и распространению (факторов):
среди социально-экономических факторов основным является высокое коррупционное давление представителей организованного наркобизнеса, доходы от которого несоизмеримо выше финансовых возможностей государства по социально-экономическому обеспечению сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих противодействие наркопреступности;
в группе организационно-управленческих факторов — это в первую очередь недостатки подбора кадров для правоохранительных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, а также терпимое отношение коллег и руководства к проявлениям коррупции;
определяющее значение в числе личностных факторов коррупции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков имеет распространение наркотизации в среде работников правоохранительных органов, вызванное не только доступом этих лиц к наркотикам в связи со своей служебной деятельностью, но и намеренным вовлечением их в немедицинское потребление наркотиков со стороны представителей организованного наркобизнеса;
среди правовых факторов — несовершенство действующего законодательства, регулирующего вопросы оборота наркотиков, противодействия их незаконному обороту, в т. ч. его коррупциогенность, а также отдельные недостатки и неполнота законодательства, направленного на противодействие коррупции.
В связи с этим важной мерой профилактики как немедицинского потребления наркотиков, так и коррупции, связанной с ним, стало бы расширение трактовки предмета взятки путем включения в него объектов, изъятых из гражданского оборота, а также ограниченных в обороте, к которым относятся наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры.
Несмотря на то, что именно представителей организованного наркобизнеса и сбытчиков наркотиков эксперты называют наиболее активными корруптерами в данной сфере, изучение судебной практики показало, что к уголовной ответственности за дачу взятки сотрудникам правоохранительных органов привлекаются в основном лишь потребители наркотиков. В этой связи представляется необходимым разработать специальные меры защиты потребителей наркотиков — заявителей о фактах коррупции. Одной из таких мер могло бы стать установление возможности освобождения таких лиц не только от ответственности за дачу взятки, как это предусмотрено УК РФ в настоящее время, но и от ответственности за некоторые преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, например, предусмотренные ст. 228 УК РФ, послужившие поводом для вымогательства взятки.
Литература:
- Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. № 273-Ф3 (в актуальной ред.) //Российская газета. 2008. 30 декабря. № 266.
- Федеральный закон РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009г. № 172-ФЗ (в актуальной ред.) //Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609
- Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13.03.2012г. № 297 (в актуальной ред.) //Собрание законодательства РФ. 2012. № 12. Ст. 1391.
- Наркотики и коррупция: первая глава Доклада Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2010год //Наркоконтроль. 2011. № 2. — С. 29.
- Павловская Н. В. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые аспекты: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.08): / Н.В. Павловская - Москва, 2013г. -28с.