В работе анализируется проблема выбора частного и государственного вуза для обучения на основе представления их достоинств и недостатков.
Ключевые слова: высшее образование, частный вуз, государственный вуз, качество образования.
Образование граждан во всех развитых странах мирового сообщества является основным приоритетным направлением и ведущим показателем их развития. Получение высшего образования, как одного из уровней, всегда было, остается и будет одной из значимых целей в жизни любого человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке рабочих мест. Например в Республике Казахстан (РК) в 2015 году 35 % (более одной трети) взрослого населения имеют высшее образование, а 17 % — два высших профессиональных образования.
На современном этапе развития казахстанского общества высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, определяет достаточный уровень профессионального образования в трёхуровневой системе (после среднего общего или профессионального образования) и включает в себя весь комплекс систематизированных теоретических знаний и практических умений и навыков, которые позволяют решать работнику теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.
В 2010 году Республика Казахстан официально присоединился к «Болонской декларации» и стала полноправным членом Европейской зоны высшего образования. Кроме того, 60 казахстанских вузов (частных и государственных) подписали «Великую Хартию Университетов» и таким образом, был осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр — магистр — доктор Ph.D, основанную на принципах Болонской декларации (известна также как Великая Хартия Университетов, 19 июня 1999 г.). В данных условиях ведущей задачей современной системы высшего образования в Республике Казахстан является обеспечение качественного и доступного образования в условиях рыночной экономики.
Формы получения высшего образования в Казахстане различны, так как высшее образование здесь можно получить на базе общего среднего образования (11 классов), начального профессионального, среднего профессионального (послесреднее образование) и высшего образования; в очной, заочной, вечерней, дистанционной форме и экстернатом; платно и бесплатно и др. Остановимся на в разнообразии форм, в которых возможно учиться в учебных заведениях высшего образования в РК.
Итак, на базе общего среднего образования и начального профессионального образования высшее образование получают в обычном порядке, то есть весь срок обучения составляет 4 года для бакалавриата. На базе среднего профессионального образования, если высшее образование получать по смежной специальности (например, педагогическое образование в колледже и в вузе), и высшего образования (так как одно высшее образование уже есть, то поступать можно на любую другую) высшее образование получают по сокращенным срокам обучения (на базе колледжа, как правило, около 3 лет, на базе высшего образования — 2 года). Следует отметить, что это не касается случаев поступления абитуриента на неродственную специальность после среднего профессионального образования (учился в медицинском колледже, поступаю на экономическую специальность) и на те специальности, по которым не предусмотрены сокращенные сроки получения второго высшего образования (после первого технического образования поступаю в медицинский вуз).
Очная форма обучения — самая распространенная и традиционная в Казахстане. Как следует из термина «очный», студент находится «под надзором» преподавателей и деканата все годы обучения, т. е., учебный процесс — это основной род деятельности для студента все время обучения. При этом, учебный процесс организован таким образом, что дисциплины и часы равномерно распределены в течение года на семестры или триместры, занятия ведутся как минимум 5 дней в неделю по несколько часов в день, с обязательными лекциями, семинарами, лабораторными работами и другими видами учебных занятий (самостоятельная работа студента, самостоятельная работа под руководством преподавателя); сессией, каникулами и проч.
Следующая, заочная форма обучения, как правило, предполагает, что студент является 2 раза в год на интенсивные занятия продолжительностью примерно около месяца, по окончании которых сдает экзамены. При этом с 2008 года по некоторым специальностям в Казахстане получение высшего образования по заочной форме обучения на базе общего среднего образования (после 11 классов) исключено (например, медицинские специальности), заочно можно учиться только на базе среднего профессионального и высшего образования (3 или 2 года обучения).
Вечерняя форма обучения, которую называют очно-заочной, заключается в том, что учебный процесс перенесен на вечернее время, то есть студент имеет возможность днем работать, вечером посещает занятия в вузе. В Казахстане на вечернюю форму обучения поступают после любой ступени образования, однако также предусмотрены сокращенные сроки обучения по родственным специальностям или на базе высшего образования, и запрет на получение некоторых специальностей по данной форме.
Очень популярной является дистанционное обучение, представляющее собой совокупность технологий, которые обеспечивают доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения через Интернет-технологии. При этом, государственные экзамены и защиту дипломной работы (если она предусмотрена) студенты сдают в обычном порядке, то есть непосредственно в вузе.
Экстернат, как форма обучения, подразумевает самостоятельное изучение общеобразовательных программ высшего (также применяется в общем среднем образовании) образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями. Суть экстерната состоит в возможности получить среднее или высшее образование, не посещая школу, университет ежедневно, на основе индивидуальной образовательной траектории с совмещением обучения и работы или обучения в двух вузах одновременно. Двухгодичная (или более) программа может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций.
Хочется подчеркнуть, что в сегодняшних государственных стандартах документов о высшем образовании указания на форму обучения нет, то есть в дипломе указываются только вуз, специальность, данные владельца диплома. Кроме того, у сегодняшних граждан Казахстана есть возможность получить первое высшее образование бесплатно на конкурсной основе, то есть посредством государственного заказа. Помимо образовательных грантов, практикуется присуждение грантов руководителей областей, ректоров вузов, самих вузов, партнеров вузов, частные гранты.
Для остальных граждан остается договорная форма получения образования, т. е., платная, на которой и обучается подавляющее большинство студентов Казахстана.
В настоящий момент времени Казахстан испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными услуг учреждениями, предоставляющими получение высшего образования (университеты, академии, институты, высшие школы и т. д.). Сегодня в Казахстане на данный момент времени оказывают образовательные услуги около 140 вузов, из которых, примерно одна треть является государственными. В данных вузах обучаются свыше 775 тыс. студентов, которые когда-то, являясь абитуриентами, стояли перед выбором учебного заведения [1].
Все мы привыкли к аббревиатурам «КАРГУ», «КазГУ», «КарГТУ» и т. д., где в расшифровке присутствует слово «государственный». Для абитуриентов это обычно символизирует престиж, статус, уверенность в том, что завтра твой диплом не будет служить «ковриком для мышки», а обеспечит востребованность на рынке труда.
Но сегодня взгляды молодых людей и казахстанского общества в целом на государственное образование в вузах сильно меняются, так как все большую привлекательность обретают частные образовательные учреждения, работающие не под государственной эгидой. Существуют много споров о том, что же такое частное образование -достойная замена государственному или же бизнес с оттенком науки? Сама суть частного образования явление отнюдь не новое.
Ещё в 17-ом столетии грамотные люди обучали письму, чтению, счету за деньги, а представителям дворянство было обязательно владеть музыкальными инструментам, иностранными языками. Вернёмся в наше время. Разумеется, никто не отменял Государственные общеобязательные стандарты образования и другие нормативные документы образовательной сферы, и из курса высшей математики не выпадет несколько тем лишь потому, что вуз является частным.
Современной тенденцией в системе высшего профессионального образования РК является увеличение разрыва во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами практик, что в целом неизбежно приводит к снижению качества образовательного процесса и профессиональной подготовки будущих специалистов. В рамках данной работы, рассмотрим преимущества и недостатки государственной и частной систем высшего профессионального образования (таблица 1).
Таблица 1
Преимущества и недостатки государственных и частных вузов
Преимущества системы высшего образования в государственных вузах |
Преимущества системы высшего образования в частных вузах |
Больше шансов найти работу. Выше уровень образования. Престижнее диплом. Наличие грантов/стипендий. Профессиональней профессорско-преподавательский состав. |
Облегченные условия приема. Шире спектр специализаций. Ориентация на студентов. Выше уровень образования Профессиональней профессорско-преподавательский состав |
Недостатки системы высшего образования в государственных вузах |
Недостатки системы высшего образования в частных вузах |
Отсутствие/дефицит практики. Наличие коррупции. Высокая плата за обучение. |
Заниженные требования к студентам Сложность трудоустройства выпускников |
Возможно, что в будущем частное образование будет набирать обороты, расширяться и даже вымещать государственные вузы и школы. Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок разбирался в сфере экономики, знал свои права и мог защитить себя, выразить свои мысли, рассуждать об искусстве, имел свою собственную точку зрения в каждой ситуации и мог ее отстоять, знал о том, что нужно делать, выйдя за ворота школы, дабы занимать престижное место в обществе, начать своё дело и т. д. Например, в государственной среднеобразовательной школе не учат многим важным моментам, например: «Как заработать деньги?», но в частном центре развития подростки 12–13 лет разрабатывают собственные бизнес-планы, которые после определенных корректив вполне осуществимы. С одной стороны, всё перечисленное может создать образ идеального выбора молодёжи на пути к успеху, но на данный момент частное образование так же имеет определенные недостатки. Например, материальная сторона, которая сопровождает почти каждый аспект современной жизни. Сегодня расходы на образование со стороны Правительства Казахстана в основном ограничиваются в пределах государственных вузов. Далеко не каждая семья может профинансировать образование своего ребенка в вузе, поэтому малое количество или же полное отсутствие образовательных грантов в частных вузах может оттолкнуть абитуриента. В свою очередь недостаток финансирования сказывается на материально-технической оснащенности частных высших учебных заведений и, что сегодня наиболее актуально, на внедрении информационных технологий в сферу образования [2]. Итак, получать образование в государственном учреждении или в частном — личное дело каждого, но давать определения, что одно лучше другого будет неправильно. Необходимо рассматривать главные приоритеты при выборе вуза и конечно, учитывать свои возможности.
В заключение, следует отметить, что, полная интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство требует поднятия всей системы высшего профессионального образования на новый международный уровень. Т. е., как в частных, так и в государственных вузах страны должны быть приняты все необходимые меры по модернизации системы высшего образования, в особенности стоит уделить внимание политике повышения качества образовательных услуг.
Литература:
- Смирнова В. А. Казахстанский опыт реформирования высшего образования //Вопросы образования.- 2010. — № 4.- С. 268–280.
- Жетесова Г. С., Ерахтина И. И. Высшее образование в Казахстане: текущая ситуация и проблематика. // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 9. — С. 92–97.